Рабочая программа по биологии, 10-11 класс, базовый уровень

Вербицкая Вера Владимиовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10-11_klass.docx81.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное образовательное учреждение

Дорогинская средняя общеобразовательная школа

                          Рассмотрено на МО _                                                        Согласовано:                                            Утверждено:    

                          «_____» ________200_ г.                                                   «_____» _______ 200_ г.                          «_____» ________ 200_ г.

                          Руководитель МО ______                                                  Зам. директора по УВР ______              Директор школы _______

                           (______________________)                                               (__________________________)            (______________________)

                                                       Рабочая программа

                                                 учителя биологии

                                  первой квалификационной категории

                                                   Вербицкой В.В.

                                                         10-11 класс

                                                           Биология

                                                 ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

                                                     (базовый уровень)

                Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова,   Дрофа, 2006

                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включены 8 практических работ (10 класс), 12 практических работ (11 класс).

 В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 3 ч из резервного времени на изучение раздела «Клетка», 1 ч  в разделе «Организм», 1ч в разделе «Вид», 1 ч в разделе «Экосистемы»

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

                                                              Содержание программы

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  (3 часа)

                                           

         . Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой           природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы

Демонстрации

Биологические системы. Уровни организации живой природы. Методы познания живой природы

                                       КЛЕТКА (13 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук , А. ванн Левенгук,  Р.Вирхов, К.Бэр, Р.Броун, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы.

Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма.

 Неорганические вещества. Вода – колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ.

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные  органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и  роль органических веществ в жизни клетки и организма.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Основные отличия в строении  растительной  и животной клетки. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.  

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода.  Ген. Биосинтезе белка.

Демонстрация таблиц

Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Биосинтез белка. Генетический код

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах

Сравнение строения клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений          

         

                         ОРГАНИЗМ (19 час)

Многообразие организмов.  Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности обмена веществ у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерии. Пластический обмен. Фотосинтез.

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Половое и бесполое размножение. Типы бесполого размножения.

        Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений и животных. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

       Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организмов.

       Онтогенез  человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

          Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. 

         Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон частоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности наследования. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость.  Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

  Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

 Основа селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции.  Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Половые клетки. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Гибридизация

Исследования в области биотехнологии        

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Изучение изменчивости

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

                           ВИД (20 часов)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; Движущий и стабилизирующий отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции . Способы видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.  Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Развитие представлений о возникновении жизни на земле. Опыты Ф. Реди И Л.Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория  Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. 

Гипотезы происхождения человека.  Положение человека в системе органического мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрации

Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека. Происхождение человеческих рас        

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

                    ЭКОСИСТЕМЫ (12 часов)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.  Закономерности влияния экологических факторов на организмы.  Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.  Искусственные сообщества – агроценозы.

Биосфера – глобальная экосистема.  Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода и воды).

 Биосфера и человек.  Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема. Агроэкосистема. Биосфера. Круговорот углерода в биосфере. Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы. Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек. Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

3

2.

Клетка

10+3

+++

3.

Организм

18+1

+++++

4.

Резервное время

1

Итого в 10 классах

36

8

5.

Вид

19+1

+++++

6.

Экосистема

11+ 1

+++++++

7.

Заключение

1

8.

Резервное время

1

Итого в 11 классах

34

12

Всего в 10-11 классах

70

20

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

                                                             Календарно-тематическое планирование

                                                                                    10 КЛАСС

                                                           Программа рассчитана на 36  часов

                     Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

                          Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)                            

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо-

вание                            

Дом.

Зад.

Срок

1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук

Вводный

Биология. Жизнь

Называть ведущие методы биологического познания

Сравнивать наблюдения и эксперимент

Понимать основные закономерности научного познания

Обосновывать значение наук, изучающих живые системы

Портреты

ученых,

 Схема:

«Связь

биологии

с другими

 науками»

С

е

н

т

я

б

р

ь

                    Тема 1.2. Сущность и свойства живого.

                   Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо-

вание                            

Дом.

задан

Срок

2

Сущность и свойства живого

Изучение нового

Дискретность, целостность, метаболизм, саморегуляция, открытость, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, движение, ритмочность.

