Программа дополнительного образования "Бизнес-планирование"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Бизнес-планирование»
для обучающихся 15-20 лет
срок реализации 10 месяцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obrazovaniya_-_biznes-planirovanie_-_54_chasa.docx | 81.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры | |
«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
РАССМОТРЕНО Протокол педагогического совета № ____ от «_____»___________ | УТВЕРЖДАЮ Директор АУ «Сургутский политехнический колледж» _________ В.Н. Шутов «_____» __________ 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Бизнес-планирование»
для обучающихся 15-20 лет
срок реализации 10 месяцев
г. Сургут, 2021 год
Должность | Фамилия/ Подпись | Дата | |
Разработал | Педагог дополнительного образования | Шипаева Л.С. | 24.08.2021 |
Согласовал | Заместитель директора по ВР Старший педагог доп.образования СП | Шутова Т.В. |
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
В современном мире, очень быстрыми темпами развивается финансовый рынок. Очень актуальными являются вопросы о финансовой грамотности населения. Так как незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики являются предпосылкой большинства экономических и социальных проблем, как всего общества, так и отдельных граждан.
Знание финансовой грамотности и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать задолженностей, планировать личный бюджет, создавать сбережения, а так же ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.
Один из ярких примеров низкого уровня финансовой грамотности населения - неграмотное пользование своими средствами, что приводит заемщиков в неблагоприятное финансовое положение. Многие, не расплатившись с предыдущим кредитом, берут новые займы, и так до бесконечности. На основании таких процессов экономика получает низкое благосостояние своих граждан и высокий темп инфляции. Таким образом, можно сделать вывод, что повышение финансовой грамотности населения чрезвычайно актуальная задача.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бизнес-планирование» разработана с учетом Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ и Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Отличительной особенностью программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Особую важность финансовая грамотность приобретает в условиях экономической нестабильности, когда необходимо быстро принимать рациональные, взвешенные финансовые решения.
Программа не предъявляет требований к уровню подготовки обучающихся, принимаются все желающие обучаться. Сроки реализации программы – 10 месяцев. При этом обучение является разноуровневым.
Содержание
№п/п | Наименование раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
3. | Учебный план | 10 |
4. | Календарный учебный план | 12 |
5. | Содержание изучаемого курса | 15 |
6. | Организационно-педагогические условия | 22 |
7. | Оценка качества освоения программы | 24 |
Пояснительная записка дополнительной образовательной программы
«Бизнес-планирование»
Направленность программы дополнительного образования (далее - программа) – социально-гуманитарная: повышение финансовой грамотности студентов. Программа «Бизнес-планирование» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический колледж» (далее – колледж) объединяет обучающихся колледжа, заинтересованных в повышении своей финансовой грамотности и разработана с учетом Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ и Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Вид деятельности – групповые лекции, мастер-классы, участие в вебинарах и конференциях, круглых столах. Практикуется выполнение творческих отчетов, стимулирующих повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитать молодежь финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Отличительной особенностью программы кружка является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Программа кружковой работы предполагает:
- планирование процесса обучения в соответствии с планом воспитательной работы энергетического отделения и планом воспитательной работы колледжа на 2020-2021 учебный год.
Новизной данной программы является направленность кружковой работы на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 15 до 20 лет.
Сроки реализации программы – один учебный год. При этом обучение является разноуровневым. Количество часов - 54 часа. Режим организации занятий: два раза в неделю: среда, четверг по 0,8 часа. При этом график занятий может варьироваться в связи с производственной необходимостью: часть занятий может быть перенесена на учебное время (например, участие в мероприятиях «Неделя финансовой грамотности», «День предпринимателя») или на выходной день.
Формы занятий, применяемые программой, разнообразны: лекции, тренинги, мастер – классы, деловые игры, участие в он-лайн вебинарах, конкурсах по финансовой грамотности, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, выполнение самостоятельной или практической работы.
Данная программа основывается на следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ (принят Государственной Думой РФ 29.12.2012).
2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 августа 1995 года №135-ФЗ).
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
4. Устав автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский политехнический колледж» (утвержден распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.04.2014 г. № 13-Р-610).
5. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
6. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые от реализации программы результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; понимание значения бизнес-планирования;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, бизнес-планирование, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Результатом освоения профессиональной деятельности является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
1. Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2.
2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3.
3. Осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач – ОК-4.
4. Использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения профессиональных задач и целей – ОК-5.
5. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6.
6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7.
7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК - 8.
8. Защита Мини-проекта «Организация фирмы» как реальный продукт деятельности.
