экономические задачи при обучению менеджменту и маркетингу

http://Переход к рыночным отношениям требует умений практически применять экономические знания, использовать их при любом способе организации производства - от государственных предприятий до частного бизнеса. Необходимость практических занятий по экономике очевидна. Практические задания по экономике лежат в основе предприимчивости, готовят к самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений, дают возможность открыть свое дело. Овладеть экономическими знаниями и умениями можно только в случае их практического применения в различных ситуациях. Методика решения предлагаемых задач дает возможность сделать практические расчеты при составлении бизнес-плана для школьного малого предприятия , кооператива

ТЕМА « Труд, производительность труда»

Задача №1

Определить процент выполнения нормы выработки учащимся, изготовившим за урок 15карточек  при норме выработки 13 карточек.

Решение:

Норма выработки определяется в процентах по формуле: П = Ф/Н*100%,где П- процент выполнения нормы; Ф- фактическая выработка ,шт.; Н- норма выработки, шт.: П= 15/13*100 =115,4%

Задача №2

Бригада из 5 учащихся во время летней практики работали  в бригаде «экологического  патруля» два месяца. В июне за 23 рабочих дня школьники произвели уборку береговой территории р. Скалба 1800 м. В июле в бригаде работали еще два ученика, и за 23 рабочих дня  было убрано территории 2200м. Определить рост средней производительности труда  одного учащегося.

Решение:

1.Средняя производительность труда одного учащегося в июне равна

360 м(1800/5).

2. Средняя производительность труда одного учащегося в июле равна 314м(2200/7)

3.Средняя производительность труда одного учащегося в июне по сравнению с июлем равна 360/300*100 =120%

Рост производительности труда составил 120-100=20%

 

Задача № 3

В течение учебного года ученики изготавливали украшении для праздника «Последний звонок».  К маю норма времени на одно изделие была снижена на 30 мин. Определить на сколько процентов снизилась норма времени, отведенного на изготовление одного украшения, если в начале учебного года она составляла 2ч.

Решение:

30/60*2*100=25%

Задача№4

Определить процент выполнения нормы выработки за 4 часа, если обучаемый изготовил 5 деталей при норме времени 15 минут на 1 деталь.

Решение:

Процент выполнения нормы выработки составит:

Н =Т норм./Т факт.*100,где Т норм – выработка по норме;

Т факт – фактическая выработка.

Н = 5*15/4*60*100 =31,3%

Задача № 5

Два ученика изготовили 32 самолета (оригами) за 6 час. При этом первый изготовил на 4 самолета больше второго .  Определить :

1) часовую производительность труда;

2) трудоемкость единицы продукции, изготовленной каждым учеником;

3) на сколько производительность труда первого ученика выше, чем второго.

Решение:

1.количество продукции, произведенной

а) вторым учеником: (32-4)/2 = 14 самолетов;

б)первым учеником 14+4 =18самолетов.

2.Производительность труда П =М/Т, где М- количество выпущенной продукции; Т- рабочее время(ч),затраченное на выпуск всей продукции:

а) первого обучаемого:  4,5 самолета в час (18/4);

б) второго обучаемого:   3,5 самолета в час (14/4).

3. Трудоемкость единицы продукции Т =Т/М, изготовленной:

1) первым учеником: Т =60*4/18 =13,3 мин;

2) вторым учеником : Т =60*4/14 =17мин.

4. Производительность труда первого ученика выше, чем второго на П1/П2*100-100, 18/14*100-100 =28,5%

Задача №6

Определить процент выполнения нормы выработки обучаемого, изготовившим за урок 18салфеток при норме  выработки 16 салфеток.

Решение:

Норма  выработки определяется в процентах по формуле

П = Ф/Н*100, П- процент выполнения нормы;

Ф - фактическая выработка ,шт ;

Н -норма выработки, шт; П =18/16*100=112,5%

Тема: «Заработная плата»

Задача№7

Определить общий месячный  заработок  обучаемого , работающего  в ботаническом саду. Заработок по прямой сдельной расценке составит 1122руб. 80 коп. Месячная тарифная ставка обучаемого 1107 руб.80коп. В соответствии с положением о премировании за перевыполнение нормированного задания и выполнение других показателей  обучаемому выплачивается премия в размере 30% тарифной ставки.

Решение:

1.Размер премии равен 1107,8*30/100 = 332 руб.34коп.

2.Общий заработок обучаемого равенг:1122,80+332руб.34коп=1455руб.14коп.

 

Тема: «Прибыль и рентабельность»

Задача №8

Оптовая цена единицы продукции за отчетный год установлена в размере1160руб.

Себестоимость продукции, выпущенной школьным швейным цехом,составила1146руб.Определить прибыль цеха,если оббьем реализованной продукции составил112 тыс. в год

Решение:

Прибыль цеха равна П=(P- С)*А, где А- объем реализованной продукции, шт; P- оптовая цена единицы продукции, руб.; С- себестоимость единицы продукции , руб.

