Тема "Безработица и занятость"

Авдеева Елена

Урок по дисциплине "Основы экономики"

Тема "Безработица и занятость"

Рассматриваемые вопросы: основные понятия: безработица и занятость; виды и прицины безработицы, экономические последствия безработицы, меры государственного регулирования безработицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezrabotica.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина «Основы экономики»

Тема: Занятость и безработица

Цель урока – рассмотреть проблему безработицы, ее следствия и меры государственного регулирования безработицы.

Дидактические задачи урока:

  1. Изучить понятия занятость, безработица, экономически активное население.
  2. Научиться рассчитывать основные показатели безработицы: уровень экономически активного населения и уровень безработицы.
  3. Научиться различать виды безработицы в зависимости от причин ее появления.
  4. Узнать, к каким последствиям приводит безработица и как государство регулирует вопросы занятости и безработицы.

Воспитательная цель: формирование активной жизненной позиции в вопросах трудоустройства.

Вид занятия: изучение нового материала, с применением ТСО.

Проблемный вопрос: можно ли достичь в обществе полной занятости населения и почему?

Ход урока.

  1. Вступление:  организационный момент (приветствие, отсутствующе); сообщение темы, целей и  задач урока. 3 мин.
  2. Опрос по предыдущему уроку: Тема 4.3. вопрос 1: экономические циклы. 10 мин.
  3. Объяснение нового материала с использованием ТСО. 20 мин
  4. Закрепление нового материал: решение практических заданий: по ходу урока. 10 мин. + Д/задание
  5. Подведение итогов урока: вывод, домашнее задание, оценки. 2 мин.

Домашнее задание: заполнить 3 колонку таблицы (Приложение .

План

  1. Основные понятия темы: экономически активное население, занятость, безработица.
  2. Виды безработицы.
  3.  Социальные последствия безработицы
  4. Государственные меры по решению проблем безработицы

Конспект по теме

Одной из важнейших проблем экономики в наши дни является проблема безработицы.

  1. Основные понятия темы: экономически активное население, занятость, безработица.

           Согласно классификации рабочей силы, введенной в нашей стране в 1993 году, все население страны можно подразделить на две группы:

  1. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены: учащиеся и студенты дневных отделений, пенсионеры, лица, ведущие домашнее хозяйство, осуществляющие уход за детьми или больными, лица, которым нет необходимости работать.
  2. Экономически активное население -  часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Экономически активное население делится на 2 группы:

  1. занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также младших возрастов) которые работают по найму за вознаграждение и ли на семейных предприятиях без оплаты,

Занятость – общественно полезная деятельность граждан, приносящая им заработок (доход).

  1. безработные – лица 16 лет и старше, которые не имеют работы и заняты ее поиском.

      По определению Международной организации труда, безработный – это человек, который хочет работать, может трудиться, но не имеет рабочего места.

Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 лет), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной воинской службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Для анализа проблемы безработицы используют показатели: 

  1. Уровень экономически активного населения – показывает долю (%) трудоспособного населения в общей численности жителей страны.

Где  Уа – уровень экономически активного населения,

       Эа – численность экономически активного населения,

       Н – общая численность населения.

  1. Уровень безработицы – показывает долю (%) безработных в численности экономически активного населения:

  или          

Где  Уб – уровень безработицы,

        Эа – численность экономически активного населения,

         З – численность занятого населения,

         Б – численность безработных граждан.

   Нормальным считается уровень безработицы в 7-8 %. Превышение этого уровня свидетельствует о серьезных проблемах в экономике страны.

Попробуем решить задачу и рассчитать данные показатели:

Задача: Определите численность экономически активного населения и уровень безработицы по данным: все население страны- 10 млн. человек, из них 2,5 млн.чел. дети и подростки до 16 лет, 0.5 млн. чел – пациенты психиатрических больниц и исправительных учреждений, 2 млн.чел. выбыли из состава рабочей силы по старости и инвалидности, 0,6 млн. чел. состоят на учет в службе занятости как безработные.

Решение:

Н = 10 млн. чел.

Эн = 2,5 + 0,5 + 2 = 5 млн. чел. – экономически неактивное население.

Эа = 10 – 5 = 5 млн. чел. – экономически активное население

Уэ = 5 : 10 * 100 = 50 % - уровень экономически активного населения.

Уб = 0,6 : 5 * 100 = 12 % - уровень безработицы.

