Лекция 5. Виды задач повышенной трудности и способы их решения
Учебные вопросы:
1. Примеры задач на установление соответствий между элементами и способы их решения.
2. Примеры комбинаторных задач и способы их решения.
3. Примеры задач на упорядочение множеств и способы их решения.
4. Примеры задач на установление временных, пространственных, функциональных отношений и способы их решения.
5. Примеры задач на активный перебор вариантов.
Цель лекции: рассмотреть виды задач повышенной трудности и способы их решения.
Задачи лекции:
1) Систематизировать полученные знания по теме;
2) Познакомить с классификацией задач повышенной трудности и методами их решения;
3) Дать материал практического назначения, который может быть использован учителем в классной и внеклассной работе учителя по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
LEKCIYa_5.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 5. ВИДЫ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Учебные вопросы:
- Примеры задач на установление соответствий между элементами и способы их решения.
- Примеры комбинаторных задач и способы их решения.
- Примеры задач на упорядочение множеств и способы их решения.
- Примеры задач на установление временных, пространственных, функциональных отношений и способы их решения.
- Примеры задач на активный перебор вариантов.
Цель лекции: рассмотреть виды задач повышенной трудности и способы их решения.
Задачи лекции:
1) Систематизировать полученные знания по теме;
2) Познакомить с классификацией задач повышенной трудности и методами их решения;
3) Дать материал практического назначения, который может быть использован учителем в классной и внеклассной работе учителя по математике.
Список литературы по теме:
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. – Волгоград, 2006.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д, 2006.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1978.
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) – М.,1993.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. – М., 2008.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. – Волгоград, 2007.
- Лохтарников Л.М. Занимательные логические задачи. – СПб., 1996.
1. Классификация задач повышенной трудности.
В данной лекции будут рассмотрены на конкретных примерах виды задач повышенной трудности и способы их решения.
Лавлинскова Е.Ю. предлагает классификацию задач повышенной трудности по способу действия. Это дает возможность систематизировать в данном направлении используемые нестандартные задачи и сделать процесс обучения их решению более целенаправленным.
По способу действия при решении задач задачи повышенной трудности делятся на:
- задачи на установление соответствий между элементами;
- комбинаторные задачи;
- задачи на упорядочение множеств;
- задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений;
- задачи на активный перебор вариантов.
- Примеры задач на установление соответствий между элементами и способы их решения.
- Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании, причем никакие два мальчика не делили между собой одно и то же место. На вопрос, какие места заняли ребята, трое ответили:
1. Коля – не 1-е, не 4-е.
2. Боря – 2-е.
3. Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Решение:
К | Б | В | Ю |
- | - | + | - |
- | + | - | - |
+ | - | - | - |
- | - | - | + |
Ответ: Коля – 3-е; Боря – 2-е; Вова – 1-е; Юра – 4-е.
- Учитель раздает ученикам тетради после проверки. Может ли он выдать Оле любую тетрадь?
Ответ: нет, так как тетради подписаны.
- Для уроков рисования учащиеся должны были принести краски или карандаши. Готовы ли дети к уроку?
- если Петя принес краски;
- Женя не принес ни красок, ни карандашей;
- Лена принесла и краски, и карандаши.
Ответ: Петя и Лена готовы к уроку, а Женя – нет.
- Известно, что данное число делится на 3. Значит ли, что данное число не делится на 2?
Ответ: нет, так как среди чисел, делящихся на 3. есть четные, которые делятся на 2.
- В коробке лежат карандаши: 4 желтых и 3 голубых. Не глядя, берут карандаши. Сколько нужно взять карандашей, чтобы среди них был хотя бы один красный?
Ответ: нужно взять пять карандашей.
- Нарисовано три квадрата. Как раскрасить их красным, зеленым или синим карандашом так, чтобы ни одна из надписей не соответстоввала действительности?
Решение:
К | З | С | |
1 | - | + | - |
2 | + | - | - |
3 | - | - | + |
Ответ: первый квадрат – зеленый, второй – красный, третий – синий.
- Примеры комбинаторных задач и способы их решения.
1) Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, с грибами и с капустой. Пирожков с капустой было наибольшее количество. Причем их вдвое больше, чем пирожков с мясом. Сколько пирожков с грибами?
Решение. Пусть пирожков с мясом 2, тогда с капустой – 4 пирожка, значит с грибами 14 – 2 – 4 = 8. Но в этом случае пирожков с капустой не наибольшее количество. Пусть пирожков с мясом 3, тогда с капустой – 6, значит с грибами 14 – 3 – 6 = 5. Этот результат соответствует условию.
Ответ. Пирожков с грибами – 5.
- Между некоторыми числами 1 2 3 4 5 поставь знаки действий и скобки так, чтобы получилось 40.
Ответ: (12:3 + 4) х 5.
- Площадь прямоугольника равна 12 кв.см. Длины его сторон выражены целыми числами. Сколько различных прямоугольников можно построить согласно этим условиям?
Ответ: 12 = 4х3=6х2=12х1. Всего можно построить три различных прямоугольника.
4) В трехзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все три цифры различные. Найди это число.