П=(1160-1146)*112000=1568000 руб.

Тема: « Себестоимость и цена»

Задача № 9

Определить себестоимость и оптовую цену изделия, изготовленного в школьном кооперативе.

Калькуляция себестоимости единицы изделия(тарифы условные)

 

Статья калькуляции

Затраты в руб.коп.

Начисления в %

1

Сырье и материалы

2-90

 

2

Основная зарплата

4-30

 

3

Отчисления на социальное страхование

0-34

8

4

Расходы на эксплуатацию и содержание оборудования

2-37

55

5

Цеховые расходы

1-72

40

6

Производственная себестоимость

11-63

 

7

Накопления

0-23

20

8

Оптовая цена

11-86

 

 

Приложение.Статьи3,4,5 рассчитываются от статьи 2.Статья 6 равна сумме статей 1,2,3,4,5. Статья 7рассчитывается от статьи6.Статья 8 равна сумме статей 6 и7.

 

Тема: « Основные фонды предприятия»

Задача№10

Проанализировать использование основных производственных фондов школьного кооператива, если за год выпущено продукции на 25 тыс. руб,а стоимость основных фондов составляет 500тыс.руб.

Решение:

 Обобщающим показателем использования основных фондов является фондоотдача-объем продукции, произведенной за год, приходящийся на рубль основных производственных фондов. Фондоотдача рассчитывается по формуле : Ф =П/Ф, где П- выпуск продукции за год, Ф- стоимость основных производственных фондов.

Ф =25000/500000 =0,05 руб.

Производство нерентабельное, т.к на рубль основных фондов выпускается продукция только на 5 коп.

Тема: «Анализ хозяйственной деятельности»

Задача№11

Проанализировать работу школьного кооператива за 4 четверти учебного года, если имеются следующие данные о выпуске продукции

четверть

Плановая продукция(руб.)

Фактическая продукция(руб.)

Выполнение плана(в %)

1

17064

16870

 

2

16526

16702

 

3

18340

18690

 

4

15250

16130

 

Итого за год

67180

68392

 

 

Решение:

1.Рассчитать процент выполнения плана в каждой четверти учебного года и внести в таблицу:

16870/17064*100=98,9

16702/16526*100=101,1

18690/18340*100=101,9

15130/15250*100=105,8

2.Определить процент выполнения плана в целом за год:

68392/67180*100=101,8.

Анализ показывает, что план в целом за год перевыполнен на 1,8%(101,8-100=1,8%),хотя кооператив работал неритмично(недовыполнение в 1 четверти)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachidokument_microsoft_office_word.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Экономические задачи при обучении менеджменту и маркетингу

Переход к рыночным отношениям требует умений практически применять экономические знания, использовать их при любом способе организации производства - от государственных предприятий до частного бизнеса. Необходимость практических занятий по экономике очевидна. Практические задания по экономике лежат в основе предприимчивости, готовят к самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений, дают возможность открыть свое дело. Овладеть экономическими знаниями и умениями можно только в случае их практического применения в различных ситуациях. Методика решения предлагаемых задач дает возможность сделать практические расчеты при составлении бизнес-плана для школьного малого предприятия , кооператива

ТЕМА « Труд, производительность труда»

Задача №1

Определить процент выполнения нормы выработки учащимся, изготовившим за урок 15карточек  при норме выработки 13 карточек.

Решение:

Норма выработки определяется в процентах по формуле: П = Ф/Н*100%,где П- процент выполнения нормы; Ф- фактическая выработка ,шт.; Н- норма выработки, шт.: П= 15/13*100 =115,4%

Задача №2

Бригада из 5 учащихся во время летней практики работали  в бригаде «экологического  патруля» два месяца. В июне за 23 рабочих дня школьники произвели уборку береговой территории р. Скалба 1800 м. В июле в бригаде работали еще два ученика, и за 23 рабочих дня  было убрано территории 2200м. Определить рост средней производительности труда  одного учащегося.

Решение:

1.Средняя производительность труда одного учащегося в июне равна

360 м(1800/5).

2. Средняя производительность труда одного учащегося в июле равна 314м(2200/7)

3.Средняя производительность труда одного учащегося в июне по сравнению с июлем равна 360/300*100 =120%

Рост производительности труда составил 120-100=20%

Задача № 3

В течение учебного года ученики изготавливали украшении для праздника «Последний звонок».  К маю норма времени на одно изделие была снижена на 30 мин. Определить на сколько процентов снизилась норма времени, отведенного на изготовление одного украшения, если в начале учебного года она составляла 2ч.

Решение:

30/60*2*100=25%

Задача№4

Определить процент выполнения нормы выработки за 4 часа, если обучаемый изготовил 5 деталей при норме времени 15 минут на 1 деталь.

Решение:

Процент выполнения нормы выработки составит:

Н =Т норм./Т факт.*100,где Т норм – выработка по норме;

Т факт – фактическая выработка.

