Тропические пришельцы на подоконнике

Занятие является компонентом учебной программы "Занимательная ботаника". Для большинства комнатных растений родиной являются тропические леса. На занятии ребята познакомятся с комнатными растениями - выходцами их джунглей, их биологическими особенностями. Научатся правильно ухаживать за данными растениями,согласно их требованиям к свету,влажности и температуре воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx13.09 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.38 КБ
Файл prilozhenie_3.docx11.03 КБ
Файл prezentaciya.pptx2.42 МБ
Файл tropicheskie_prishelcy_na_podokonnike.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Свет.

Всем растениям для жизни необходим _________. Конкуренция за него в тропическом лесу очень ___________. Как и в любом другом лесу, растения в __________ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __________ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая ___________________ своими широкими листьями. Поэтому растениям ____________ яруса достается лишь 1% света.

( солнечный, высокий, узкий , нижний, свет, тропики)

Влажность.

___________ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура _____________. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в ____________, и образуются большие ____________, из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие ___________. Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым _____________.

(ливень, падать, капля, солнце, климат, облако)

Температура.

Так как _____________________ находятся в зоне экватора, то там _________. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках __________, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___________, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во __________ воздухе почти нет охлаждающего _____________, нет и освежающего ветерка.

(влажный, солнце, тепло, выше, тропический лес, испарение)



Предварительный просмотр:

1. Хозяйка наводила порядок в зимнем саду. Коричневые корни монстеры показались ей ненужными и некрасивыми, она удалила их. Через некоторое время растение стало погибать. В чём была ошибка хозяйки?

2. Школьники озеленяли свой класс и решили разместить бегонию на солнечном подоконнике. Со временем листья растения пожелтели и завяли. В чем ошибка ребят?

3. Какие бы вы дали советы по уходу за орхидеями их владельцам?

4. Представьте, что вы – владелец цветочного салона. Женщина выбирает комнатное растение для содержания его на солнечной стороне подоконника, воздух в комнате сухой. Какое растение вы бы посоветовали приобрести?

а) фикус; б) кактус; в) олений рог; г) монстера.



Предварительный просмотр:

Жаркое лето сменяется снежной зимой.

Тропические леса расположены в экваториальной зоне.

Тропические леса встречаются повсеместно, даже в Антарктике.

Смены времени года в тропиках не наблюдается.

Большинство растений тропиков – кактусы.

Растительность в джунглях практически отсутствует.

80% всего разнообразия растительного и животного мира представлены в тропическом лесу.

В тропическом лесу очень высокая влажность.

В тропиках сухой и жаркий климат.

Эпифиты – это растения, которые живут на других растениях.

У растений верхнего яруса листья жесткие, а нижнего – тонкие и нежные.

Бегония – гигантское дерево с широкими жесткими листьями.

Растение «олений рог» так называется потому, что растет на рогах оленей.

Воздушные корни монстеры необходимы ей для того, чтобы улавливать дополнительные лучи солнца.



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

тропические пришельцы на подоконнике

Слайд 4

Температура Так как _____________________ находятся в зоне экватора, то там _________. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках __________, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___________, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во __________ воздухе почти нет охлаждающего _____________, нет и освежающего ветерка.

Слайд 5

Температура Так как ___ тропический лес _ _ находятся в зоне экватора, то там _________. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках __________, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___________, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во __________ воздухе почти нет охлаждающего _____________, нет и освежающего ветерка.

Слайд 6

температура Так как ___ тропический лес __ находятся в зоне экватора, то там __ тепло _ _. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках __________, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___________, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во __________ воздухе почти нет охлаждающего _____________, нет и освежающего ветерка.

Слайд 7

температура Так как ___ тропический лес __ находятся в зоне экватора, то там __ тепло _ _. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках _ солнце ___, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___________, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во __________ воздухе почти нет охлаждающего _____________, нет и освежающего ветерка.

Слайд 8

температура Так как ___ тропический лес __ находятся в зоне экватора, то там __ тепло _ _. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках _ солнце ___, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___ выше ___, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во __________ воздухе почти нет охлаждающего _____________, нет и освежающего ветерка.

Слайд 9

температура Так как ___ тропический лес __ находятся в зоне экватора, то там __ тепло _ _. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках _ солнце ___, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___ выше ___, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во _ влажном _ воздухе почти нет охлаждающего _____________, нет и освежающего ветерка.