Называть живые системы и экосистемы

Описывать свойства живых систем

Гл.1.2

3

Уровни организации и методы познания живой природы.

Изучение нового

Молекула, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера, Методы6описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный, моделирование.

Устанавливать иерархию живых систем

Биология в школе

№5, 1996

№1,1997

Табл.  «Уровни организации живой материи»

Гл.1.1

                  Раздел 2. Клетка. (10 часов + 3 часа из резерва)

               Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория. (1 час)

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо-

вание                            

Дом

задан

Срок

4

История изучения клетки.

Клеточная теория.

Комбиниро

ванный

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

Зачет по терминам

Формулировать положения  клеточной теории строения организмов

Табл. «Многообразие клеток»

Гл.5.5

                           Тема 2.2. Химический состав клетки (4часа + 1 час из резерва)

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Дом

задан

Срок

5

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Изучение нового

Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, свойства воды, минеральные соли, диполь, гидрофильные и гидрофобные вещества,

Характеризовать химические элементы, образующие живое вещество

Различать макро-и микроэлементы

Описывать неорганические молекулы живого вещества, их химические свойства и биологическую роль

Диаграммы: «Распределение хим.веществ в неживой и живой природе»,

Гл.3.1

О

к

т

я

б

р

ь

6

Органические вещества клетки. Общая характеристика. Липиды.

Изучение нового

Органические вещества, биополимеры, липиды, липоиды, воски

Характеризовать органические вещества: липиды (основной компонент клеточных мембран, запасной источник энергии)

Биология в школе

№2, 1995

№1, 1997

Гл.

3.2.3

7

Органические вещества клетки. Углеводы. Белки.

Изучение нового

Углеводы, моносахариды, дисахариды, полисахариды. Белки, структуры белков, функции белков, денатурация, ренатурация

Характеризовать органические вещества: углеводы, (строение,  биологическая роль), биологические полимеры – белки (структурная организация, функции)

Биология в школе

№2, 1995

№1, 1997

Табл. Строение молекулы белка,

Гл

3.2.1

3.2.2

8

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

Изучение нового

Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), репликация ДНК, комплементарность, редупликация,

Характеризовать  ДНК как молекулы наследственности.

Описывать процесс редупликации ДНК, раскрывают его значение

Описывать процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму – транскрипция

Различать структуру и функции РНК

Модель молекулы ДНК

Гл.

3.2.4

9

Обобщающий урок по теме:

«Химический состав клетки»

зачет

Письмен.

Проверочн работа

Гл. 3

           Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа + 1 час из резерва)

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо-

вание                            

Дом

задан

Срок

10

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

Изучение нового

Эукариотическая клетка, мембрана, цитоплазма, органоиды клетки, особенности растительной и животной клеток

Характеризовать  цитоплазму эукариотической клетки: органеллы, их структуру и функции

Отмечать значение цитоскелета

Характеризовать  типы клеточных включений и их роль в метаболизме клеток

Табл. «Строение эукариотических клеток

Гл

5.2

Н

о

я

б

р

ь

11

Клеточное ядро. Хромосомы.

Изучение нового

Ядро, хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный набор хромосом

Характеризовать  клеточное ядро – как центр управления жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко)

Табл. «Строение хромосом»

Гл.

5.2.2

12

Лабораторная работа №1

«Наблюдение клеток растений и животный на готовых препаратах».

Лабораторная работа №2

«Сравнение строения клеток растений и животных».

Лабораторная работа №3

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Лабораторный практикум

Отмечать  особенности строения растительной клетки Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Применять знания в процессе выполнения лаб. работы

Фиксировать результаты наблюдения

  Делать выводы

Микроскопы, микропре

параты клеток, предмет

ные и покровные стекла, пинцеты

Гл.5.4

13

Прокариотическая клетка.

Изучение нового

Прокариотическая клетка, бактерии

Характеризовать  форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма, генетический аппарат бактерий

Описывать процесс спорообразования, его значение для выживания бактерий; размножение прокариот

Оценивать роль прокариот в биоценозах

Табл. «Строение прокарио

тической клетки»

Гл. 5.1

                 Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1час)

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Дом

задан

Срок

14

Реализация наследственной информации в клетке.

