Урок внеклассного чтения в 5 классе "С чего начинается Родина?"

 

    Урок внеклассного чтения в 5 классе (краеведение).   С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают штору и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне вворачивается ощущение полноты жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С чего начинается Родина?

(Урок внеклассного чтения в 5 классе.)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством поэтов – райчихинцев.
  2. Воспитывать у учащихся морально – ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

Оформление и оборудование:

  1. Запись темы урока, эпиграф.
  2. Пейзажи.
  3. Магнитофон.

Здесь всегда рады мне,

Всегда ждет меня дом.

                  О. Симонова.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. (Звучит мелодия Баснера «С чего начинается Родина?» в исполнении Марка Бернеса.)

       С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают штору и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне вворачивается ощущение полноты жизни.

       Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя Родина – щедра!

       Итак, как вы уже поняли, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы окунемся в мир поэзии, почитаем стихи и поделимся своими чувствами.

II. Беседа.

1. Что для вас понятие Родина?

       Спасибо, вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно.

       Заглянем в словарь Ожегова.

       Словарная работа.

2. Подберите однокоренные слова к слову Родина.

(Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род.)

       Итак, мы видим, Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, то есть с малой Родины.

       Эта тема находит отражение в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, Родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

3. Вспомните, пожалуйста, знакомые вам строки из стихотворений известных русских поэтов. (Например, С. Есенин «Белая береза».)

       Прекрасно! Мы чувствуем ритм, мелодию, интонацию есенинского стихотворения так же, как и стихотворения Константина Симонова «Родина».

Чтение стихотворения учащимся.

4. О какой Родине говорит поэт?

       Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства.

5. Обратимся к сборникам стихотворений поэтов города Райчихинска.

    Каким они нарисовали наш город – свою малую Родину?

Чтение стихотворений.

              Александр Ножкин. «Россия»

                  Ольга Симонова. «Почему – то не сплю, но как будто во сне».

                  Юрий Салкин. «Ночная песня».

6. Прекрасные стихи! Чем они очаровывают? Каким видят поэты свой родной город, свою малую Родину?

       Да, они восхищаются природой, которая окружает, Райчихинск для них – дом родной, который их всегда ждет.

7. Что вы можете сказать о самих авторах, читая эти стихи?

       Они любят свой город – это патриоты своей малой Родины, они хотят, чтобы их читатели помнили: куда бы ни забросила их судьба – роднее, лучше и краше места они не найдут, потому что здесь их дом, родные и близкие, знакомые до боли места, где они были счастливы!

       Так думаете и вы. Накануне этого урока вам была предложена творческая работа: написать сочинение – рассуждение на тему «Мой город». Послушайте выборочно отрывки из двух. Они разные.

       Хотелось бы, чтобы вы высказали свое отношение к услышанному.

8. Каждый из вас пытался выразить свое отношение к малой Родине. Что скажете?

       Не хотелось бы, чтобы не звучали такие страшные слова: «Я не люблю свой город»!

Чтение стихотворения под музыку И. Талькова.

                                          Я хочу, чтобы Родина снилась.

                                          Я хочу, чтобы славились в ней

                                          Люди смелые, гордые, сильные

                                          И дела их, что нету важней!

                                          Я хочу, чтоб сюда возвращалась

                                          Каждый раз, когда сердце зовет,

                                          И душа моя сразу смягчалась,

                                          Ну а лучше – пускай запоет.

                                          Запоет от того, что я дома,

                                          Что с любовью встречает меня

                                          Дорогая, родная, знакомая

                                          Замечательная семья.

III. Итоги урока.

IV. Оценки за урок.