Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН Толстого. («Севастопольские рассказы»)

Монгуш Екатерина Михайловна

Цель: осмысление патриотизма истинного и ложного, понимание народного духа, формирование авторской позиции по отношению  к войне;  выявление главных  итогов Крымской войны для России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sevas_rass.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН  Толстого. («Севастопольские рассказы»)

Цель: осмысление патриотизма истинного и ложного, понимание народного духа, формирование авторской позиции по отношению  к войне;  выявление главных  итогов Крымской войны для России.

Ход урока.

                                     «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен,-  правда».               (Л.Н.Толстой)

Слово учителя.

Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Первая  кавказская дневниковая запись молодого Толстого озадачивает: «Пишу 30 мая в 10 часов ночи в Старогладковской станице. Как я сюда попал? Не знаю? То же»

  1. Как объяснить этот шаг? Вспомните Андрея Болконского в салоне А. Шерер. («Война и мир»).

-«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

-  Одна из побудительных причин, толкнувших Толстого на участие в походе, было стремление испытать своё мужество и понять, что такое истинная храбрость.

- Толстой сосредоточил своё внимание на том, как простой русский человек, выполняющий воинский долг ведёт себя в минуты опасности, в чём проявляется его мужество.

             2. С 1854 года Толстой девять месяцев сражался в Севастополе.  Большую часть этого времени на четвёртом бастионе, в самом опасном месте. «Много прожил я в жизни в эти дни»,- записывает Толстой в дневнике тех лет.

        3. «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною  и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».  Л. Н. Толстой. С каким историческим явлением связано пребывание Толстого на Кавказе?

- Крымская война.

        4. Что вы знаете о Крымской войне 1853-1856 годов?     ( Этот вопрос можно дать учащимся как индивидуальное задание. Материал найти в учебнике « Истории  России» 8 класс).

- В России правит Николай 1. Цель внешней политики - вытеснение Турции из Европы.  Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1953 года русские войска были введены в дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. В октябре началась бомбардировка Севастополя. 11 месяцев длилась героическая оборона города. Крымская война оказалась личной трагедией Николая 1.: 18 февраля  1855 года он  умер.

        5. Прочитайте эпиграмму Ф. И. Тютчева. Определите отношение народа к царю? Подумайте, с какой целью в конце стихотворения поэт говорит о царе «ты был не царь, а лицедей».

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые , и злые,-

Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

6.В семье Толстого не любили Николая 1, но верили, что в военном отношении Россия могущественнейшее государство, конечно, знали, но про то, что империя вся ворует, что она в военном отношении отстала и слаба, Лев Николаевич узнал под Севастополем.  «Армия была проедена казнокрадством, герои гибли». Толстой был растерян; он не знал, как жить, для кого жить. С трудом находил он своё место.  «Военная карьера не для меня, и чем раньше я из неё выберусь, чтобы вполне предаться литературной, тем будет лучше»,- писал он тётушки. Итогом Севастопольского периода стали  его рассказы о войне.

7.В рассказах севастопольского цикла изображается событие исторического значения: героическая оборона города, решавшую судьбу Крымской войны. Почему Толстой называет эти события самыми трагическими?

- Севастополь был оставлен русскими войсками. Эта была трагедия для тех, кто ценой невероятных жертв и страданий одиннадцать месяцев отстаивал его.

А как на этот же вопрос отвечают историки?   («История России» 8 класс)

-Горд был неуязвим с моря, но практически беззащитен с  суши. По уровню вооружения Россия отставала от своих противников. Русская пехота была, как и сто лет назад, вооружена кремневыми винтовками, стрелявшими на 300 шагов. Отсутствие современной техники отчасти выполнялось мужеством и самопожертвованием русских солдат и матросов, мастерством командиров, но для  победы этого было недостаточно.

Домашнее задание  к уроку было следующее.  Прочитать «Севастопольские рассказы» Л Н Толстого. Составить таблицу на основании тезисов из рассказов на тему: «Защитники Севастополя». Таблица может выглядеть так.