Способы определения результативности реализации программы включают в себя анализ следующих показателей:
- количественные (стабильность численности обучающихся в кружке, число обучающихся участвующих в разноуровневых мероприятиях, организация и проведение мероприятий участниками объединения);
- качественные (сертификаты участников, благодарственные письма на городских, окружных, всероссийских мероприятиях).
Подведение итогов реализации программы производится по итогам участия в общеколледжных, городских и окружных, всероссийских мероприятиях.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Бизнес-планирование»
Т – теоретические занятия
ИР – индивидуальная практическая работа
ГР – групповая практическая работа
К - конкурсы
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Бизнес-планирование»
А№ | Содержание программы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 12 | 4 | 8 | ||
1.1 | Введение Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | 2 | 2 | Лекция с элементами беседы | Тест | |
1.2 | Творческое задание «Доходы и расходы семьи» | 6 | 2 | 4 | Теоретический материал излагается в форме беседы практическая работа на примере своей семьи | Презентация результата работы |
1.3 | Самостоятельная работа «Семейный бюджет» | 4 | 4 | Лекция Практическое занятие на примере своей семьи возможно с участием родителей | Защита самостоятельной работы | |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 12 | 6 | 6 | |||
2.1 | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | 2 | - | 2 | Практическое занятие: разбор действий на реальных примерах | Решение практических задач |
2.2 | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | 2 | 2 | Дискуссия с элементами видеоматериалов, с участием представителей страховых компаний | Тест Фронтальный опрос | |
2.3 | Мошенничество. Участие в вебинарах по финансовой грамотности | 6 | 4 | 2 | Лекция, видеоматериал, Просмотр вебинаров Анализ жизненных примеров | Результаты участия в мероприятиях различного уровня |
2.4 | Финансовые пирамиды. | 2 | - | 2 | Практическое занятие: анализ информационных финансовых пирамид | Сообщение о современных фин.пирамидах |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 10 | 2 | 8 | |||
3.1 | Налоги. Бюджет | 4 | 2 | 2 | Лекция с элементами беседы Практическая работа: классификация налогов | Тест Фронтальный опрос |
3.2 | Аналитическая работа «Виды налогов». | 2 | 2 | Практическое занятие | Решение практических задач | |
3.3 | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | 4 | 4 | Практическое занятие: анализ социальных выплат различным категориям населения | Решение практических задач | |
Раздел 4. Формы организации бизнеса | 14 | - | 14 | |||
4.1 | Беседа-дискуссия «Понятие и параметры выбора». | 2 | - | 2 | Беседа-дискуссия с привлечением студентов старших курсов: выбор, факторы влияющие на выбор, потребности | Тест Решение практических задач |
4.2 | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | 2 | - | 2 | Решение задач по альтернативной стоимости | Решение практических задач |
4.3 | Деловая игра «Я хочу взять кредит». | 2 | - | 2 | Самостоятельная работа по изучению услуг по кредитованию в банках г.Сургут | Анализ информации о банковских услугах |
4.4 | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». | 4 | - | 4 | Самостоятельная работа «Бизнес-план» с применением шаблонов и примеров | Результаты участия в мероприятиях различного уровня |
4.5 | Творческое задание «Реклама». | 2 | - | 2 | Практическая работа по выполнению рекламы своей деятельности | Презентация выполненной рекламы |
4.6 | Мини-проект «Организация фирмы» | 2 | - | 2 | Разработка мини-проекта по созданию своего бизнеса | Защита мини-проекта |
5 | Итоговая аттестация | 6 | - | 6 | ||
5.1 | Конференция «Финансовая грамотность» | 6 | - | 6 | Участие в конференции с работами в рамках тем по финансовой грамотности | Результаты участия в мероприятиях различного уровня |
Всего | 54 | 12 | 42 |
5. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Код |
| Всего часов | Т | ИПР | ГПР | К | Форма текущего и промежуточного контроля | |||
1.1 | Введение Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | 2 | 2 | Тест | ||||||
1.2 | Творческое задание «Доходы и расходы семьи» | 6 | 2 | 2 | 2 | Презентация результата работы | ||||
1.3 | Самостоятельная работа «Семейный бюджет» | 4 | 2 | 2 | Защита самостоятельной работы | |||||
Всего | 12 | 4 | 4 | 4 | - |
Содержание раздела 1
1.1. Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Необходимость организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения. Формулирование выводов. Рефлексия. Примеры из жизни.
1.2. Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Значение и необходимость анализировать семейную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль доходов и расходов, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности и членов своей семьи.