Изучение нового

Генетический код, свойства кода, триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез

Давать определение понятия «митоз».

Определять роль клетки в многоклеточном организме

Уметь описывать митотический цикл

Раскрывать биологический смысл митоза

Табл.

«Генетический код»,

«Биосинтез белка»

Динамическое

пособие

Гл.

5.3

4.1

                           

                                                                       Тема 2.5. Вирусы ( 1час)

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Дом

задан

Срок

15

Неклеточная форма жизни: вирусы.

Изучение нового

Вирус, бактериофаг

Характеризуют взаимодействие вируса с клеткой хозяина

Называют болезни вызываемые вирусами

Отмечают особенности химического состава вирусов

Табл. «Строение вируса»

Гл.

5.6

16

Обобщающий урок по темам:

Строение эукариотической и прокариотической клеток»  и «Реализация наследственной информации в клетке»

зачет

Письменная проверочная работа

Применяют знания при выполнении проверочной работы

              Раздел 3. Организм. (18 часов + 1 час из резерва)

         Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1час)

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Домашнее

задание

Срок

17

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Изучение нового

Одноклеточные, многоклеточные

Характеризовать многообразие живого

Приводить примеры представителей разных царств

Знать характерные особенности царств живой природы

Январь

           Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (2часа).

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Домашнее

задание

Срок

18

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

Изучение нового

Метаболизм, диссимиляция, аэробы, анаэробы, ассимиляция, брожение, гликолиз

Раскрыть сущность реакций метаболизма

Сравнивать пластический и энергетический обмены

Знать основные этапы энергетического обмена

Объяснять суть понятий «аэробы, анаэробы»

Гл.4.2

19

Пластический обмен. Фотосинтез.

Изучение нового

Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, фотосинтез, фазы фотосинтеза,

Описывать процессы синтеза белков и фотосинтеза

Знать основные этапы синтеза белков

Объяснять суть понятий «автотрофы, гетеротрофы»

Раскрыть роль зеленых растений для  биосферы Земли

Биология в школе

№7, 1993

№2, 1995

Таблица

«Фотосинтез»

Гл. 4.3

        Тема 3.3. Размножение (4часа).

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Домаш

задание

Срок

20

Деление клетки. Митоз.

Комбиниро

ванный

Жизненный цикл, митоз, фазы митоза, хроматиды,

Давать определение понятия «митоз».

Определять роль клетки в многоклеточном организме

Уметь описывать митотический цикл

Раскрывать биологический смысл митоза

Табл. «Митоз»

Гл.5.3

21

Размножение: бесполое и половое.

Изучение нового

Типы бесполого размножения, половое размножение, гаметы, раздельнополые организмы и гермафродиты, мейоз, половой диморфизм

Характеризовать сущность и формы размножения организмов

Сравнивать половое и бесполое размножение

Раскрывать биологическое значение размножения

Биология в школе

№6, 1996

Гл.6.1

22

Образование половых клеток. Мейоз.

Изучение нового

Яйцеклетка, сперматозоид, гаметогенез, стадии гаметогенеза, фазы мейоза

Описывать процесс образования половых клеток,

выявляя общие черты периодов гаметогенеза

Табл.

«Мейоз» Схема «Гамето

генез»

Гл.6.2

23

Оплодотворение.

Изучение нового

Оплодотворение: наружное и внутреннее, двойное оплодотворение у цветковых

Определять понятия «оплодотворение» и «осеменение»

Сравнивать внутреннее и наружное  оплодотворение

Знать механизм протекания двойного оплодотворения у цветковых растений

Табл.

«Строение гамет»

Гл.6.2

Стр.208-209

            Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (2часа).

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Домашнее

задание

Срок

24

Индивидуальное развитие организмов.