Слайд 10

температура Так как ___ тропический лес __ находятся в зоне экватора, то там __ тепло _ _. А это идеальные условия для роста и развития растений. В тропиках _ солнце ___, по крайней мере, два раза в год стоит в небе прямо над головой. И в остальные дни оно поднимается ___ выше ___, чем в более северных широтах. Но это не «палящая жара» тропических пустынь. Температура воздуха всего 26⁰С, самое большое 30⁰С. Но во _ влажном _ воздухе почти нет охлаждающего _ испарения __, нет и освежающего ветерка.

Слайд 11

влажность ___________ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура _____________. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в ____________, и образуются большие ____________, из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие ___________. Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым _____________.

Слайд 12

влажность __ Солнце _ _ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура _____________. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в ____________, и образуются большие ____________, из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие ___________. Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым _____________.

Слайд 13

влажность __ Солнце _ _ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура ___ падает _ __. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в ____________, и образуются большие ____________, из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие ___________. Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым _____________.

Слайд 14

влажность __ Солнце _ _ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура ___ падает _ __. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в __ капли ___ , и образуются большие ____________, из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие ___________. Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым _____________.

Слайд 15

влажность __ Солнце _ _ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура ___ падает _ __. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в __ капли ___ , и образуются большие __ облака ____ , из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие ___________. Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым _____________.

Слайд 16

влажность __ Солнце _ _ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура ___ падает _ __. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в __ капли ___ , и образуются большие __ облака ____, из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие __ ливни ____ . Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым _____________.

Слайд 17

влажность __ Солнце _ _ в тропиках очень сильно печет, и горячий воздух поднимается вверх. Когда воздух поднимается, его температура ___ падает _ __. По мере охлаждения воздуха, содержащиеся в нем пары воды превращаются в __ капли ___, и образуются большие __ облака ____, из которых, точно по расписанию, обрушиваются сильнейшие __ ливни ____. Так вдоль экватора формируется пояс с сырым теплым __ климатом _ .

Слайд 18

свет Всем растениям для жизни необходим _________. Конкуренция за него в тропическом лесу очень ___________. Как и в любом другом лесу, растения в __________ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __________ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая ___________________ своими широкими листьями. Поэтому растениям ____________ яруса достается лишь 1% света.

Слайд 19

свет Всем растениям для жизни необходим __ свет __ . Конкуренция за него в тропическом лесу очень ___________. Как и в любом другом лесу, растения в __________ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __________ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая ___________________ своими широкими листьями. Поэтому растениям ____________ яруса достается лишь 1% света.

Слайд 20

свет Всем растениям для жизни необходим __ свет __ . Конкуренция за него в тропическом лесу очень __ высокая __ . Как и в любом другом лесу, растения в __________ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __________ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая ___________________ своими широкими листьями. Поэтому растениям ____________ яруса достается лишь 1% света.

Слайд 21

свет Всем растениям для жизни необходим __ свет __ . Конкуренция за него в тропическом лесу очень __ высокая __ . Как и в любом другом лесу, растения в _ тропиках _ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __________ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая ___________________ своими широкими листьями. Поэтому растениям ____________ яруса достается лишь 1% света.

Слайд 22

свет Всем растениям для жизни необходим __ свет __ . Конкуренция за него в тропическом лесу очень __ высокая __ . Как и в любом другом лесу, растения в _ тропиках _ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __ узкими __ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая ___________________ своими широкими листьями. Поэтому растениям ____________ яруса достается лишь 1% света.

Слайд 23

свет Всем растениям для жизни необходим __ свет __ . Конкуренция за него в тропическом лесу очень __ высокая __ . Как и в любом другом лесу, растения в _ тропиках _ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __ узкими __ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая __ солнечный свет _ своими широкими листьями. Поэтому растениям ____________ яруса достается лишь 1% света.

Слайд 24

свет Всем растениям для жизни необходим __ свет __ . Конкуренция за него в тропическом лесу очень __ высокая __ . Как и в любом другом лесу, растения в _ тропиках _ располагаются по ярусам. Верхний ярус составляют высокие деревья с __ узкими __ листьями и высотой до 40м. Второй – деревья до 20м. Именно второй ярус создает полумрак в джунглях, загораживая __ солнечный свет _ своими широкими листьями. Поэтому растениям __ нижнего _ __ яруса достается лишь 1% света.