Вывод: уровень безработицы превышает естественный уровень.

        

2.Виды безработицы.

     Безработицу могут вызывать разные причины и в зависимости от этих причин выделяют 3вида безработицы.

  1. Структурная безработица возникает в результате упадка старых отраслей промышленности и появлением новых.  Из-за этих изменений спрос на некоторые виды профессий растет, в других снижается. Некоторые профессии сходят с исторической сцены. К данному виду можно отнести и технологическую безработицу, которая связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной технике.
  2. Фрикционная безработица -  незанятость, связанная с временными трудностями с трудоустройством – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. Эта безработица охватывает людей, которые ищут работу и могут ее получить в ближайшем будущем. Кто-то добровольно оставил работу в поисках лучшей, кто-то временно потерял сезонную работу, а также молодые люди, которые впервые ищут работу.
  3. Циклическая безработица -  возникает в периоды экономического спада, падения общего объема производства и спроса на товары и услуги; проявляется в  превышении предложения рабочей силы над спросом на нее во всех отраслях и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.

     Выделяют также скрытую безработицу. Многие люди, когда спрос на рабочую силу почти отсутствует, не идут на биржу труда.  Поэтому часть людей остается вне поля зрения статистики. Также к этому виду можно отнести людей, выполняющих работу ниже своей квалификации,  работающего неполный рабочий день или неполную неделю.  

Выполним практическое задание на определение видов безработицы и причин её появления. Приложение 3 - заполним первую колонку: виды безработицы.

3. Социальные последствия безработицы.

 Безработица – это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Следует отметить, что в СССР и других социалистических странах безработицы не существовало. Во всемирной программе занятости, принятой МОТ в 1969 году определено, что полная занятость является  всеобщим принципом, который исходит из права на труд.

  Вместе с рыночными преобразованиями и экономическим кризисом в России проблема безработицы приобрела масштабное значение.

   

      Безработица имеет тяжелые экономические и социальные последствия. Происходит относительное ухудшение экономического положения населения и абсолютное обнищание безработных. Одновременно снижается и совокупное потребление товаров и услуг, уменьшаются сбережения, сокращаются объемы инвестиций в экономику. Безработные теряют квалификацию. Все это ведет к снижению ВНП и национального дохода, к отставанию в науке и технике. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечнососудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Американские исследователи установили, что год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни.

Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

Разделим последствия безработицы на 2 группы:

Экономические последствия

Социальные последствия

- недополученный выпуск продукции – отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

- сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

- прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

- рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.

- маргинализация общества, потеря квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у безработных;

- ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и самоубийств;

- падение морали в обществе, распад семьи и рост преступности;

- обострение социальной напряженности, общественные и политические беспорядки.

Экономические потери от безработицы можно прогнозировать. Американский экономист А. Оукен сформулировал закон, который гласит: что превышение естественного уровня безработицы на 1 % ведет к снижению ВНП на 2,5 %.

Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5 процентов от потенциального ВНП. Эта закономерность получила название закона Оукена.

Следствие из закона Оукена: ежегодный прирост ВВП на 2,5 % удерживает уровень безработицы на одной точке, с каждым дополнительным превышением ежегодного прироста ВВП на 2,5 % уровень безработицы снижается на 1 %.

Социальный портрет безработного (по данным статистического анализа за 1 квартал 2010 года)

Социологи составили портрет активного безработного

    Среднестатистический активный безработный выглядит как мужчина любого возраста со средним общим или средним специальным образованием, проживающий в сельской местности.

По данным ФОМа, мужчин среди активных безработных 55%, тогда как женщин – всего 45%. Как уже было сказано, активные безработные в равных долях (от 22 до 25%) распределены по всем возрастным группам кроме пенсионеров. Однако интересно отметить, что если среди работающих россиян молодежи лишь 12%, то среди активных безработных людей в возрасте от 18 до 24 лет таких 25%.

Больше всего среди безработных обладателей среднего общего (35%) или среднего специального образования (33%). Так как требования к потенциальному работнику возросли в несколько раз, у людей со средним образованием остается все меньше шансов что-то найти вне серьезной конкуренции, состоящей из специалистов

Самая крупная группа по типу населенного пункта среди активных безработных – жители сел (36%). Проживающих в городах с населением до 50 тысяч и в поселках городского типа среди безработных 17%. Такую же долю составляют жители городов с населением до 250 тысяч человек. «В селах и небольших городах не те обороты, что в мегаполисах, поэтому там активных безработных гораздо больше», - комментирует эксперт.

