Элективный курс "Русское слово"
Программа является дополнение к учебному курсу русского языка.
Курс состоит из одного модуля: лексика и фразеология русского языка.
Программа предполагает, что вся деятельность учащихся будет организована на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в 9 кл. произведений художественной литературы.
Разделы, посвященные лексике и фразеологии, в значительной мере являются повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако на этом этапе его содержание существенно обогащено, расширен круг рассматриваемых вопросов, изменен и усложнен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.
Содержание курса тесно связано с изучением литературы, что отражено в данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_russkoe_slovo.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11,12. | Повторение лексики. Слово как единица языка. Многозначные слова. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно – бытовая и книжная лексика. Лексика товарно – рыночных отношений. Активный и пассивный словарный запас, архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Различение свободных и несвободных словосочетаний. Понятие фразеологизма в его узком и широком значениях. Сходство и различие фразеологизма и слова. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. Происхождение фразеологизмов, их стилистическая окраска, нормативное употребление в соответствии со значением и стилистическими свойствами. Семинар. Лексические и фразеологические словари. Практикум. Лексико – фразеологический разбор. Зачет по курсу. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | |
|
Пояснительная записка.
Адресат : учащиеся 9-х классов
Цель курса: закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике и фразеологии, правописанию.
Задачи курса:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике и фразеологии, правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно – языковую форму;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся.
Содержание курса:
Программа является дополнение к учебному курсу русского языка.
Курс состоит из одного модуля: лексика и фразеология русского языка.
Программа предполагает, что вся деятельность учащихся будет организована на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в 9 кл. произведений художественной литературы.
Разделы, посвященные лексике и фразеологии, в значительной мере являются повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако на этом этапе его содержание существенно обогащено, расширен круг рассматриваемых вопросов, изменен и усложнен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.
Содержание курса тесно связано с изучением литературы, что отражено в данной программе. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых является чтение и работа с текстом, работа с художественно – языковыми средствами. Такая работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им проникать в творческую мастерскую писателя, в тайны родного языка.
Данный курс будет интересен учащимся, которые планируют дальнейшее обучение в 10 кл. и гуманитарного, и физико – математического направлений, т.к. в русском языке много профессиональных слов и фразеологизмов, используемых в речи лицами, владеющими той или иной профессией, специальностью.
Специфика подхода:
1) не ставится задача систематического и последовательного изучения. Отбираются лишь отдельные темы, которые необходимы при анализе художественного текста;
2) разножанровость текстов: использование текстов в качестве дидактического материала современной периодики, публицистики, классических произведений.
Учет и оценка результатов:
- использование приемов самоанализа и самооценки;
- выполнение определенного набора практических заданий;
- подготовка рефератов;
- в конце курса проводится зачет.
В конце программы предлагается список литературы, адресованной учителю и учащимся.
Литература для учителя.
1. Горшков А.И.
Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. школ, гимназий и лицеев гуманит. направленности. – М.: Просвещение, 1995.
2. Русский язык. Пособие для факультативного курса: Учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений / И.И. Ворожбицкая, Э.С. Городецкая, Р.Я. Лазаренко и др.; Под ред. А.В. Барандеева.- М.: Высшая школа, 1987.
3. Новиков Л.А.
Искусство слова. – М., 1991.
4.Костомаров В.Г.
Языковой вкус эпохи. – М., 1994.
5. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.
Литература для учащихся.
1. Введенская Л.А. и др.
Русское слово: Факультатив. курс «Лексика и фразеология русского языка»: Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев.- М.: Просвещение, 1991.
2. Горшков А.И.
Русская словесность. От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
4. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Г. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М., 1987.
5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка, - М., 1994.
6. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. школьный толковый словарь русского языка. – М., 1999.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1998.
7.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1997.
8. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
Темы рефератов.
1. Богатство лексики и фразеологии русского языка.
2. Почему в языке появляются многозначные слова?
3. С какой целью в художественных произведениях используются многозначные слова сразу в двух или более значениях? (На примере 2-3 произведений.)
4. С какой целью омонимы используются в художественных произведениях? (На примере 2-3 произведений.)
5. Для каких целей используются синонимы в тексте? (На примере 2-3 произведений.)
6. С какой целью антонимы используются в художественных произведениях? (На примере 2-3 произведений.)
7. Что такое старославянизмы и какова их роль в художественных и публицистических произведениях? (На примере 2-3 произведений.)
8. Использование диалектных слов в художественных произведениях.
9. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.
10. Исторические изменения в лексике русского языка и их причины.
11. Источники пополнения словарного состава литературного языка.
12. Использование фразеологизмов в художественной литературе. (На примере 2-3 произведений.)
13. Приемы авторской обработки фразеологизмов.
14. Использование фразеологизмов в деловой и научной речи.
15. Новые фразеологизмы в русском языке.
16. Фразеологизмы русского языка.
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Русское слово»
КЛАСС : 9
УЧИТЕЛЬ: Золотарева Н.Н.,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационной категории
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 12