Изучение нового

Онтогенез, эмбриогенез, дробление, гаструла, бластула, эктодерма, энтодерма, органогенез, постэмбриональный период, метаморфоз, определенный и неопределенный тип роста

Обозначать периоды индивидуального развития

Описывать этапы эмбрионального развития

Определять этапы дифференцировки тканей, органов, систем органов

Характеризовать постэмбриональный период развития

Разъяснять сущность непрямого развития: полного и неполного метаморфоза

Характеризовать прямое развитие и его периоды

Гл.7.1-7.4

25

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Комбинированный

Письменная проверочная работа

Обосновывать причины и последствия полового созревания, необходимость ведения ЗОЖ

Гл.7.5

         

                         Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (8 часов )

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока    

                         

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

       

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Домашнее

задание

Срок

26

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель-основоположник генетики.

Изучение нового

Генетика, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод,  ген, рецессивный и доминантный признак, аллели

Определять наследственность и изменчивость как общие свойства живых организмов

Применять генетическую символику при составлении схем наследования

Биология в школе

№5, 1993

№6, 1996

Гл.8

27

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Комбинированный

Моногибридное скрещивание

Зачет по терминам

Характеризовать гибридологический метод изучения наследования  признаков.

Формулировать  1-й и 2-й законы Менделя

Приводить цитологическое обоснование законов  Менделя Демонстрировать способности выписывать генотипы организмов и гаметы

Составлять схемы скрещивания

Решать генетические задачи

Гл.

9.1

9.2.1.

9.2.2

А

п

р

е

л

ь

28

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Лабораторная работа  №4

«Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание

Изучение нового

Дигибридное и анализирующее скрещивание

Формулировать  3-й закон Менделя

Приводить цитологическое обоснование закона  Менделя Демонстрировать способности выписывать генотипы организмов и гаметы

Составлять схемы скрещивания

Решать генетические задачи

Гл.

9.2.3.

9.2.4

29

Хромосомная теория наследственности. Современное представление о гене и геноме.

Комбинированный

Зачет по решению задач

Формулировать закон Моргана

Давать характеристику сцепленного наследования генов

Гл.9.3

30

31

Генетика пола.

Изучение нового

Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование сцепленное с полом

Объяснять механизмы хромосомного определения пола

Демонстрировать способности выписывать генотипы организмов и гаметы

Составлять схемы скрещивания

Решать генетические задачи

Биология в школе

№5, 1993

№6, 1996

Гл.9.4

32

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

Лабораторная работа  №5

«Изучение изменчивости»,

Лабораторная работа  №6

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

Изучение нового,

Модификационная и мутационная изменчивость, мутагенные факторы, мутации, виды мутаций, полиплоидия

Характеризовать основные формы изменчивости, мутаций, их значение

Обосновывать эволюционное значение мутаций и комбинативной изменчивости

Характеризовать роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств

Строить вариационные ряды и кривые нормы реакции

Гл.10.1

10.2

Май

33

Генетика и здоровье человека.

Комбинированный

Наследственные болезни, медико-генетическое консультирование

Письмен

ная работа по изменчи

вости

Прогнозировать возможные последствия влияния на организм мутагенов

 

        Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (2часа).

п/п

Тема

урока

Тип                

Форма урока                        

Понятия                          

Контроль

Обратная связь

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дополн.

лит-ра

Оборудо

вание                            

Домаш

задание

Срок

34

Селекция: основные методы и достижения.

Изучение нового

Селекция, порода, сорт, штамм, отбор, гибридизация, гетерозис

Давать определение «селекция, сорт, порода, штамм»

Характеризовать  методы селекции растений и животных.

Оценивать достижения и описывают основные направления современной селекции

Биология в школе

№7, 1993

№1, 1997

Гл.

11.1

11.2

35

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Изучение нового

Биотехнология, генная инженерия, клонирование, биоэтика

Обосновывать значение селекции для развития с/х, медицины, микробиологии и других отраслей промышленности

Гл.

11.3

11.4

36

Итоговый тест за курс 10 класс

зачет

 

                                                 11 КЛАСС

                             Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю

Раздел 4. Вид. 19 часов.

Тема 4.1. История эволюционных идей. 4 часа

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

Оборудо

вание

Домаш

 задание

   срок

1

История эволюционных идей.

