Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН Толстого. («Севастопольские рассказы»)
Цель: осмысление патриотизма истинного и ложного, понимание народного духа, формирование авторской позиции по отношению к войне; выявление главных итогов Крымской войны для России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН Толстого. («Севастопольские рассказы»)
Цель: осмысление патриотизма истинного и ложного, понимание народного духа, формирование авторской позиции по отношению к войне; выявление главных итогов Крымской войны для России.
Ход урока.
«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен,- правда». (Л.Н.Толстой)
Слово учителя.
Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Первая кавказская дневниковая запись молодого Толстого озадачивает: «Пишу 30 мая в 10 часов ночи в Старогладковской станице. Как я сюда попал? Не знаю? То же»
- Как объяснить этот шаг? Вспомните Андрея Болконского в салоне А. Шерер. («Война и мир»).
-«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
- Одна из побудительных причин, толкнувших Толстого на участие в походе, было стремление испытать своё мужество и понять, что такое истинная храбрость.
- Толстой сосредоточил своё внимание на том, как простой русский человек, выполняющий воинский долг ведёт себя в минуты опасности, в чём проявляется его мужество.
2. С 1854 года Толстой девять месяцев сражался в Севастополе. Большую часть этого времени на четвёртом бастионе, в самом опасном месте. «Много прожил я в жизни в эти дни»,- записывает Толстой в дневнике тех лет.
3. «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». Л. Н. Толстой. С каким историческим явлением связано пребывание Толстого на Кавказе?
- Крымская война.
4. Что вы знаете о Крымской войне 1853-1856 годов? ( Этот вопрос можно дать учащимся как индивидуальное задание. Материал найти в учебнике « Истории России» 8 класс).
- В России правит Николай 1. Цель внешней политики - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1953 года русские войска были введены в дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. В октябре началась бомбардировка Севастополя. 11 месяцев длилась героическая оборона города. Крымская война оказалась личной трагедией Николая 1.: 18 февраля 1855 года он умер.
5. Прочитайте эпиграмму Ф. И. Тютчева. Определите отношение народа к царю? Подумайте, с какой целью в конце стихотворения поэт говорит о царе «ты был не царь, а лицедей».
Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые , и злые,-
Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
6.В семье Толстого не любили Николая 1, но верили, что в военном отношении Россия могущественнейшее государство, конечно, знали, но про то, что империя вся ворует, что она в военном отношении отстала и слаба, Лев Николаевич узнал под Севастополем. «Армия была проедена казнокрадством, герои гибли». Толстой был растерян; он не знал, как жить, для кого жить. С трудом находил он своё место. «Военная карьера не для меня, и чем раньше я из неё выберусь, чтобы вполне предаться литературной, тем будет лучше»,- писал он тётушки. Итогом Севастопольского периода стали его рассказы о войне.
7.В рассказах севастопольского цикла изображается событие исторического значения: героическая оборона города, решавшую судьбу Крымской войны. Почему Толстой называет эти события самыми трагическими?
- Севастополь был оставлен русскими войсками. Эта была трагедия для тех, кто ценой невероятных жертв и страданий одиннадцать месяцев отстаивал его.
А как на этот же вопрос отвечают историки? («История России» 8 класс)
-Горд был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. По уровню вооружения Россия отставала от своих противников. Русская пехота была, как и сто лет назад, вооружена кремневыми винтовками, стрелявшими на 300 шагов. Отсутствие современной техники отчасти выполнялось мужеством и самопожертвованием русских солдат и матросов, мастерством командиров, но для победы этого было недостаточно.
Домашнее задание к уроку было следующее. Прочитать «Севастопольские рассказы» Л Н Толстого. Составить таблицу на основании тезисов из рассказов на тему: «Защитники Севастополя». Таблица может выглядеть так.
Защитники Севастополя | Тезисы из рассказов из рассказов | Собственный комментарий по теме на основе тезисов |
Солдатские типы | Солдат с ампутированной ногой; белокурый, с пухлым и бледным лицом человек; положение, выражающее жестокое страдание.. | Опускает подробности своего героического поведения. Положение, выражающее жестокое страдание. Он сидит бодро. |
Чёрные моряки | Матрос, который курит, сидя на баррикаде… | Люди выполняют свою работу. Они страдают, мучаются, но страдания отдельных людей подчинены общей идее защиты Севастополя. |
Офицеры | Офицер в безукоризненных белых перчатках; «могу получить майора по линии, потому что много перебито…»; «маленькие Наполеоны»; «Маленькие изверги».. | «Тщеславие! Должно быть, оно и есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века». Презрение к ним. Каждый «готов затеять сражение, убить человек сотню для того, чтоб получить звёздочку…» |
Данные записи учащиеся используют при ответах.
8. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели?
-Сцена в госпитале. ( «Севастополь в декабре месяце») Солдат с ампутированной ногой спокойно рассказывает о своём ранении, опуская подробности своего героического поведения. «Белокурый, с пухлым и бледным лицом человек. Он лежит Белокурый, с пухлым и бледным лицом человек навзничь, закинув назад левую руку, в положении, выражающем жестокое страдание». Старый солдат… руки у него совсем нет. Он сидит бодро. Только увидев эту боль, эти страдания, «вы начинаете понимать защитников Севастополя…»
9. Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?
- «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к Родине».
10. Из госпиталя, этого «дома страданий», Толстой ведёт читателей на четвёртый бастион. Почему о нём говорят как о самом страшном и опасном месте?
-Вас поражает стон человека…
-Раненый в крови и в грязи…
-У матроса вырвана часть груди…
«Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщинке этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, положили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».