Слайд 25

Зона тропических лесов Высокая влажность (до 80%) Тепло (26-30⁰С) Много света

Слайд 26

Эпифиты – это растения, поселяющиеся на других растениях

Слайд 27

Орхидея

Слайд 28

Платицериум (олений рог)

Слайд 29

Лианы – это растения, не способные самостоятельно сохранять вертикальное положение стебля и использующие в качестве опоры другие растения

Слайд 30

монстера

Слайд 31

фикус

Слайд 32

бегония

Слайд 34

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Тема: «Тропические пришельцы на подоконнике».

Цель: формирование знаний об особенностях ухода за комнатными растениями тропиков.

Задачи:

Обучающие:

Содействовать расширению знаний о содержании комнатных растений.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса и начальных навыков исследовательской деятельности.

Воспитывающая:

Воспитать бережное отношение к природе.

Методы: 

  1. Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
  2. Наглядный (показ рисунков, презентация).

Оборудование: раздаточный печатный материал, компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности.

План занятия:

  1. Организационный момент. Вступительная беседа.
  2. Поисково-исследовательская работа в парах.
  3. Приспособления растений к жизни в тропиках (беседа, демонстрация комнатных растений).
  4. Заключение

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего занятия «Тропические пришельцы на подоконнике». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о комнатных растениях из тропических лесов). Правильно. Но прежде всего, нужно разобраться, что же такое – тропические леса, и где они расположены.

Тропические леса, или, как их еще по-другому называют? (джунгли), проходят вдоль экватора. Это леса Бразилии, Конго и Центральной Африки, Индостана, Индокитая, Малайского архипелага. Вспомните, каким климатом характеризуется экваториальная зона? (высокая влажность, тепло), то есть, идеальное место для роста и развития растений. Их так много, что через джунгли очень трудно пробираться и путешественникам приходится прорубать тропинку в зеленой чаще топором или саблей. Порой нужно потратить 7 часов, чтобы прорубить тропинку, которую можно пройти за 15мин. В условиях влажного и тёплого климата, отмирая, растения быстро перегнивают, образуя плодородный слой почвы.

Тропические леса являются домом для 80% всех видов животных и растений на планете. Эти леса называют «крупнейшей аптекой мира», потому что более четверти современных лекарств производят из растений, произрастающих в этих лесах. Еще эти леса называют «легкими Земли», то есть помогает очищать воздух от загрязнения. В последние столетия площадь тропических лесов уменьшается все быстрее. Происходит это не потому, что меняется климат, а исключительно из-за разрушительной  деятельности людей. (фильм).

  1. Поисково-исследовательская работа в парах.

Ребята, а теперь мы с вами разделимся на пары и выполним небольшую работу. Я раздам вам тексты, в которых пропущены слова. Ваша задача подобрать подходящие по значению слова, записать их. Затем по очереди прочитаем, у кого что получилось (работа с карточками).(Приложение 1)

Физминутка.

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

  1. Приспособления растений к жизни в тропиках (беседа, демонстрация комнатных растений).

У большинства наших комнатных растений родиной являются именно тропики. Давайте на их примере и разберемся, какие же особенности есть у тропических растений, и как они научились приспосабливаться к жизни в джунглях.

Первая группа растений – эпифиты. То есть, растущие на других растениях, на деревьях, тем самым оказываясь на освещенных местах. У этих растений мощная корневая система, с помощью которой они крепко удерживаются на растении-хозяине. В нашем зимнем саду есть представители этой группы – это орхидея, одно их красивейших цветущих растений на Земле. У орхидеи корни зеленого цвета. Как вы думаете, почему? (корни участвуют в процессе фотосинтеза). Также, помимо корней, которыми растение крепится к другому растению, имеются свободно свисающие корни. Для чего? Какую функцию они выполняют? (впитывают влагу из воздуха). Молодцы.  Еще один представитель эпифитов – это платицерум, или олений рог. Как вы считаете, почему его так назвали? (листья похожи на рога оленя). У него два типа листьев. Один тип листьев свободно свешиваются вниз, а второй тип листьев образует карман, открытый вверх. По мере роста растения листья, образующие карман, постепенно отмирают и перегнивают, а поверх них образуются новые. Таким образом, растение само себе формирует питательную среду в виде перегноя.

Следующая группа растений – лианы. Их тонкие молодые побеги быстро тянутся к свету вдоль любой подходящей опоры, будь то молодое или старое дерево. Ствол лианы резко утолщается только после того, как ее крона станет получать достаточно света. Многие лианы начинают свою жизнь как эпифиты. Кстати, а что такое эпифит? (растения, которые поселяются на других растениях).