Вводный

Эволюция,

Креационизм, трансформизм,

эволюционизм

Характеризовать представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе

Записи

12.1.1

2

Развитие биологии в додарвиновский период.

Изучение

нового,

лекция

Работы К.Линнея,

учения Ж.Б.Ламарка,

теории Ж.Кювье.

Запоминают принципы бинарной классификации Линнея

Знакомятся с основными положениями теории Ламарка

Характеризуют прогрессивные и ошибочные  положения теории Ламарка

Портреты

Ламарка и Линнея

12.1.2

12.1.3

3

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Изучение

нового,

лекция

Групповая и

Индивидуаль

ная

изменчивость,

искусственный отбор, борьба за существование,

естественный отбор

Характеризуют научные предпосылки, побудившие Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе

Анализируют экспедиционный материал Дарвина  в качестве предпосылки разработки эволюционной теории

Характеризуют учения Дарвина об искусственном отборе, его формах.

Запоминают основные положения теории Дарвина о естественном отборе

Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора

Дают определение понятия «естественный отбор»

Биология в школе

№1, 1997

Карта-схема маршрута путешест

вия Ч.Дарвина,

гербарные материалы по изменчивости,

фотографии пород животных

Портрет Дарвина

12.2

12.3

4

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Обобщаю

щий,

зачет

Тест по теме:

«История эволюционных идей»

Объясняют результаты эволюции с позиции знаний о её движущих силах

12

Тема 4.2. Современное эволюционное учение. 8 часов.

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

Оборудо

вание

Домаш

задание

   срок

5

Вид. Критерии вида.

Практическая работа № 1.

«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Изучение

нового,

лаб.практикум

Вид

Критерии вида Генофонд

Описывать критерии вида и применять их в процессе лабораторной работы

Сравнивать и классифицировать особей близких видов, используя знания о видовых критериях

Обосновывать важность генетического критерия, биологическую и социальную сущность человека

Табл. «Критерии вида»

12.4.1

6

Популяция – структурная единица вида,

единица эволюции.

Комбиниро-

ванный

Популяция

плотность популяции,

рождаемость,

смертоность,

возрастная структура

половая структура

Определять вид и популяцию как целостные живые системы

Сравнивать популяцию, подвид, вид

Описывать различные формы взаимосвязей в популяции, приводить примеры

Объяснять причину длительного существования популяций и видов в природе

Прогнозировать дальнейшее развитие популяций

12.4.3

12.4.4.

7

Движущие силы эволюции.

Изучение

нового,

лекция

Мутационный процесс, популяционные волны, изоляция,

естественны отбор

Описывать основные свойства популяции

Устанавливать причины падения и взрыва численности особей в популяции

Объяснять влияние рождаемости, смертности, плодовитости на численность и плотность популяции

12.4.2

8

Движущий и стабилизирующий естественный отбор

Практическая работа № 2.

«Выявление изменчивости у особей одного вида».

Изучение

нового,

лаб.

практикум

Естественный отбор

движущий, стабилизирую

щий отбор

Сравнивать формы естественного отбора

Описывать и устанавливать причины изменчивости в процессе лабораторной работы

12.4.5

9

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Практическая работа № 3.

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Комбиниро-

Ванный

лаб.практикум

Адаптация,

мимикрия,

маскировка

Характеризовать структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования

Приводить примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды

Давать оценку типичного поведения животных в заботе о потомстве

Приводить примеры физиологической адаптации

Объяснять относительный характер приспособлений и приводят примеры относительной адаптации 

Описывать и устанавливать причины приспособленности в процессе лабораторной работы

Биология в школе

№4, 1996

№5, 1996

Таблица

коллекции

12.4.6

10

Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Комбиниро-

ванный

Видообразова

ние

способы и пути видообразования

Знакомятся с путями видообразования

Дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразии крупных таксонов

12.4.7

11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

Изучение

нового,

лекция

Биологический прогресс и регресс.