Защитники Севастополя

Тезисы из рассказов из рассказов

Собственный комментарий  по теме на основе тезисов

Солдатские типы

Солдат с ампутированной ногой;

белокурый, с пухлым и бледным лицом человек;

положение, выражающее жестокое страдание..

Опускает  подробности своего героического поведения.

Положение, выражающее жестокое страдание.

Он сидит бодро.

Чёрные моряки

Матрос, который курит, сидя на баррикаде…

Люди выполняют свою работу. Они страдают, мучаются, но страдания отдельных людей подчинены общей идее защиты Севастополя.

Офицеры

Офицер в безукоризненных белых перчатках;

«могу получить майора по линии, потому что много перебито…»;

«маленькие Наполеоны»;

«Маленькие изверги»..

«Тщеславие! Должно быть, оно и есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века».

Презрение  к ним. Каждый «готов затеять сражение, убить человек сотню для того, чтоб получить звёздочку…»

 Данные записи учащиеся используют при ответах.

8. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели?

         -Сцена в госпитале. ( «Севастополь в декабре месяце»)   Солдат с ампутированной ногой спокойно рассказывает  о своём ранении, опуская подробности своего героического поведения. «Белокурый, с пухлым и бледным лицом человек. Он лежит Белокурый, с пухлым и бледным лицом человек навзничь, закинув назад левую руку,   в положении, выражающем жестокое страдание».  Старый солдат… руки у него совсем нет. Он сидит бодро. Только увидев эту боль, эти страдания, «вы начинаете понимать защитников Севастополя…»

9. Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

- «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к Родине».

10. Из госпиталя, этого «дома страданий», Толстой ведёт читателей на четвёртый бастион. Почему о нём говорят как о самом страшном и опасном месте?

-Вас поражает стон человека…

-Раненый в крови и в грязи…

-У матроса вырвана  часть груди…

«Вглядитесь  в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщинке этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине  этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, положили ещё  следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».

«Вообразите себе тех людей, которые вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжёлые времена не упали,  а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за  родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…».

-Показывая войну  «в настоящем её выражении», Толстой не запугивает читателя, а рисует её такой, какая она есть  в действительности. И лишь справедливая, священная война за родную землю, какую ведут защитники Севастополя, может  заставить людей переносить самые тяжкие муки и страдания.

10. «Севастополь в мае».  Перед нами предстают офицеры. Что такое война для таких, как Гальцин,   Праскухин и других «аристократов»?

-Хвастают  своими «подвигами», убеждая себя и окружающих в том, что жарче всего было там, где находился тот или иной «герой». Толстой пишет: «Тщеславие! Должно быть, оно и есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века».

-Каждый «готов  затеять сражение, убить человек сотню для того, чтоб получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

- Храбрость Гальцина: любоваться  сражением из окна уютной комнаты.

Штабс-капитан Михайлов: «Могу получить майора по линии, потому что много перебито…»

-Калугин: «Я - жив и цел, представления будут отличные, и уж непременно золотая сабля…»

Праскухин: «»Чёрт возьми! Как они тихо идут... ,право, лучше побегу вперёд, ведь я передал приказанье…Впрочем, нет, ведь эта скотина может рассказать потом, что я трус…»

11. Противопоставляя героический образ сражающегося за свою землю народа офицерам, приехавшим в «осаждённый город «ловить кресты и рубли», что этим  хотел сказать  Толстой?

-В рассказе противопоставляется высокое уважение автора к простым людям и матросам и глубокая неприязнь к господам.

- Толстой «снимает покровы» с тех офицеров Крымской армии, которых он в дневнике именует «аристократами».  Называет людьми «праздными, богатыми, развратными».  Главными  их пороками он находил «вечные побуждения лжи, тщеславия и легкомыслия». «Это подлый народ».