А вот и комнатный представитель лиан. Кто знает, как называется это растение? (монстера). Правильно. Обратите внимание на ее листья. Как вы считаете, для чего ей такие огромные прорезы и отверстия? (чтобы лучи солнца через них проникали к остальным листьям, расположенным ниже). Еще у монстеры есть необычные коричневые длинные выросты вдоль стебля. Называются эти выросты – воздушные корни. А для чего нужны они?  (чтобы впитывать влагу из воздуха).

Существует легенда, что группа путешественников, прогуливаясь по джунглям, наткнулись на это растение с его огромными свисающими воздушными корнями, и, решив, что это монстр, быстро покинули этот страшный лес.

         Фикус, который растет у нас дома, тоже является представителем флоры тропического леса. Только вот в джунглях он совсем не такой. Это громадное дерево 30м высотой с листьями до одного метра.

          Сейчас я попробую схематично показать, как происходит рост этого интересного дерева. Когда молодому фикусу удается вынести свою крону в верхний ярус леса, на концах его нижних ветвей отрастают воздушные корни. Стоит любому из них коснуться земли, он быстро ветвится – так образуется новая корневая система. Потом конец ветви резко утолщается и разрастается в отдельную крону, а сам воздушный корень со временем становится частью нового ствола, который поддерживает эту крону. В результате одно дерево превращается в целую рощу, которая может занимать площадь до 2га. У фикуса жесткие плотные листья, слегка согнутые вдоль вовнутрь, образуя желобок. Как вы думаете, для чего такая форма? (чтобы вода скатывалась и не задерживалась на листьях).

Следующий пришелец из тропиков – бегония. Это растение нижнего яруса. Как же могут жить маленькие растения в темном тропическом лесу? Давайте вместе разберемся. Обратите внимание на необычную окраску листьев бегонии. Какого они цвета? (красного). Правильно. Именно красный цвет в листьях помогает улавливать дополнительные лучи света, которого им так не хватает. И листья, в отличие от фикуса, тонкие и нежные. Не выносят ярких солнечных лучей.

Ребята, давайте теперь подумаем, какие же условия необходимо создать нашим тропическим друзьям, чтобы они комфортно себя чувствовали у нас в гостях? (умеренный полив, увлажнение воздуха). Для всех ли растений тропиков должна быть одинакова освещенность? (нет, в зависимости от того, какой ярус занимает то или иное растение).

  1. Закрепление.

(Практическая часть. Работа с карточками в парах).

А сейчас мы с вами вновь разделимся по парам и выполним небольшое задание. Вам будут предложены задачки (Приложение 2).

1. Хозяйка наводила порядок в зимнем саду. Коричневые корни монстеры показались ей ненужными и некрасивыми, она удалила их. Через некоторое время растение стало погибать. В чём была ошибка хозяйки? (корни впитывают влагу из воздуха )

2. Школьники озеленяли свой класс и решили разместить бегонию на солнечном подоконнике. Со временем листья растения пожелтели и завяли. В чем ошибка ребят? (бегония не выносит прямых солнечных лучей)

3. Какие бы вы дали советы по уходу за орхидеями их владельцам? (отсутствие прямых солнечных лучей, умеренный полив, опрыскивание)

4. Представьте, что вы – владелец цветочного салона. Женщина выбирает комнатное не требовательное к поливу растение для содержания его на солнечной стороне подоконника, воздух в комнате сухой. Какое растение вы бы посоветовали приобрести?

а) фикус;  б) кактус;  в)олений рог;  г)монстера.

И последнее задание на закрепление материала. Игра «Да/Нет»   (Приложение 3)

Спасибо вам за внимание. Всего доброго, до свидания.


 

Комментарии

Урецкая Татьяна Александровна

Татьяна Валентиновна! Интересное занятие!голосую за вас! Приглашаю посмотреть мою работу http://nsportal.ru/user/247450

Карпова Татьяна Николаевна

Добрый день!Татьяна Валентиновна. Голосую За Вашу работу. 10 баллов. Мне пригодится дополнить материал по открытому занятию "Тропические растения реки Амазонки". Спасибо. Приглашаю Вас к себе, пишите, смотрите, голосуйтеhttp://nsportal.ru/node/667558

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020

Сергеева Наталия Александровна

Интересный материал! Голосую за Вас! Успехов!