Характеризовать главные направления биологической эволюции

Отражать понимание биологического прогресса как процветание той или иной группы, а биологического регресса – как угнетенного состояния таксона

Давать определение и характеризуют пути биологического прогресса (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация)

Приводить примеры дивергенции, конвергенции, параллелизма

13.1

12

Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Комбиниро-

ванный

Эволюция, гомологичные, аналогичные органы,

атавизмы,

рудименты,,

филогенез, палеонтология, эмбриология

Объяснять причины возникновения сходных по структуре  и\или функциям органов у представителей разных систематических групп организмов

13.2

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле. 3 часа.

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

оборудование

 Домашнее

 задание

   срок

13

Развитие представлений о возникновении жизни.

Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Комбиниро-

ванный

Креационизм,

Абиогенез,

Биогенез,

Панспермия,

Тест по теме:

 «Современное эволюционное учение»

2.1

14

Современные взгляды на возникновение жизни.

Теория Опарина – Холдейна.

Практическая работа № 4.

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Изучение

нового,

лекция

лаб.

практикум

Теория биопоэза

коацерваты

Биология в школе

№7, 1993

№1, 1995

№5,1994

2.2-2.5

15

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Изучение

нового,

лекция

Эоны, эры, периоды, ароморфозы

Характеризовать развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

14.1-14.4

Тема 4.4. Происхождение человека. 4 часа + 1 из резерва

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

Оборудо

вание

 Домашнее

 задание

   срок

16

Гипотезы происхождения человека.

Практическая работа №5.

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Изучение

нового,

лекция

лаб.практикум

Антропогенез

Рассмотреть гипотезы происхождения человека

Провести анализ различных гипотез

Записи

я

н

в

а

р

ь

17

Положение человека в системе животного мира.

 Практическая работа № 6.

«Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих»

Комбиниро

ванный

лаб.практикум

Приматы

Гоминиды

Определять место человека в системе зоологической систематики

Приводить доказательства животного происхождения человека

15.1

15.2

18

Эволюция человека, основные этапы.

Изучение

нового,

лекция

Парапитеки, речь,  

дриопитеки,

архантропы, палеонтропы, неоантропы

Австралопитеки

Неандертальцы

Кроманьонцы

Антропология

Прямохождение

Описывать этапы антропогенеза

Выявлять прогрессивные черты в эволюции человека от этапа к этапу

Обосновывать невозможность считать прямыми предками человека современных человекообразных обезьян

Объяснять роль естественного отбора на этапах формирования человека как биологического вида

Биология в школе

№7, 1993

№2, 1997

Бюсты

людей

15.3

19

Расы человека. Происхождение человеческих рас.

Видовое единство человечества.

Комбиниро

ванный

расы

Рассматривать и запоминать популяционную структуру вида Человек Разумный (расы).

Познакомиться с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас.

Приводить аргументированную критику теории расизма

Бюсты

людей

15.4

20

Обобщающий урок по темам

«Происхождение жизни на Земле» и «Происхождение человека»

Обобщающее повторение,

зачет

Тест

Раздел 5. Экосистемы. 11 часов.

Тема 5.1. Экологические факторы. 3 часа + 1 час из резерва

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

Понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

Оборудо

вание

Домашнее

 задание

   срок

21

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

Изучение

нового,

лекция

Экология,

внешняя среда,

экосистема,

Определять и анализировать понятия (экология, среда обитания), задачи экологии

Записи

22

23

Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов.

Закономерности влияния экологических факторов на организм.

Комбиниро

ванный

Экологические факторы,

абиотические,

биотические,  антропогенные,

лимитирующий фактор, закон Либиха,

экологическая

ниша, биологические ритмы

Характеризовать абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрирующих их значение

Описывать и обосновывать приспособительное значение явлений скрытой жизни у растений, анабиоза, оцепенения, спячки, зимнего и летнего  сна у животных

17.3.2

17.3.3

24

Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения.

