Рынок и рыночные отношения. Спрос и предложение

Гаврилова Елена Сергеевна

Материал для подготовки в ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Признак

Традиционная

Командная

Рыночная

Собственность

Общинная

Государственная

Частная

Конкуренция

Натуральное хозяйство

Монополия

Конкуренция производителей

Цены

Определяются традициями, денежные отношения слабо развиты, бартер

Государство устанавливает цены

Свободное ценообразование

Кто решает – что, как и для кого производить?

Традиции и хозяйственный опыт предков

Директивное или централизованное планирование, уравнительное распределение

Производители экономически самостоятельны

Бизнес

Не развит

Частное предпринимательство запрещено

Свобода предпринимательства

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Признаки рынка:

  • Нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.
  • Нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать.
  • Нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Виды рынков

По географическому положению выделяют (по уровню)

местный                региональный         национальный                     мировой

 По объекту купли продажи

Р товаров                                Р услуг

По экономическому назначению объекта рыночных отношений

– потребительский рынок,

– рынок средств производств,

– рынок капиталов (фондовый рынок),

– рынок информации,

– рынок труда,

– рынок земли (рынок недвижимости)

По объемам продаж

оптовый                                                     розничный

По степени насыщенности товарами

равновесный                        дефицитный            избыточный

По соответствию правовым нормам

легальный              полулегальный («серый»)            нелегальный («черный»)

По условиям конкурентной среды

свободный (конкурентный)                                     монополистический

олигополистический          смешанный

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Совершенная конкуренция – это ситуация, при которой множество продавцов, однородная продукция, равный доступ к информации, открытый доступ на рынок, цены контролирует рынок.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию. Она включает в себя несколько моделей:

  • Монополистическая конкуренция (парфюмерная, фармацевтическая, телефонная). Это ситуация, при которой фирм много, но каждая из них обладает некоторой монопольной властью;
  • Олигополия (автомобильная отрасль, алюминиевая, сталелитейная, МТС, мегафон, Билайн). При этом виде конкуренции в отрасли существует ограниченное число крупных фирм, взаимно зависимых в принятии решений о ценах на свою продукцию;
  • Дуополия (на рынке действуют две фирмы);
  • Чистая монополия (господствует один продавец);
  • Монопсония (господствует один покупатель);
  • Двухсторонняя монополия (сталкивается монополия продавца с монополией покупателя);
  • Двухсторонняя олигополия

Позитивные черты конкуренции (рынка):

  •  Эффективное распределение ресурсов
  •  Стимулируют научный прогрессе
  • Отсутствие дефицита
  • Развитая конкуренция
  • Свобода предпринимательства

Недостатки рынка:

  • Не может справиться с бедностью и безработицей
  • Приводит к экологическому кризису
  • Рынок развивается циклично
  • Рынку в целом невыгодно производить общественные блага
  • Склонен к монополизации

                     Функции рынка

  •  Ценообразующая – в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены
  •  Регулирующая – влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя
  •  Информационная – информирует участников экономической жизни о востребованности товаров, динамике цен и т.п.
  •  Посредническая – соединяет производителя и потребителя, позволяя найти наиболее выгодный вариант сделки
  •  Санирующая – «очищает» экономику от неэффективно работающих предприятий
  • Стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли.
  • Контролирующая играет роль главного контролера конечных результатов производства.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спрос – желание и возможность потребителя купить определённое количество товара или услуги по определённой цене в определённый период времени.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Закон спроса – повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен – к его увеличению (обратная зависимость).

_111

Неценовые факторы спроса

  • Вкусы и предпочтения потребителей, мода
  • Сезонный фактор
  • Количество потребителей
  • Реклама
  • Ожидание потребителей
  • Доходы населения
  • Товары заменители –субституты (кондиционеры-вентиляторы, ноутбуки – стационарные компьютеры и т.д.)
  • Взаимодополняющие товары (бензин и автомобиль, наушники и телефон)

Предложение – это готовность производителя продать определённое количество товара или услуги по определённой цене за определённый период времени.

Объём (величина) предложения – количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определённой цене в течение определённого количества времени. 

Закон предложения – как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых / предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – уменьшение этого количества (прямая зависимость).

_111

Неценовые факторы предложения

  • Количество продавцов/производителей
  • Увеличение/снижение расходов
  • Рост налогов
  • Засуха, неурожай
  • Внедрение новых технологий
  • Увеличение гос помощи

Механизм цен – формирование  и изменение рыночной цены в результате согласования интересов участников рынка, свободно принимающих экономические решения.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/AdamSmith.jpg?uselang=ru

НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА

В ЗДОРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ РЫНОК САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ, СОХРАНЯЕТСЯ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – ПРИМЕРНОЕ РАВЕНСТВО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ТОВАР.

Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство

Биржа – организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара.

  • Товарная
  •  Фондовая
  •  Труда