Проект "Внедрение информационных технологий в учебный процесс".
Внедрение информационных технологий в учебный процесс дает возможность существенно изменить к лучшему его содержание и формы и способствует формированию информационной компетентности выпускников, решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей студентов, улучшению организации учебного процесса, распространению передового педагогического опыта, реальному обеспечению права всех граждан на получение полноценного образования.
Информационные технологии могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях. При этом они вписываются в рамки традиционного обучения и могут способствовать активному включению студентов в учебный процесс, пониманию и запоминанию учебного материала, поддерживать интерес к изучению дисциплины.
Наблюдается низкий уровень умений студентов работать текстовой, графической и цифровой информацией. Особенно явно это проявляется при выполнении студентами самостоятельных работ, докладов, рефератов, курсовых работ, дипломных проектов (работ), когда требуется ее поиск, структурирование, обработка и анализ. В связи с этим преподавателю необходимо научить студентов правильно работать с информацией.
Обучающиеся также должны иметь возможность самоконтроля и самокоррекции знаний. Обычно контроль знаний и умений затрачивает много времени. Требуется другой подход, который позволил бы сэкономить аудиторное время, оперативно оценить усвоение студентами определенного минимума основного материала, проверить способности студентов самостоятельно мыслить и выявить проблемы в изучении дисциплины.
Необходимы средства (электронные учебники, электронные учебные пособия, электронная библиотека), с помощью которых студенты смогут самостоятельно изучать дисциплины, прибегая к помощи преподавателя лишь в качестве консультанта.
Особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность студента по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности студентов, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 43.5 КБ |
proekt.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение информационных технологий в учебный процесс с целью повышения информационной компетенции выпускников»
Интеллектуальное развитие студентов, формирование на высоком уровне профессиональных компетенций и овладение навыками самообразования – приоритетные задачи педагогики, которые требуют преобразования учебной деятельности путем внедрения различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса.
Одна из основных задач учебного заведения – своевременная реакция на запросы рынка труда: необходимо готовить компетентных специалистов.
Одной из составляющих профессиональной компетентности является информационная компетентность, которая включает в себя следующие элементы:
1. Теоретические знания, практические умения и навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
2. Творческий подход в применении информационных технологий при решении практических задач, а также при организации обработки, хранения и передачи информации.
3. Гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области информационных технологий.
4. Сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс дает возможность существенно изменить к лучшему его содержание и формы и способствует формированию информационной компетентности выпускников, решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей студентов, улучшению организации учебного процесса, распространению передового педагогического опыта, реальному обеспечению права всех граждан на получение полноценного образования.
Информационные технологии могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях. При этом они вписываются в рамки традиционного обучения и могут способствовать активному включению студентов в учебный процесс, пониманию и запоминанию учебного материала, поддерживать интерес к изучению дисциплины.
Наблюдается низкий уровень умений студентов работать текстовой, графической и цифровой информацией. Особенно явно это проявляется при выполнении студентами самостоятельных работ, докладов, рефератов, курсовых работ, дипломных проектов (работ), когда требуется ее поиск, структурирование, обработка и анализ. В связи с этим преподавателю необходимо научить студентов правильно работать с информацией.
Обучающиеся также должны иметь возможность самоконтроля и самокоррекции знаний. Обычно контроль знаний и умений затрачивает много времени. Требуется другой подход, который позволил бы сэкономить аудиторное время, оперативно оценить усвоение студентами определенного минимума основного материала, проверить способности студентов самостоятельно мыслить и выявить проблемы в изучении дисциплины.
Необходимы средства (электронные учебники, электронные учебные пособия, электронная библиотека), с помощью которых студенты смогут самостоятельно изучать дисциплины, прибегая к помощи преподавателя лишь в качестве консультанта.
Особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность студента по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности студентов, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Современный урок в идеале не должен быть ограничен дисциплиной и преподавателем. Схема его проведения предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать информационные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по дисциплине, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого студента. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.
Критериями отбора учебного материала для изучения с применением информационных технологий являются значимость данного учебного материала, возможность его представления средствами статической и динамической наглядности в виде схем, графиков, диаграмм, чертежей, картинок; структурированность по определенным параметрам (свойствам, характеристикам), содержание в учебном материале новых элементов знания по сравнению с ранее известными.
Применение информационных технологий регламентируется также рядом гигиенических требований, ограничивающих частоту и время работы учащихся на компьютерах.
Решение вопроса о внедрении информационных технологий обучения во многом связано с кадровым потенциалом учебного заведения. Работа преподавателя при этом требует более высокой квалификации, чем при традиционном обучении.