Комбиниро

ванный

Паразитизм,

 хищничество,

конкуренция,

 экологическая ниша, мутуализм, симбиоз,

 конкуренция, квартиранство, нахлебничество, каннибализм

Характеризовать формы взаимоотношений между организмами для жизни биоценоза

Выявлять особенности конкурентных отношений, обосновывать их значение

Называть и описывать неконкурентные взаимоотношения, приводить примеры

Устанавливать черты взаимной приспособленности между хищниками и жертвами, паразитами, квартирантами и хозяевами; взаимосвязь между симбиотическими видами

Обосновывать роль неконкурентных отношений для регуляции численности видов в сообществе

17.3.4

Тема 5.2. Структура экосистем. 4 часа.

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

Оборудо

вание

 Домаш

задание

   срок

25

Видовая и пространственная структура экосистем.

Комбиниро-

ванный

Экосистема, биоценоз,

биогеоценоз, экотоп,

эдафотоп, климатоп,

Продуценты, редуценты,

консументы, автотрофы,

гетеротрофы

Тест по теме: «Экологические факторы»

Описывать биоценоз как самую устойчивую живую систему

Устанавливать взаимосвязь составляющих компонентов экосистемы

Объяснять роль доминирующих и средообразующих видов для поддержания видовой структуры биоценозов

Обосновывать значение ярусности в пространственной структуре биоценоза

Биология в школе

№3, 1996

17.3.1

26

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Практическая работа № 7.

«Составление схем цепей питания в э/с»

Комбиниро

ванный

лаб.

практикум

 Детритофаги, пищевые

 сети, цепи, экологическая

пирамида

Характеризовать компоненты биоценоза,

Формулировать представления о цепях и сетях питания

Составлять схемы пищевых цепей

Объяснять схемы экологических пирамид

17.3.1

Пищ.

цепь

27

Причины устойчивости и смены экосистем.

Влияние человека на экосистемы.

Практическая работа № 8.

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Практическая работа № 9.

«Исследования изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Комбиниро

ванный

лаб.

практикум

Сукцессии,

Динамическое равновесие

Выявлять условия равновесного состояния сообществ

Объяснять закономерности развития и смены сообществ под влиянием разнообразных причин 

Перечислить причины смены биоценозов

Применять знания в процессе лаб.работы

Записи

28

Искусственные сообщества – агроценозы.

Практическая работа № 10.

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроценозов своей местности»

Комбиниро

ванный

лаб.

практикум

Агроценоз

Тест по теме:

«Структура экосистем»

Сравнить естественные и искусственные экосистемы

Записи

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема. 2 часа.

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

Оборудо-

вание

Дом.

 задание

   срок

29

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Изучение

нового,

лекция

Биосфера, живое,

биогенное, косное биокосное

 в-во,

Формулируют основные положения учения Вернадского о биосфере

Объяснить невозможность существования жизни за границами биосферы

Характеризовать компоненты биосферы

Определять главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ

16.1.1

16.1.2

30

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический

круговорот веществ (Н О и С )

Изучение

нового,

лекция

Биомасса Земли, круговорот,

ноосфера

Характеризовать основные круговороты (Н2О, С, Р, S, N).

Оценивать значение  круговоротов веществ,  для существования жизни на планете

16.2

Тема 5.4. Биосфера и человек. 2 часа.

п/п

Тема

урока

Тип

Форма

урока

                              понятия

Контроль

Обратная связь      

Характеристика основных видов деятельности ученика

Допол.

лит-ра

Оборудова

ние

Дом.

задание

   срок

31

Биосфера и человек. Глобальные

экологические проблемы и пути их решения.

Последствия деятельности человека для окружающей среды.

Практическая работа № 11. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Практическая работа № 12.

«Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

Изучение

нового,

лекция

лаб.

практикум

Глобальные

экологические                  

проблемы                        

Описать воздействие живых организмов на планету

Анализировать антропогенные факторы, приводящих к экологическим проблемам

Биология в школе

№3,4, 1993

№3, 1992

№3,1995

№4,1997

18.1

18.2

18.3

32

Правила поведения человека в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Изучение

нового,

лекция

Охрана природы,

Рациональное

природопользование, национальные парки,

 заповедники,

заказники,

красная книга,

памятники природы

Раскрыть проблемы рационального природопользования и охраны природы

18.4

Заключение.