Решение. Составим все трехзначные числа, сумма цифр которых равна 3: 111, 210, 120, 102, 201, 300. Из них нечетные – 111 и 201, и одно лишь из них имеет различные цифры в записи.
Ответ. 201.
5) Расставьте в свободных клетках числа 2, 3, 4, 5, 6, 8 так, чтобы произведение чисел в каждом столбце и в каждой строке было равно 120.
20 | 1 | |
15 |
Решение. Между числами 20 и 1 нужно расположить 6= 120: (20х1). Между 15 и 1 – число 8 = 120: (15х1). В нижнем левом углу может быть 2 или 3, так как 120:20 = 6= 2х3 (это множители, которые мы подбираем из оставшихся чисел).
120: 15= 8= 2х4. Число 2 встречается дважды, значит, его нужно поместить в левый нижний угол. Заполняем таблицу.
Ответ.
20 | 6 | 1 |
3 | 5 | 8 |
2 | 4 | 15 |
6)В оранжерее были срезаны гвоздики: белые и розовые – 400 штук, розовые и красные – 300, белые и красные – 540. Сколько гвоздик каждого цвета было срезано в оранжерее?
Решение. Всего было срезано 400+300+540=1240(гвоздик), по два вида в каждом букете. Значит, всего срезали 1240:2= 620 гвоздик красного, розового и белого цветов. Если белых и розовых 400 штук, то красных 620-400=220 гвоздик. Если красных – 220 штук, то белых – 540-220=320 гвоздик. Если белых – 320, то розовых 400-320 80 штук.
Ответ. Красных гвоздик – 220, розовых – 80, белых – 320.
- Как с помощью банок емкостью 3л и 5л отмерить 2л воды?
Решение. Налить воду в банку емкостью 5л. Эту воду перелить в банку емкостью 3л. Останется 5 – 3 = 2л воды.
- Примеры задач на упорядочение множеств и способы их решения.
- Капроновый шнур длиной 30 см разрезали на 3 части. Причем одна из них на 1 см больше другой и на 1 см меньше третьей. Найди длину каждой части.
Решение. Если капроновый шнур разрезать на 3 одинаковые части, то каждая часть будет равна 30:3=10см. Но одна из частей больше другой на 1 см. Если одна часть равна 10см, то другая 10+1=11 см, а третья 10-1=9 см.
Ответ. 10см; 9см; 11 см.
- В семье четверо детей. Им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори, и сумма лет Ани и Веры делится на три.
Решение. Аня старше Бори, значит Ане не 5 лет, и она не ходит в детский сад.
Боря не девочка, поэтому он не ходит в детский сад и ему больше 5-и лет, значит Ане или 13, или 15 лет.
Сумма лет Ани и Веры делится на три. Если Ане 13 лет, то Вере – 5 или 8 лет. Если Вере 8 лет, то тогда Боре 5 лет, но этого быть не может (из второго вывода). Значит, если Ане – 13 лет, Боре – 8 лет, а Вере – 5.
Если Ане 15 лет, то мы не найдет ни одного числа (из данных), которое в сумме с числом 15 давали бы число, которое делится на 3.
Значит, третий вывод истинный. Отсюда следует, что Гале – 15 лет.
Ответ. Гале – 15 лет , Ане – 13 лет, Боре – 8 лет, а Вере – 5.
- Дама сдавала в багаж рюкзак, чемодан, саквояж и корзину. Известно, что чемодан весит больше, чем рюкзак, саквояж и рюкзак весят больше, чем чемодан и корзина, корзина и саквояж весят столько же, сколько чемодан и рюкзак. Перечислите вещи в порядке убывания веса.
Решение. Чемодан тяжелее рюкзака, так как саквояж и рюкзак весят больше, чем чемодан и корзина (С+Р›Ч+К), значит С›Ч, а так как К+С=Ч+Р, то К‹Р.
Ответ. Вещи в порядке убывания: саквояж, чемодан, рюкзак, корзина.
- Примеры задач на установление временных, пространственных, функциональных отношений и способы их решения.
1) Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 мин. Поросятам бежать до домика 6 мин. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Нафа-Нафа.
Решение. Волку бежать до домика Наф-Нафа 4+6:2= 7 мин, 6‹7. Значит, поросята успеют добежать до домика Наф-Нафа.
- По вертикальному столбу высотой 6м движется улитка. За день она поднимается на 4 м, за ночь опускается на 3 м. Сколько дней ей потребуется, чтобы добраться до вершины?
Ответ. Два с половиной дня.
- Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл 2 партии. Сколько всего партий было сыграно?
Решение.
Ответ: 3 партии.
- Примеры задач на активный перебор вариантов.
1) Какие примеры зашифрованы: АУ + УА =СОС. Одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, а разные буквы – разные цифры.
Ответ. Всего возможно 4 решения: 47+74=121; 29+92=121; 38+83=121.
2) Числа от 1 до 9 требуется разместить в 9 клетках так, чтобы суммы чисел по любой диагонали, вертикали и горизонтали были одинаковы и составляли каждый раз число 15.
Решение.
2 | 7 | 6 |
9 | 5 | 1 |
4 | 3 | 8 |
3) Можно ли пятью двойками выразить число 28?
Ответ. 22+2+2+2=28.