К ожидаемым результатам от внедрения информационных технологий в изучение различных дисциплин можно отнести повышение качества знаний по дисциплине, мотивации студентов к ее изучению, уровня компьютерной грамотности и информационной компетентности студентов, психологической, методической и педагогической компетенции преподавателя, оптимизацию учебного процесса.
На уроках можно использовать такие формы подачи материала и оценки знаний с помощью информационных технологий, как презентация изучаемого материала, информационно-обучающие программы, самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами, тесты. Кроме того, студенты в ходе выполнения и защиты рефератов, курсовых и дипломных работ получают навыки создания и представления электронной презентации.
В едином информационно-образовательном пространстве внедрение информационных технологий в изучение дисциплин разного цикла дает средства и методы для развития способностей к ориентации в быстро меняющемся мире, позволяет успешно осваивать любую профессиональную область деятельности и способствовать саморазвитию выпускника.
Литература:
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2008.
- Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2007.
- Михайлова Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. Монография. – М.:НИИРПО, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разработка данного проекта обусловлена необходимостью: повышения образовательного уровня; интеллектуального развития обучающихся; формирования на высоком уровне профессиональных компетенций; овладения навыками самообразования. Определены цели и задачи проекта, предложены примеры использования информационных технологий и проектной деятельности обучающихся в учебном процессе (в форме презентаций). Обозначены этапы работы над проектом. Аннотация
Одна из основных задач учебного заведения – своевременная реакция на запросы рынка труда: необходимо готовить компетентных специалистов. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Важной составляющих является информационная компетентность . Это: 1.Теоретические знания, практические умения и навыки использования ИТ в профессиональной деятельности. 2.Творческий подход в применении ИТ при решении практических задач, а также при организации обработки, хранения и передачи информации. 3.Гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области ИТ. 4.Сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов. Компьютерные презентации позволяют: акцентировать внимание аудитории на значимых моментах информации; создавать наглядные эффектные образы; увеличивать скорость подачи материала. Актуальность
Основной целью информатизации является повышение качества образования через повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса и активное использование ИКТ.
Задачи Создание единого информационного пространства. Автоматизация учебного процесса. Использование ИТ для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса. Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся и самостоятельной продуктивной деятельности. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей ИТ. Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Эффективность воздействия учебного материала.
Механизм реализации проекта I этап – подготовительный Согласование общего содержания, основных целей и задач проекта. Планирование проектной деятельности. Распределение обязанностей между членами группы. Сбор материалов для проектов (поиск, анализ и отбор необходимой информации). II этап – основной Уточнение цели и задач проекта. Разработка уроков и мероприятий с использованием презентаций. Планирование и прогнозирование проекта. Разработка презентаций обучающимися и для обучающихся (приложения к проекту). III этап – заключительный Использование ИТ на практике. Проведение уроков и мероприятий с использованием презентаций. Оценка значимости данного проекта.
Предполагаю, что при условии использования в образовательном процессе различных педагогических подходов и применения информационных технологий, повысится мотивация и качество образования обучающихся.
Инструментарий Методическая разработка «Применение информационных компьютерных технологий на уроке по теме «Организационно-правовые формы предприятий»» (по дисциплине «Экономика отрасли») с использованием презентации. (Приложение 1). Методическая разработка «Формирование активной творческой личности на занятиях экономики. Игра-аукцион «Мир рыночной экономики»» с использованием презентации. (Приложение 2) .
Достоинства компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе : интеграция гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала ярким и убедительным; сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание студентов на особо значимых (важных) моментах учебного материала; использование технологии компьютерной подготовки студентов позволяет интенсифицировать и персонифицировать процесс повторения заданного материала студентом и ускорить адаптацию к виртуальной среде в случае последующего компьютерного тестирования; установка учебного материала (лекций, интерактивных справочных материалов и т. п.) в виде презентационных программ в компьютерных классах позволяет студентам использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы; компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для студентов: справочного материала, памяток и т.п.
интенсифицирование усвоения учебного материала; повышение качества знаний по дисциплинам; мотивации студентов к изучению дисциплин; повышение уровня компьютерной грамотности и информационной компетентности студентов; повышение психологической, методической и педагогической компетенции преподавателя; оптимизация учебного процесса; развитие способностей к ориентации в быстро меняющемся мире; освоение любой профессиональной области; саморазвитие выпускника. Ожидаемые результаты
Спасибо за внимание
Комментарии
Проект "Внедрение информационных технологий в учебный процесс"