12. «Севастополь в августе». Здесь Толстой высоко оценивает строевых  командиров. «Через многие испытания нужно пройти, говорит Толстой, «чтобы сделаться тем спокойным, терпеливым человеком в труде и опасности, каким мы привыкли видеть русского офицера». О ком говорит  автор?

- Братья Козельцовы.

13. Расскажите о них. Докажите правильность  суждения автора.

-Михаил. «Он побежал вперёд… он был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости.» «Слава богу, слава богу,- проговорил раненый, не чувствуя, как слёзы текли по его щекам, и испытывая невыразимый восторг сознания того, что он сделал геройское дело. Мысль о брате мелькнула на мгновение в его голове. «Дай бог ему такого же счастия»,- подумал он.

Владимир. «Первое! Второе!» - командовал Володя, перебегая в дыму от одной мортиры к другой и совершенно забыв об опасности.»

-Михаил и Владимир, оба люди долга, подлинные патриоты.

14. Как резко отличаются интересы, образ мыслей, понятие долга простых солдат и матросов – защитников Севастополя и офицеров. На чьей стороне симпатии автора? В чём видит он патриотизм истинный и ложный?

-Итак, настоящие герои Севастополя – простые люди. Они сделали невозможное - у стен почти неукреплённого города остановили врага.

Обратимся к эпиграфу.    «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен,-  правда».   Как вы понимаете эти слова Толстого?        

Завершая рассказ, Толстой пишет: «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». В исторической драме, показанной Толстым, народ, проливший кровь за русскую землю, не признал себя побеждённым. Его вынудили оставить разрушенный город, но он убеждён в том, что это ненадолго. Для каждого русского было тяжело принять приказ об отступлении.

Слово учителя. Великая эпопея Севастополя позволила Л Толстому увидеть «главные черты, составляющие черты  русского, - черты простоты и упрямства». Стремясь обрисовать русский национальный характер, Толстой показал его как народный характер. С рассказами о Севастополе впервые в русской и мировой литературе появилось реалистически правдивое изображение войны. Толстой показал войну «не в красивом и блестящем строе, музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а…в настоящем её выражении – в крови, в страдании, в смерти.

        Разочарование после войны, ощущение того, что ничего не будет довершено, стыд за самого себя, горькая радость и боль человека, рождённого народом, переполняли молодого Толстого. Захотелось всё пересмотреть.

  1. Что явилось главным итогом Крымской войны для России?

-Тяжёлое испытание едва не завершилось общенациональной катастрофой.

- Защита  этой небольшой морской крепости в далёком Крыму вдруг объединила разные группы и классы русских людей, помогла им преодолеть сословную ограниченность и взаимное недоверие, ощутить себя единым народом.

-Люди прозрели, но не отчаялись, достойно делали своё дело на войне.

- Пришлось , как говорил Толстой, навалиться всем  народом, проявить мужество, терпеть все пороки деспотического государственного устройства, плохой организации и бездарного командования, формализм и самоослеплённость правящих «верхов», свою экономическую и военную отсталость, неразбериху в министерствах и штабах, плохое снабжение, воровство интендантов.

-Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть всё новые и новые поражения от ушедшей вперёд Европы.

-Как всегда у Толстого,  лучше и искреннее, цельнее всех по своим  характерам и думам простые люди – солдаты, матросы, местные жители. На самом деле они очень просты в своих думах и чувствах, скрытых для высших слоёв общества. Но  на них держится всё, их  спокойная глубокая вера и стойкость в очередной раз спасает Россию.

Домашнее сочинение.  «Счастлив писатель, которому дано трогать такие струны в человеческом сердце!»(Н. А. Некрасов) (По произведению ЛН Толстого «Севастопольские рассказы».

Человек на изломе эпохи 50-60-х годов 19 века в творчестве ЛН  Толстого. («Севастопольские рассказы»)

( По методике работы с текстовой информацией на уроках литературы)

                                                                                Выполнила : Монгуш ЕМ

2011-2012