1.3 Самостоятельная работа «Семейный бюджет». Анализ предложенных ситуаций, оценивание и коррекция собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Формулирование выводов. Рефлексия. Примеры из жизни. Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Участвовать в принятии решений. Информированность о размерах коммунальных платежей и прочих расходов.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Код |
| Всего часов | Т | ИПР | ГПР | К | Форма текущего и промежуточного контроля | |||
2.1 | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | 2 | - | - | 2 | Решение практических задач | ||||
2.2 | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | 2 | 2 | - | - | Тест | ||||
2.3 | Мошенничество. Участие в вебинарах по финансовой грамотности | 6 | 4 | - | 2 | Результаты участия в мероприятиях различного уровня | ||||
2.4 | Финансовые пирамиды. | 2 | - | 2 | - | Сообщение о современных фин.пирамидах | ||||
Всего | 12 | 6 | 2 | 4 |
Содержание раздела 2
2.1. Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Статистика финансовых потерь. Риски. Анализ предложенных ситуаций, оценивание и коррекция собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Формулирование выводов. Рефлексия. Примеры из жизни.
2.2. Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Значение и необходимость анализировать семейную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль доходов, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности и членов своей семьи. Понятие термина Страхование. Виды страхования. Органы, предоставляющие услуги по страхованию. Особенности операций по страхованию. Формы страхования. Франшиза в страховании. Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Навязывая тот или иной страховой продукт потенциальному заемщику, банковские менеджеры пользуются незнанием гражданами российского законодательства. Обязательное и добровольное страхование. Личное и имущественное страхование. На что обратить внимание, выбирая страховую компанию?
2.3. Мошенничество. Актуальность в настоящее время. Статистика мошенничества. Встречи с представителями органов УВД.
2.4. Финансовые пирамиды. Виды финансовых пирамид. Правда и мифы. Истрия возникновения и эволюция. Финансовые пирамиды в интернет.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Код |
| Всего часов | Т | ИПР | ГПР | К | Форма текущего и промежуточного контроля | |||
3.1 | Налоги. Бюджет | 4 | 2 | 2 | - | - | Тест | |||
3.2 | Аналитическая работа «Виды налогов». | 2 | 2 | Решение практических задач | ||||||
3.3 | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | 4 | 2 | 2 | Решение практических задач | |||||
Всего | 10 | 2 | 4 | 4 |
Содержание раздела 3
3.1. Теоретический материал по теме «Налоги». Что студенты знают про налоги, какие налоги мы знаем, налоговое законодательство. Бюджет: определение, статьи доходов и расходов, распределение бюджетных средств. Дефицит и профицит государственного бюджета.
3.2. Аналитическая работа «Виды налогов». Разноуровневая работа для студентов (кто-то уже работает, кто-то занимается профессиональным спортом и т.д.). Самостоятельная работа студентов по теме Налоги. Современное налоговое законодательство. Обьекты и субькты налогообложения. Налоги, которыми облагается семья.
3.3. Решение экономических задач «Социальные выплаты». Анализ жизненных ситуаций и применение законодательных актов, применяемых в различных ситуациях. Необходимость, значение, факторы.
Раздел 4. Формы организации бизнеса
Код |
| Всего часов | Т | ИПР | ГПР | К | Форма текущего и промежуточного контроля | |||
4.1 | Беседа-дискуссия «Понятие и параметры выбора». | 2 | - | - | 2 | Тест Решение практических задач | ||||
4.2 | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | 2 | - | - | 2 | Решение практических задач | ||||
4.3 | Деловая игра «Я хочу взять кредит». | 2 | - | 2 | - | Анализ информации о банковских услугах | ||||
4.4 | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». | 4 | - | 4 | - | Результаты участия в мероприятиях различного уровня | ||||
4.5 | Творческое задание «Реклама». | 2 | - | 2 | - | Презентация выполненной рекламы | ||||
4.6 | Мини-проект «Организация фирмы» | 2 | - | 2 | - | Защита мини-проекта | ||||
Всего | 14 | - | 10 | 4 |
Содержание раздела 4
4.1. Познавательная беседа-дискуссия «Понятие и параметры выбора». Необходимость организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения. Возможности работы по найму и собственного бизнеса.
4.2 Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Вовлечение обучающихся в обсуждение экономических выгод, зависимость выбора от имеющихся ресурсов, анализ наиболее рациональных решений.
4.3. Обзор банковские услуг, предлагаемых в нашем городе. Сравнительный анализ процентных ставок и дополнительных условий. Соразмеримость собственного дохода и банковских платежей по кредиту. Рефлексия. Обсуждение информации с группой.
4.4. Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Изучение основных этапов разработки бизнес-плана. Планирование деятельности. Анализ целевой аудитории, потенциальных покупателей, партнеров и конкуренции. Моделирование и решение производственных ситуаций.