Н = 5*15/4*60*100 =31,3%

Задача № 5

Два ученика изготовили 32 самолета (оригами) за 6 час. При этом первый изготовил на 4 самолета больше второго .  Определить :

1) часовую производительность труда;

2) трудоемкость единицы продукции, изготовленной каждым учеником;

3) на сколько производительность труда первого ученика выше, чем второго.

Решение:

1.количество продукции, произведенной

а) вторым учеником: (32-4)/2 = 14 самолетов;

б)первым учеником 14+4 =18самолетов.

2.Производительность труда П =М/Т, где М- количество выпущенной продукции; Т- рабочее время(ч),затраченное на выпуск всей продукции:

а) первого обучаемого:  4,5 самолета в час (18/4);

б) второго обучаемого:   3,5 самолета в час (14/4).

3. Трудоемкость единицы продукции Т =Т/М, изготовленной:

1) первым учеником: Т =60*4/18 =13,3 мин;

2) вторым учеником : Т =60*4/14 =17мин.

4. Производительность труда первого ученика выше, чем второго на П1/П2*100-100, 18/14*100-100 =28,5%

Задача №6

Определить процент выполнения нормы выработки обучаемого, изготовившим за урок 18салфеток при норме  выработки 16 салфеток.

Решение:

Норма  выработки определяется в процентах по формуле

П = Ф/Н*100, П- процент выполнения нормы;

Ф - фактическая выработка ,шт ;

Н -норма выработки, шт; П =18/16*100=112,5%

Тема: «Заработная плата»

Задача№7

Определить общий месячный  заработок  обучаемого , работающего  в ботаническом саду. Заработок по прямой сдельной расценке составит 1122руб. 80 коп. Месячная тарифная ставка обучаемого 1107 руб.80коп. В соответствии с положением о премировании за перевыполнение нормированного задания и выполнение других показателей  обучаемому выплачивается премия в размере 30% тарифной ставки.

Решение:

1.Размер премии равен 1107,8*30/100 = 332 руб.34коп.

2.Общий заработок обучаемого равенг:1122,80+332руб.34коп=1455руб.14коп.

Тема: «Прибыль и рентабельность»

Задача №8

Оптовая цена единицы продукции за отчетный год установлена в размере1160руб.

Себестоимость продукции, выпущенной школьным швейным цехом,составила1146руб.Определить прибыль цеха,если оббьем реализованной продукции составил112 тыс. в год

Решение:

Прибыль цеха равна П=(P - С)*А, где А- объем реализованной продукции, шт; P- оптовая цена единицы продукции, руб.; С- себестоимость единицы продукции , руб.

П=(1160-1146)*112000=1568000 руб.

Тема: « Себестоимость и цена»

Задача № 9

Определить себестоимость и оптовую цену изделия, изготовленного в школьном кооперативе.

Калькуляция себестоимости единицы изделия(тарифы условные)

Статья калькуляции

Затраты в руб.коп.

Начисления в %

1

Сырье и материалы

2-90

2

Основная зарплата

4-30

3

Отчисления на социальное страхование

0-34

8

4

Расходы на эксплуатацию и содержание оборудования

2-37

55

5

Цеховые расходы

1-72

40

6

Производственная себестоимость

11-63

7

Накопления

0-23

20

8

Оптовая цена

11-86

Приложение.Статьи3,4,5 рассчитываются от статьи 2.Статья 6 равна сумме статей 1,2,3,4,5. Статья 7рассчитывается от статьи6.Статья 8 равна сумме статей 6 и7.

Тема: « Основные фонды предприятия»

Задача№10

Проанализировать использование основных производственных фондов школьного кооператива, если за год выпущено продукции на 25 тыс. руб,а стоимость основных фондов составляет 500тыс.руб.

Решение:

 Обобщающим показателем использования основных фондов является фондоотдача-объем продукции, произведенной за год, приходящийся на рубль основных производственных фондов. Фондоотдача рассчитывается по формуле : Ф =П/Ф, где П- выпуск продукции за год, Ф- стоимость основных производственных фондов.

Ф =25000/500000 =0,05 руб.

Производство нерентабельное, т.к на рубль основных фондов выпускается продукция только на 5 коп.

Тема: «Анализ хозяйственной деятельности»

Задача№11

Проанализировать работу школьного кооператива за 4 четверти учебного года, если имеются следующие данные о выпуске продукции

четверть

Плановая продукция(руб.)

Фактическая продукция(руб.)

Выполнение плана(в %)

1

17064

16870

2

16526

16702

3

18340

18690

4

15250

16130

Итого за год

67180

68392

Решение:

1.Рассчитать процент выполнения плана в каждой четверти учебного года и внести в таблицу:

16870/17064*100=98,9

16702/16526*100=101,1

18690/18340*100=101,9

15130/15250*100=105,8

2.Определить процент выполнения плана в целом за год:

68392/67180*100=101,8.

Анализ показывает, что план в целом за год перевыполнен на 1,8%(101,8-100=1,8%),хотя кооператив работал неритмично(недовыполнение в 1 четверти)