«Вообразите себе тех людей, которые вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжёлые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…».
-Показывая войну «в настоящем её выражении», Толстой не запугивает читателя, а рисует её такой, какая она есть в действительности. И лишь справедливая, священная война за родную землю, какую ведут защитники Севастополя, может заставить людей переносить самые тяжкие муки и страдания.
10. «Севастополь в мае». Перед нами предстают офицеры. Что такое война для таких, как Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?
-Хвастают своими «подвигами», убеждая себя и окружающих в том, что жарче всего было там, где находился тот или иной «герой». Толстой пишет: «Тщеславие! Должно быть, оно и есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века».
-Каждый «готов затеять сражение, убить человек сотню для того, чтоб получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».
- Храбрость Гальцина: любоваться сражением из окна уютной комнаты.
Штабс-капитан Михайлов: «Могу получить майора по линии, потому что много перебито…»
-Калугин: «Я - жив и цел, представления будут отличные, и уж непременно золотая сабля…»
Праскухин: «»Чёрт возьми! Как они тихо идут... ,право, лучше побегу вперёд, ведь я передал приказанье…Впрочем, нет, ведь эта скотина может рассказать потом, что я трус…»
11. Противопоставляя героический образ сражающегося за свою землю народа офицерам, приехавшим в «осаждённый город «ловить кресты и рубли», что этим хотел сказать Толстой?
-В рассказе противопоставляется высокое уважение автора к простым людям и матросам и глубокая неприязнь к господам.
- Толстой «снимает покровы» с тех офицеров Крымской армии, которых он в дневнике именует «аристократами». Называет людьми «праздными, богатыми, развратными». Главными их пороками он находил «вечные побуждения лжи, тщеславия и легкомыслия». «Это подлый народ».
12. «Севастополь в августе». Здесь Толстой высоко оценивает строевых командиров. «Через многие испытания нужно пройти, говорит Толстой, «чтобы сделаться тем спокойным, терпеливым человеком в труде и опасности, каким мы привыкли видеть русского офицера». О ком говорит автор?
- Братья Козельцовы.
13. Расскажите о них. Докажите правильность суждения автора.
-Михаил. «Он побежал вперёд… он был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости.» «Слава богу, слава богу,- проговорил раненый, не чувствуя, как слёзы текли по его щекам, и испытывая невыразимый восторг сознания того, что он сделал геройское дело. Мысль о брате мелькнула на мгновение в его голове. «Дай бог ему такого же счастия»,- подумал он.
Владимир. «Первое! Второе!» - командовал Володя, перебегая в дыму от одной мортиры к другой и совершенно забыв об опасности.»
-Михаил и Владимир, оба люди долга, подлинные патриоты.
14. Как резко отличаются интересы, образ мыслей, понятие долга простых солдат и матросов – защитников Севастополя и офицеров. На чьей стороне симпатии автора? В чём видит он патриотизм истинный и ложный?
-Итак, настоящие герои Севастополя – простые люди. Они сделали невозможное - у стен почти неукреплённого города остановили врага.
Обратимся к эпиграфу. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен,- правда». Как вы понимаете эти слова Толстого?
Завершая рассказ, Толстой пишет: «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». В исторической драме, показанной Толстым, народ, проливший кровь за русскую землю, не признал себя побеждённым. Его вынудили оставить разрушенный город, но он убеждён в том, что это ненадолго. Для каждого русского было тяжело принять приказ об отступлении.
Слово учителя. Великая эпопея Севастополя позволила Л Толстому увидеть «главные черты, составляющие черты русского, - черты простоты и упрямства». Стремясь обрисовать русский национальный характер, Толстой показал его как народный характер. С рассказами о Севастополе впервые в русской и мировой литературе появилось реалистически правдивое изображение войны. Толстой показал войну «не в красивом и блестящем строе, музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а…в настоящем её выражении – в крови, в страдании, в смерти.
Разочарование после войны, ощущение того, что ничего не будет довершено, стыд за самого себя, горькая радость и боль человека, рождённого народом, переполняли молодого Толстого. Захотелось всё пересмотреть.
- Что явилось главным итогом Крымской войны для России?
-Тяжёлое испытание едва не завершилось общенациональной катастрофой.
- Защита этой небольшой морской крепости в далёком Крыму вдруг объединила разные группы и классы русских людей, помогла им преодолеть сословную ограниченность и взаимное недоверие, ощутить себя единым народом.
-Люди прозрели, но не отчаялись, достойно делали своё дело на войне.
- Пришлось , как говорил Толстой, навалиться всем народом, проявить мужество, терпеть все пороки деспотического государственного устройства, плохой организации и бездарного командования, формализм и самоослеплённость правящих «верхов», свою экономическую и военную отсталость, неразбериху в министерствах и штабах, плохое снабжение, воровство интендантов.
-Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть всё новые и новые поражения от ушедшей вперёд Европы.
-Как всегда у Толстого, лучше и искреннее, цельнее всех по своим характерам и думам простые люди – солдаты, матросы, местные жители. На самом деле они очень просты в своих думах и чувствах, скрытых для высших слоёв общества. Но на них держится всё, их спокойная глубокая вера и стойкость в очередной раз спасает Россию.
Домашнее сочинение. «Счастлив писатель, которому дано трогать такие струны в человеческом сердце!»(Н. А. Некрасов) (По произведению ЛН Толстого «Севастопольские рассказы».
Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН Толстого. («Севастопольские рассказы»)
( По методике работы с текстовой информацией на уроках литературы)
Выполнила : Монгуш ЕМ
2011-2012