4.5. Творческое задание «Реклама». Информационный материал о понятии «реклама», виды и типы рекламы, значение рекламы для фирмы, требования, предъявляемые к рекламе. Законодательство, регулирующее рекламную деятельность. Разработка и представление выполнение рекламы, ответы на ответы аудитории.
4.6. Мини-проект «Организация фирмы». Разработать и представить для защиты проект бизнес-идеи. Оформление бизнес-плана в электронном и бумажном варианте. Составление сметы. Выполнение работы возможно как индивидуально, так и малыми группами.
5.1.2. Перечень индивидуальных практических работ
| Наименование индивидуальных практических работ | Умения отрабатываемые обучающимися | ||
1.2 | Творческое задание «Доходы и расходы семьи» | Изучение и анализ финансового состояния, навыки планирования собственных средств Самостоятельность и планирование собственного бюджета | ||
1.3 | Самостоятельная работа «Семейный бюджет» | Построение семейного бюджета, анализ доходов и расходов, оценка состояния семейного бюджета, разработка решений при дефицитном бюджете | ||
2.4 | Финансовые пирамиды. | Умение анализировать информацию о финансовых пирамидах, принимать профилактические меры против мошеннических операциях | ||
3.3 | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | Освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами | ||
4.3 | Деловая игра «Я хочу взять кредит». | Навыки принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | ||
4.4 | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». | Умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные | ||
4.5 | Творческое задание «Реклама». | Умение применять экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные | ||
4.6 | Мини-проект «Организация фирмы» | Формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей Навыки принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; |
5.1.3. Перечень групповых практических работ
| Наименование индивидуальных практических работ | Умения отрабатываемые обучающимися | ||
1.2 | Творческое задание «Доходы и расходы семьи» | Изучение и анализ финансового состояния, навыки планирования собственных средств Самостоятельность и планирование собственного бюджета Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством | ||
1.3 | Самостоятельная работа «Семейный бюджет» | Построение семейного бюджета, анализ доходов и расходов, оценка состояния семейного бюджета, разработка решений при дефицитном бюджете Осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач | ||
2.1 | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | Навыки принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | ||
2.3 | Мошенничество. Участие в вебинарах по финансовой грамотности | Умение применять экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством | ||
3.2 | Аналитическая работа «Виды налогов». | Анализировать поставленную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | ||
3.3 | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | Осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач | ||
4.1 | Беседа-дискуссия «Понятие и параметры выбора» (тренинг). | Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения | ||
4.2 | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | Изучение и анализ финансового состояния, навыки планирования собственных средств Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях |
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
6.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение
6.1.1 Список литературы
для педагога:
- Шутова Т.В., Плеханова Л.И. Методические рекомендации по разработке дополнительной общеразвивающей программы. – Сургутский политехнический колледж, 2016.
- Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. Письмо от 11 декабря 2006г. № 06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р. Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей.
- Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 29 августа 2013г. №1008. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Зеленцова А., Демидов Д., Блискавка Е. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.:ЦИПСиР. 2012. 112с.
- Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. - М.: КноРус, 2012.
для обучающихся:
- Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Материалы для учащихся./ Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 С.6-79
- Солодков В.М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность. Модуль «Банки». 10-11 классы. СПО/ Солодков В.М., Белоусова В.Ю.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
- Список Интернет источников
Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи 2020, https://vashifinancy.ru/week-spring-2020/
Финансовая грамотность ХМАО / http://www.iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/innovatsionnye-ploshchadki/913-pilotnye-ploshchadki/5474-finansovaya-grammotnost
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru
Банк России. Www.cbr.ru
Агентство по страхованию вкладов. Http://www.asv.org.ru/
Союз защиты потребителей финансовых услуг (финпотребсоюз). Http://finpotrebsouz.ru/
Банки РУ/ www.banki.ru
6.2. Материально-техническое оснащение
п\п | Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы |
Учебный кабинет | набор учебной мебели; - мультимедийная система; - персональный компьютер с выходом в Интернет и установленным лицензированным программным обеспечением (MS WORD, MS PUBLISHER, MS POWER POINT, Adobe Photoshop, Page Maker); - сканер и печатающее устройство |
7. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
7.1. Промежуточная аттестация
Критерии оценивания выполненной работы:
«ЗАЧТЕНО» | - студент выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок |
- студент выполнил задание, но допущены 2-3 недочета | |
- студент выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки | |
- в тестовом задании ≥75% правильных ответов | |
«НЕ ЗАЧТЕНО» | - студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов |
- в тестовом задании выполнено менее 75% правильных ответов |
7.2. Итоговая аттестация.
Участие в мероприятиях различного уровня. Подготовка к защите мини-проектов. Участие в научно-исследовательских конференциях.
Наличие документов, подтверждающих участие.