ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100116.01 Парикмахер
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.01_ekonomicheskie_i_pravovye_osnovy.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Профессиональный лицей № 36 г. Ряжска»
примерная ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.01. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для профессии НПО
100116.01 Парикмахер
Ряжск - 2011
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее — НПО) 100116.01 Парикмахер
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №36 г.Ряжска»
Разработчики:
Оводова О.В. – преподаватель ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей №36 г.Ряжска»
Рекомендована методическим советом ОГБОУ НПО «ПЛ №36г.Ряжска» по подготовке рабочих с начальным профессиональным образованием и профессиональной подготовке.
Протокол № 2 от 16 ноября 2011 г.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №_____от ___ ________20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 14 |
1. паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100116.01 Парикмахер
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания и организаций сферы обслуживания;
- применять экономические и правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие спроса и предложения на рынке услуг;
- особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития сферы обслуживания и услуг парикмахерских;
-законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в области профессиональной деятельности;
- основные положения законодательства , регулирующего трудовые отношения;
- типовые локальные акты организации;
-организационно-правовые формы организаций;
- формы оплаты труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 55 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 17 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 55 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: подготовка к практическим занятиям | 7 |
подготовка сообщений или презентаций | 10 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование разделов | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала Цель и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании у обучающихся профессиональных компетенций. Краткая характеристика основных разделов учебной дисциплины. Порядок и форма проведения занятий, использование основной и дополнительной литературы. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины | 2 | 1 |
Раздел 1. Производственная деятельность в условиях рыночной экономики | 16 | ||
Тема 1.1. Рыночный механизм | Содержание учебного материала Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Рыночные структуры. | 4 | 1 |
Практические занятия Решение графических задач на изменение спроса и предложения на рынке парикмахерских услуг. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, подготовка сообщений или презентаций с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета. Примерные темы для подготовки сообщений или презентаций: 1. действие законов спроса и предложения в сфере обслуживания | 3 | ||
Тема 1.2. Экономиа фирмы: цели, организационные формы | Содержание учебного материала Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 2 | 1 |
Практическое занятие Составление бизнес-плана организации парикмахерского салона |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 |
Контрольная работа по разделу : Производственная деятельность в условиях рыночной экономики | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, подготовка к защите отчетов по практическому занятию | 1 | ||
Раздел 2. Экономика предприятий сферы обслуживания | 21 | ||
Тема 2.1. Производство, производительность труда. | Содержание учебного материала Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. | 2 | 2 |
Практические занятия Расчет окупаемости основных и оборотных фондов. Решение задач по производительности труда. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, подготовка к защите отчетов по практическим занятиям | 3 | ||
Тема 2.2. Издержки. Ценообразование. | Содержание учебного материала Издержки предприятия и себестоимость его услуг. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. | 1 | 2 |
Практические занятия Составление плановой калькуляции. Расчет себестоимости услуги | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, подготовка сообщений или презентаций с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета. | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.3. Труд и заработная плата | Содержание учебного материала Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | 3 | 2 |
Практические занятия Расчет заработной платы | |||
Самостоятельная работа обучающихся Решение экономических задач, написание рефератов | |||
Тема 2.4 Экономическая эффективность предприятия | Содержание учебного материала Показатели экономической эффективности предприятия .Прибыль предприятия. Рентабельность предприятия. Факторы влияющие на экономическую эффективность предприятия. | ||
Практические занятия Расчет прибыли предприятия | |||
Контрольная работа по разделу :Экономика предприятий сферы обслуживания | |||
Раздел 3. Правовые основы профессиональной дея- | |||
Тема 3.1. Правовое регулирование экономических отношений | Содержание учебного материала Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности. Правовое регулирование экономических отношений. Виды и формы собственности, правовые и экономические отношения собственности. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение кодекса законов о труде | |||
Тема 3.2 Труд и социальная защита 1 | Содержание учебного материала Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха. Материальная ответственность сторон трудового договора. | ||