33           Обобщающее повторение за курс 11 класса

34            Итоговый тест за 11 класс.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ         СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

 Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. - М.: Дрофа, 2010.

        

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006

Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003

Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988

Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007

Ватти К.В. Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике.  М.: Просвещение, 1972

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981

Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. - Саратов: «Лицей», 1998

Гуляев Г.В. Мальченко В.В. Словарь терминов по генетике, цитологии, селекции, семеноводству и семеноведению. Россельхозиздат, 1975

 Б.Н.Кочергин, Н.А. Кочергина Задачи по молекулярной биологии и генетике. Минск. «Народная Асвета», 1982

К.Д Пяткин, Ю.С. Кривошеин Микробиология. Москва: «Медицина»

 Кулев А.В. Общая биология. 11 класс. Поурочное планирование. «Паритет», 2001

Л.П.Анастасова Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989

Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя/ В.З. Резникова, А.Н.Мягкова, Г.С.Калинова, Т.В. Иванова.- М.: Просвещение; Учеб.лит., 1997

Г.И.Лернер Общая биология Поурочные тесты и задания. 10-11 класс./ -М.:Аквариум, 2000

Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 кл.: Метод. Пособие. – Дрофа, 2000

С.И.Мезина. Хромосомы: Учебное пособие. –Новосибирск: НГПУ, 1990

Л.П.Анастасова, В.С.Анисимова, Л.С. Короткова Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу Общей биологии. Москва «Высшая школа», 1986

Иванова Т.В., Козлова Т.А., Мягкова А.Н. Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии – М.: Школа – Пресс, 1997

Биология 10 класс. Поурочные планы  по учебнику «Общая биология» под редакцией Д.К.Беляева, А.О.Рувинского

Биология 11 класс. Поурочные планы (по учебнику «Общая биология» под редакцией Д.К.Беляева, А.О.Рувинского

Т.С.Сухова Тесты по биологии 6-11 кл. Учебно-метод. Пособие. М.: Дрофа, 1997

Зарудняя Т.В. Олимпиады по биологии. 11 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005

Готовимся к олимпиаде по биологии: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/ Авт.-сост. М.М.Бондарук. – М.: АРКТИ, 2008

В.И.Сивоглазов, Т.С.Сухова, Т.А.Козлова. Биология. Общие закономерности. Книга для учителя.-М: Издательский Дом «Генжер», 1999

Петросова Р.А. и др. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии.-М, «Рауб-Цитадель», 1997

Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения.- М.: Вентана-Граф, 2006

Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006

Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Планета, 2010         

Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами/ По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов.- М.6 Мнемозима, 1998

Верзилин Н.М., Голосеменные В.М. Общая методика преподавания биология. Учебник для студентов биол.фак.пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1976

Анашкина Е.А. Кроссворды для школьников. Биология. Ярославль: «Академия развития», 1997

Популярный биологический словарь \Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1990

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ.\ Под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1993

         MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

Электронное учебное издание Общая биологи. 10 класс Базовый уровень. Мультимедийное приложение к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой и Т.И.Захаровой

             Дополнительная литература для учеников:

Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005

Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005

Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы –М.: «Книжный дом «Университет», 1998

Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии: Курс самообразования., М.: Просвещение,1992

Богданов ю.А. и др. Происхождение и развитие океана. М., «Мысль», 1978

Ф.Фукарек, Г.Мюллер, Р.Шустер Растительный ми Земли: В 2-х томах; Пер. с нем.-М.:Мир, 1982

А.В.Яблоков Мир эволюции: Научно-популярная литература. –М.:Дет.лит., 1985

К.Вилли. Биология. М: издательство «Мир», 1968

В.А. Радкевич. Экология: Учебник.- Мн.: Выш.шк, 1998

Фарб П. Популярная экология. Пер. с англ. М. «Мир», 1971

Б.Небел  Наука об окружающей среде:  Как устроен мир: В 2-х – М.: «Мир», 1993

Анашкина Е.А. Кроссворды для школьников. Биология. Ярославль: «Академия развития», 1997

Популярный биологический словарь \Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1990

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ.\ Под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1993

Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами/ По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов.- М.6 Мнемозима, 1998

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.