После изучения основ можно переходить уже к деталям создания фильма.
Celtx – рабочий инструмент киносценариста, писателя и т.д.
Celtx – довольно популярная в узких кругах разработчиков медиа-проектов бесплатная мультиплатформенная програма.
Представляет собой рабочий инструмент киносценариста, автора сценариев клипов, документальных фильмов, компьютерных игр, театрального драматурга или автора комиксов. Включает в себя всё необходимое для разработки медиапроекта: текстовый редактор, редактор раскадровок, отслеживание связей между персонажами, менеджер проекта, подготовка окончательной документации для съёмочной группы и актёров.
Кое-кто использует её при сочинительстве сложносюжетных повестей и романов.
Скачать руссифицированную версию можно здесь: http://celtx.com/
Там же огромное количество скриншотов, но без комментариев, поэтому попытаюсь их прокомментировать.
Сценарии можно писать и в стандартном блокноте Windows, и в программе Word, и даже на листе обычной бумаги. Однако куда удобнее пользоваться специальными программами, разработанными с уче- том требований кинопроизводства. Конечно, на качество сценария такие программы влияния не оказы- вают, но многие вещи в них делаются действительно куда быстрее и нагляднее. Одной из таких программ является Celtx. Ее главное достоинство состоит в том, что она совершенно бесплатна. Еще одно достоинство – наличие русификатора, который можно скачать прямо на сайте разработчиков. Помимо сценаристов программа может быть полезна режиссерам, создателям комиксов, продюсерам и директорам фильмов.
С помощью Celtx можно написать и оформить сценарий, продумать черты характера и мотивацию персонажей, детально проработать сцены, составить подробные списки реквизита, составить раскадровку, распланировать съемки и многое другое. Создатели приложения предусмотрели множество готовых форм, которые облегчают как творческую часть работы, так и планирование производственного про цесса. Причем предусмотрены формы даже для таких вроде бы мелочей, как растения, макияж или при- чески, используемые в сцене. Большинство форм связано с основным листом сценария – таким образом можно быстро составить представление об объеме работ. Есть и автоматическая генерация отчета по проекту: сколько, чего и когда потребуется.
Начинать работу над сценарием можно как с основной страницы, где идет непосредственная работа над текстом, так и с форм персонажей или сцен. На страницах персонажей вам предстоит продумать ответы на множество вопросов. Например: какова цель этого персонажа? Как он собирается достичь этой цели? Какие у персонажа привычки и пороки? Что он любит, а что не любит? Какая у него семья и какое образование? Несмотря на то, что в сценарии эти сведения могут и не использоваться, они очень важны для того, чтобы прочувствовать персонажа, увидеть историю его жизни, понять его психологию. Посмотрите на картинку:
http://mag1.narod.ru/111/Celtx_AB61/untitled1.jpg
На странице детальной разработки сцены вам нужно также продумать ответы на множество вопросов. Какое центральное событие в сцене? Как это событие влияет на историю в целом? Каково настроение сцены? Кто протагонист, а кто антагонист? Как они достигают своих целей? И т.д. Как и в случае с пер- сонажем, ответы на эти наводящие вопросы дают понимание структуры сюжета и его конфликтов. И на страницах персонажей, и на страницах разаработки сцен можно использовать любые мультимедиа файлы для иллюстрации своих идей. А на странице раскадровки вы можете загрузить отсканированные рисунки, разместить их в любом порядке для каждой сцены и добавить комментарии. Посмотрите на картинку:
http://mag1.narod.ru/111/Celtx_AB61/Celtx.jpg
После того, как сценарий вместе с раскадровкой готовы, можно переходить к планированию производства. С помощью готовых форм расписывается весь реквизит, который используется в сценах, принимается решение о том, где реквизит будет взят (прокат, покупка, самостоятельное изготовление), считаются расходы, назначаются отвественные люди. Если это документальный или художественный фильм, с помощью соответствующих форм определяются места съемок, причем прописывается все, включая доступные парковки, наличие шума, расположение источников света, допустимая мощность электрооборудования и т.д. С помощью отдельных форм расписывается вся информация об актерах, каскадерах, специалистах по пиротехнике, необходимых камерах и любой другой технике. Отдельные формы предназначены для планирования постобработки. Все это в конце-концов сводится в единое целое с помощью календаря. Можно начинать производство.
Celtx, однако, – всего лишь электронный помощник, готовый взять на себя черную работу, не более того. Имеет смысл работать с этой программой, когда делаешь большой фильм, или между фрагментами работы проходит большой срок и можешь забыть умные мысли или важные детали будущей работы.