Практические занятия Составление трудового договора | |||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, изучение правовых документов, регулирующих вопросы труда и отдыха. 2 | 3 | 4 | |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 |
Практическое занятие Определение тарифов на пассажирские перевозки | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, подготовка сообщений или презентаций с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета. Примерная тема для подготовки сообщений или презентаций: Роль проводника пассажирского вагона международного сообщения в обеспечении внешнеэкономических связей | 2 | ||
Тема 2.4. Экология и железнодорожный транспорт | Содержание учебного материала Загрязнение природной среды предприятиями железнодорожного транспорта. Рациональное использование природных ресурсов. Эффективность природоохранных мероприятий. Влияние скоростного транспорта на окружающую среду. Проблемы безопасности на транспорте. Аварии и экологический риск | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, подготовка сообщений или презентаций с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета. Примерные темы для подготовки сообщений или презентаций: 1. Роль пассажирского железнодорожного транспорта в обеспечении охраны окружающей среды. 2. Влияние скоростного транспорта на окружающую среду. 3. Проблемы безопасности на железнодорожном транспорте | 1 | ||
Раздел 3. Правовые основы профессиональной дея- | 9 | ||
Тема 3.1. Правовое регулирование экономических отношений | Содержание учебного материала Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности. Правовое регулирование экономических отношений. Виды и формы собственности, правовые и экономические отношения собственности. Регулирование договорных отношений. Формы и виды договоров. Порядок заключения договоров и трудовых соглашений. Трудовая дисциплина. Порядок разрешения трудовых споров. Формы оплаты труда | 2 | 1 |
Практическое занятие Проработка порядка защиты своих трудовых прав в рамках действующего законодательства | 2 | ||
Тема 3.2. Правовые отношения на транспорте | Содержание учебного материала Нормативные документы по пассажирским перевозкам. Добровольные и контрактные отношения на внутренних и международных перевозках. Ответственность грузовладельцев и работников железнодорожного транспорта за своевременную доставку грузов и пассажиров. Основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения. Порядок заключения договоров и трудовых соглашений. Трудовая дисциплина. Порядок разрешения трудовых споров. Формы оплаты труда | 2 | 2 |
Окончание
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, изучение правовых документов, регулирующих вопросы труда и отдыха. Составление проекта трудового договора. Подготовка к зачету | 1 | ||
Всего | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3. условия реализации программы
УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация пассажирских перевозок и основ обслуживания пассажиров».
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-наглядных пособий;
– нормативно-правовая документация.
Технические средства обучения:
– телевизор и DVD-проигрыватель;
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорож-
ного транспорта Российской Федерации».
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.) (ред. от 25.11.2009 г.).
4. Федеральный закон от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (с изменениями от 22.08.2004 г., 26.06.2008 г.).
5. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изменениями от 23.07.2008 г., 19.07.2009 г., 07.02.2011 г.).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 07.07.2003 г.).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
8. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для ссузов. М.: Дрофа, 2008.
9. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. М.: Юнити, 2006.
10. Горфинкель В.Я. Экономика организации (предприятия). М.: Юнити-Дана, 2004.
11. Карпецкая Д.В. Правовое регулирование деятельности отрасли (железнодорожный транспорт). М.: УМК МПС России, 2001.
12. Клюка О.Е. Правовое обеспечение профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для студентов техникумов и колледжей ж.-д. трансп. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2006.
13. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. М.: УМК МПС России, 2001.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс РФ (с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 01.01.2011 г.).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996 г.) (ред. от 29.11.2010 г.).
5. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6. Шишкина Л.Н. Транспортная система России: М.: УМК МПС России, 2001.
Средства массовой информации:
1. «Транспорт России» (еженедельная газета). Форма доступа: www.transport-
russia.ru
2. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа: www.zdt-magazine.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные | Формы и методы контроля |
умения: ориентироваться в общих вопросах экономики железнодорожного транспорта | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
применять экономические и правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
знания: основных принципов рыночной экономики; особенностей формирования, характеристики совре- особенностей продукции железнодорожного транс- принципов деятельности, видов, характеристики и основных технико-экономических показателей деятельности железнодорожного транспорта; законодательных актов и других нормативных документов, регулирующих правоотношения в области профессиональной деятельности; основных положений законодательства, регулирующего трудовые отношения форм оплаты труда | устный опрос, оценка выполнения сообщений или презентаций |