Элективный курс "Русское слово"

 

    Программа является дополнение к учебному курсу русского языка.  

    Курс состоит из одного модуля: лексика и фразеология русского языка.

    Программа предполагает, что вся деятельность учащихся будет организована на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в 9 кл. произведений художественной литературы.

    Разделы, посвященные лексике и фразеологии, в значительной мере являются повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако на этом этапе его содержание существенно обогащено, расширен круг рассматриваемых вопросов, изменен и усложнен характер предлагаемых  видов речевой деятельности учащихся.

    Содержание курса тесно связано с изучением литературы, что отражено в данной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_russkoe_slovo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

№ занятия

       Тема

Кол-во часов

Дата

      1.

      2.

      3.

      4.

      5.

      6.

      7.

      8.

      9.

      10.

    11,12.

Повторение лексики. Слово как единица языка.      Многозначные слова. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно – бытовая и книжная лексика. Лексика товарно – рыночных отношений.

Активный и пассивный словарный запас, архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Различение свободных и несвободных словосочетаний. Понятие фразеологизма в его узком и широком значениях. Сходство и различие фразеологизма и слова.

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.

Происхождение фразеологизмов, их стилистическая окраска, нормативное употребление в соответствии со значением и стилистическими свойствами.

Семинар. Лексические и фразеологические словари.

Практикум. Лексико – фразеологический разбор.

Зачет по курсу.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        1 ч.

        2 ч.

     

                                         

                            Пояснительная  записка.

Адресат : учащиеся 9-х классов

Цель курса: закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике и фразеологии, правописанию.

Задачи курса:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике и фразеологии, правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно – языковую форму;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся.

Содержание курса:

    Программа является дополнение к учебному курсу русского языка.  

    Курс состоит из одного модуля: лексика и фразеология русского языка.

    Программа предполагает, что вся деятельность учащихся будет организована на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в 9 кл. произведений художественной литературы.

    Разделы, посвященные лексике и фразеологии, в значительной мере являются повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако на этом этапе его содержание существенно обогащено, расширен круг рассматриваемых вопросов, изменен и усложнен характер предлагаемых  видов речевой деятельности учащихся.

    Содержание курса тесно связано с изучением литературы, что отражено в данной программе. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых является чтение и работа с текстом, работа с художественно – языковыми средствами. Такая работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им проникать в творческую мастерскую писателя, в тайны родного языка.

     Данный курс будет интересен учащимся, которые планируют дальнейшее обучение в 10 кл. и гуманитарного, и физико – математического направлений, т.к. в русском языке много профессиональных слов и фразеологизмов, используемых в речи лицами, владеющими той или иной профессией, специальностью.

Специфика подхода:

1) не ставится задача систематического и последовательного изучения. Отбираются лишь отдельные темы, которые необходимы при анализе художественного текста;

 2)  разножанровость текстов: использование текстов в качестве дидактического материала современной периодики, публицистики, классических произведений.

Учет и оценка результатов:

- использование приемов самоанализа и самооценки;

- выполнение определенного набора практических заданий;

- подготовка рефератов;

- в конце курса проводится зачет.

В конце программы предлагается список литературы, адресованной учителю и учащимся.

Литература для учителя.

1. Горшков А.И.

        Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. школ, гимназий и лицеев гуманит. направленности. – М.: Просвещение, 1995.

2. Русский язык. Пособие для факультативного курса: Учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений / И.И. Ворожбицкая, Э.С. Городецкая, Р.Я. Лазаренко и др.; Под ред. А.В. Барандеева.- М.: Высшая школа, 1987.

3. Новиков Л.А.

        Искусство слова. – М., 1991.

4.Костомаров В.Г.

        Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

5. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.

Литература для учащихся.

1. Введенская Л.А. и др.

         Русское слово: Факультатив. курс «Лексика и фразеология русского языка»: Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев.- М.: Просвещение, 1991.

2. Горшков А.И.

        Русская словесность. От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

4. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Г. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М., 1987.

5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка, - М., 1994.

6. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. школьный толковый словарь русского языка. – М., 1999.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1998.

7.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1997.

8. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.

9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

Темы рефератов.

1. Богатство лексики и фразеологии русского языка.

2. Почему в языке появляются многозначные слова?

3. С какой целью в художественных произведениях используются многозначные слова сразу в двух или более значениях? (На примере 2-3 произведений.)

4. С какой целью омонимы используются в художественных произведениях? (На примере 2-3 произведений.)

5. Для каких целей используются синонимы в тексте? (На примере 2-3 произведений.)

6. С какой целью антонимы используются в художественных произведениях? (На примере 2-3 произведений.)

7. Что такое старославянизмы и какова их роль в художественных и публицистических произведениях? (На примере 2-3 произведений.)

8. Использование диалектных слов в художественных произведениях.

9. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.

10. Исторические изменения в лексике русского языка и их причины.

11. Источники пополнения словарного состава литературного языка.

12. Использование фразеологизмов в художественной литературе. (На примере 2-3 произведений.)

13. Приемы авторской обработки фразеологизмов.

14. Использование фразеологизмов в деловой и научной речи.

15. Новые фразеологизмы в русском языке.

16. Фразеологизмы русского языка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

   

                       








ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Русское слово»







 


КЛАСС : 9


УЧИТЕЛЬ: Золотарева Н.Н.,


учитель русского языка и литературы,


I квалификационной категории



КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 12