Лекция 4. Этапы обучения решению комбинаторных задач.
Цель лекции: раскрыть этапы решения комбинаторных задач в начальной школе как одного из эффективных способов обучения задач повышенной трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
LEKCIYa_4.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 4. Этапы обучения решению комбинаторных задач.
Цель лекции: раскрыть этапы решения комбинаторных задач в начальной школе как одного из эффективных способов обучения задач повышенной трудности.
Список литературы по теме:
1. Менцисс Я.Я. Содержательный смысл математической модели.// Начальная школа. – 1989. - № 10 – 11. – с. 67 – 69.
2. Фонина Д.С. Моделирование как важное средство обучению решению задач.// Начальная школа. – 1990. - № 3. – С. 33 – 37.
3. Белокурова Е.Е. Методика обучению решению комбинированных задач.// Начальная школа. – 1994. - № 12. – С. 43-47.
4. Белокурова Е.Е. Характеристика комбинированных задач.// Начальная школа. – 1994. - № 1. – С. 34-38.
Этапы обучения решению комбинаторных задач в начальной школе.
В обучении школьников решению комбинаторных задач соблюдается этапность.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе учащиеся приобретают опыт образования объектов из отдельных элементов. Новые объекты ученики составляют, осуществляя хаотичный перебор, и от них не требуется найти все возможные варианты в данной задаче.
Пример задачи. Составьте из трех одинаковых по размеру кубиков красного, желтого и синего цвета несколько отличающихся друг от друга построек.
Способ решения задачи на данном этапе. В процессе решения задачи учащиеся перебирают все возможные варианты решения и фиксируют их в виде рисунка.
Второй этап. Обучение школьников решению задач с использованием систематического перебора.
По сложности осуществления перебора задачи повышенной трудности делятся на следующие группы:
- Задачи, в которых нужно произвести полный перебор во всех возможных вариантах.
Пример задачи. Расставьте знаки «+» и «-» между данными числами 9…2…4, составьте все возможные выражения.
Способ решения задачи – проводится полный перебор вариантов (используется прием полной индукции).
Варианты решения. 9+2+4, 9-2-4, 9-2+4, 9+2-4.
- Задачи, в которых производится сокращенный перебор вариантов из-за нецелесообразности выполнения полного перебора.
Пример задачи. Четыре фигуры нарисованы в ряд: большой и маленький квадраты, большой и маленький круги так, что на первом месте находится круг и одинаковые по форме фигуры не стоят рядом. Отгадайте последовательность рассматриваемых фигур.
Способ решения задачи – всего существует 24 различных вариантов расположения этих фигур и составлять их все, а потом выбирать соответствующие данному условию нецелесообразно, поэтому проводится сокращенный перебор вариантов, удовлетворяющих условию задачи.
Варианты решения:
Большой круг – большой квадрат – маленький круг – маленький квадрат.
Большой круг – маленький квадрат – маленький круг – большой квадрат.
Маленький круг – большой квадрат – большой круг – маленький квадрат.
Маленький круг – маленький квадрат – большой круг – большой квадрат.
- Задачи, в которых операция перебора производится несколько раз, но по отношению к разного рода объектам.
Пример задачи. Три компаньона одной фирмы хранят ценные бумаги в сейфе, на котором три замка. Компаньоны хотят распределить между собой ключи от замков так, чтобы сейф мог открываться в присутствии двух компаньонов, но не одного. Как это можно сделать?
Способ решения задачи. Сначала перебираются все возможные случаи распределения ключей. Каждому компаньону можно дать по 1 ключу или по 2 ключа, или по 3 ключа. Потом выбранный вариант проверяется в разных ситуациях.
Варианты решения. Для записи решения задачи можно выбрать различные способы обозначения ключей (заместителей реальных предметов).
При отборе комбинаторных задач важно учитывать следующие условия:
- Совокупность задач должна удовлетворять принципу полноты.