4.Регулирование вопросов занятости.

      Важнейшей задачей государства является обеспечение наибольшей занятости желающего работать трудоспособного населения. Государство осуществляет политику занятости. Реализация государственной политики занятости проводится по следующим направлениям:

  1. создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
  2. развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  3. улучшение качества информации о наличии рабочих мест и информационного обмена на рынке труда за счет повсеместной организации банков рабочих мест, создания компьютерных баз данных о существующих вакансиях;
  4. повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;
  5. организацию общественных работ;
  6. развитие сферы самостоятельной занятости населения, предоставление кредитов на «обзаведение собственным делом» или единовременных пособий;
  7. разработку системы выплат пособий по безработице в целях повышения стимулов к поиску работы;
  8. регулирование международных потоков рабочей силы – ограничение иммиграции (въезд в страну) желающих работать и организацию репатриации (возвращение на родину) иностранных рабочих.

      Государство также оказывает помощь через государственные службы занятости (биржи труда) – учреждения, которое посредничает между предпринимателями и рабочими при трудовом найме.        Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим сменить работу, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессионально ориентироваться молодежи.     Элементом регулирования вопросов связанным с безработицей является социальное обеспечение безработных,  которое включает выплату пособий.

Задание: заполним 3 колонку таблицы: меры государственного регулирования.

Предварительное задание на дом:

Каковы последствия безработицы для человека?

Каков уровень безработицы в России? С использованием статистической информации в интернете.

В России очень низкая мобильность трудовых ресурсов. Подумайте почему. Какая прибавка к  доходу заставит вашу семью поменять место жительства?


Приложение 1

КТО ТАКИЕ БЕЗРАБОТНЫЕ?

Нетрудоспособное население

Трудоспособное население

(трудовые ресурсы)

Занятые

 

Добровольно

незанятые

Экономически активное население

(рабочая сила)

Занятые

Безработные

1.Общая площадь прямоугольника соответствует общей численности населения страны.

2.К нетрудоспособному населению относятся люди, которые в силу возраста и состояния здоровья не способны к труду. К лицам нетрудоспособного возраста в России относятся лица моложе 16 лет и лица, достигшие пенсионного возраста и не работающие.

 3.К трудоспособному населению (трудовым ресурсам) относятся:

- Добровольно незанятые. Трудоспособные люди, добровольно предпочитающие не работать по найму или индивидуальных предприятиях. Примеры: старшеклассники, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений вузов, колледжей, техникумов; лица, занятые домашним хозяйством.

- Занятые. Люди, работающие по найму или на индивидуальных предприятиях.

- Безработные. Люди, не имеющие работы, желающие получить работу и активно ищущие работу.

4.Занятые плюс безработные вместе образуют  экономически активное население (рабочую силу) страны.

Приложение 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ


ФРИКЦИОННАЯ

Информация о наличии рабочих мест

Услуги Государственной службы занятости

СТРУКТУРНАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ)

Субсидии на получение образования

Обучение и переобучение кадров

Создание временных рабочих мест

Закон о равных возможностях трудоустройства.

Поддержка малого бизнеса (самозанятости)

ЦИКЛИЧЕСКАЯ

Налоговая политика

Службы занятости

Поддержка малого бизнеса

Создание временных рабочих мест

ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ БЕЗРАБОТИЦЫ:

ПОВЫШЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ


 

Приложение 3

Практическое задание:  Примеры безработных

  1. Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя знания о видах безработицы,  заполните вторую колонку таблицы.
  2. Определите государственные меры, которые смогли бы помочь в каждом конкретном случае безработицы. Используйте Приложение № 2.

РАБОТИКИ

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ

Недавний выпускник техникума, ищет свою первую работу

Бывший работник завода, который закрыли вследствие того, что оборудование устарело

Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье

Плотник, уволенный из-за того, что вследствие повышения банковского процента произошел спад в жилищном строительстве

Работник,  уволенный агрофирмой после окончания периода сбора овощей

Домохозяйка, которая решила пойти работать и начала поиски рабочего места

Работник нефтяной компании, уволенный в связи с падением спроса на нефть

Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда установили автоматическую линию связи

Работник, автомобильной промышленности, уволенный вследствие падения продаж автомобилей