С этой точки зрения необходимо в работе над комбинаторными задачами использовать следующие основные виды комбинаторных задач:
- на упорядочение элементов множества,
- на выбор подмножеств и их упорядочение,
- на выбор подмножеств.
- Необходимо учитывать характер содержащегося в них требования.
С этой точки зрения можно выделить следующие группы задач:
- Задачи, в которых требуется найти и сосчитать, сколько всего можно составить различных вариантов;
- Задачи, в которых требуется выяснить, существует ли определенная конфигурация, отвечающая поставленным условиям;
- Задачи, в которых нужно найти и выбрать наилучший вариант по определенным критериям.
Задача на упорядочение предметов (по кругу), среди которых есть одинаковые.
Нарисуй, какие различные колечки можно сделать из 5 одинаковых маленьких бусинок и 2 одинаковых больших бусинок.
Задача на выбор подмножеств и их упорядочение (слева направо) при наличии дополнительных условий.
Запиши все двузначные числа, которые можно составить из цифр 2, 4, 7 так, чтобы число десятков было больше числа единиц.
Задача на выбор подмножеств и их подсчет их элементов.
Красная шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, с грибами и с капустой. Пирожков с капустой было наибольшее количество. Причем их вдвое больше, чем пирожков с мясом. Сколько пирожков с грибами?
Задача, в которой требуется найти и сосчитать, сколько всего можно составить различных вариантов.
Площадь прямоугольника равна 12 кв. см. Длины его сторон выражена целыми числами. Сколько различных прямоугольников можно построить согласно этим условиям?
Задача, в которой нужно найти один наилучший вариант, соответствующий определенным условиям.
В трехзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все цифры различные. Найди это число.
Рассмотрение комбинаторных задач и различных возможностей их решения обеспечивают ученику выбор путей и средств решения в соответствии с индивидуальными особенностями.
Третий этап. Обучение школьников решению задач с использованием систематического перебора с использованием средств организации перебора.
К средствам организации систематического перебора относятся таблицы и графы.
Работа с графическими средствами отнесена на третий этап, так как, во-первых, при решении задач с небольшим числом элементов нет необходимости их использования, во-вторых, «язык» графов и таблиц не совсем прост и понятен детям, вследствие чего требуется специальное ознакомление с ними.
Прием графического и предметного моделирования является важным средством решения задач повышенной трудности.
Моделирование в широком смысле этого слова – замена действий с реальными предметами и действия с их образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с графическими заменителями: рисунками, чертежами (с соблюдением масштаба), схемами (без точного соблюдения масштаба).
Предметное и графическое моделирование математической ситуации при решении задач давно применяется в школьной практике. Значение наглядности как средства развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий состоит в том, что, как отмечает Л.Ш. Левенберг, «рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать более рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их».
Таблица – это тоже модель задачи, но более абстрактная, чем схематический рисунок или чертеж.
Моделирование условия задачи повышенной трудности является одним из эффективных путей решения поиска решения, отражает глубину и полноту анализа связей, данных в задаче и, следовательно. Помогает ученикам успешно решить ее.
Обучение моделированию условия задачи включает ряд этапов:
- Первоначально текст задачи повышенной трудности выписывается на доске и коллективно анализируется. Каждое предложение детей обсуждается и доказывается. В результате чего получается графическое изображение задачи.
- Использование моделирования условий задач при работе с текстами задач разного вида сначала коллективно, а затем индивидуально.
- Ознакомление учеников с разными способами моделирование, предоставление право выбора способа.
- Обучение самостоятельному решения задач на основе выбранного ребенком самостоятельно способа решения.
Задание для самопроверки:
Определите последовательность этапов обучения решению комбинаторных задач.
1 - обучение школьников решению задач с использованием систематического перебора с использованием средств организации перебора.
2 - использование хаотичного перебора, который не требуется найти все возможные варианты в данной задаче.
3 - обучение решению задач с использованием систематического перебора.
Ответ на задание для самопроверки:
Последовательность этапов следующая:
2, 3, 1.