Лекции
«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр
Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл «Семейная азбука», «Язык, общение, культура», практические занятия по формированию навыков общения. Психологические тренинги по оценке и выходу из конфликтных ситуаций. Ситуативные занятия: «Правила поведения на улице», «Соблюдение этикета и свобода от него», «Этикетные ситуации», «Поступи правильно», «Культура и мы Можно отметить, что в целом, в результате воспитательной работы произошла коррекция в эмоционально-волевой сфере детей, они стали более терпимыми к окружающим, более вежливыми и корректными, надежными товарищами. Ребята научились правильно вести себя в общественных местах; соблюдать номы общежития, культуру быта; эстетично, со вкусом одеваться.
В беседах, с помощью постоянного наблюдения за поступками детей, индивидуального изучения были выявлены пробелы в знаниях морали. Во время создания проблемных ситуаций, этических бесед постепенно устранялись фрагментарность и искаженность сформированных моральных понятий и представлений о добре и зле, чести и бесчестии, хорошем и плохом. »
Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно — функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно — аналитического, практического и контрольно — оценочного.
I. Информационно — аналитический блок — знакомство с воспитанниками при поступлении их в учреждение, факторами среды жизни ребенка, установление контактов, социальная диагностика, педагогические возможности личности; создание партфолио на каждого воспитанника, ведение личного дневника воспитанника. Дается краткий анализ жизни-деятельности воспитанника, классифицируются проблемы. Воспитатель определяет приоритеты в своей работе, выбирает средства, формы и методы индивидуальной работы с воспитанниками.
Методы исследования:
Психологическое тестирование:
• Диагностика психических состояний (психолог);
• Наблюдение с целью выявления влияния режима учреждения на адаптацию воспитанника в среде (педиатр, воспитатель).
II. Второй блок условно называется практическим,
Потому что в рамках этого блока предполагается работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
Для решения конкретно определенных задач планирую использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с воспитанниками. Это - беседы, экскурсии, просмотры мультфильмов, обучение по работе с компьютером, детские развивающие телепередачи, выставки детских творческих работ, игры - тренинги и индивидуально-групповые занятия по
6.
преодолению проблем в развитии личности ребенка, участие в коллективных мероприятиях детского дома и города, упражнения на расслабление тонуса мышц и общую релаксацию, организация органов самоуправления и др.
III. Контрольно — оценочный блок
Это анализ эффективности воспитательной работы (количественный и качественный).
Для определения эффективности работы и отслеживания динамики социализации ребенка предполагаю использовать дневник наблюдения личности воспитанника, собеседование с детьми и рисуночные тесты, с целью выявления уровня сформированности тех или иных умений и навыков, приобретенных во время проведения индивидуально-групповых занятий с воспитанниками.
Опыт работы по «Развитию художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства»
Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель:
закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
Тема «Человек. Звук и слух»
Беседа- игра: «Почему все звучит?»
Цель:
подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета
Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.
На прогулке:
Игра: «У кого какие детки?
Цель:
выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка
Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.
Опыт: «Какая бывает земля?»
Цель:
закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая
Материал: совочки, формочки, вода.
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Занятие: «Волшебная водица»
Цель:
Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.
Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан.
Опыт: «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
На прогулке:
Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи
Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.
Тема: «Вещество. Камни»
Занятие: «Домики для камешков»
Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях
Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.
Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»
Цель:
закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)
Опыт: «Где вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок.
Тема: «Измерение. Вес»
Занятие: «Зачем нужны весы?»
Цель:
понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.
Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.
Тема: «Вещество. Бумага»
Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель:
познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.
Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.
Опыт: «Волшебное сито»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.
.
Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»
Цель:
способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.
Тема: «Вещество. Резина»
Занятие:
«На чем полетят человечки?»
Цель:
научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.
Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.
Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»
Занятие: «Почему дерево плавает?»
Цель:
расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.
Беседа: «Приключение карандаша»
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.
Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.
Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Разноцветные шарики»
Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой
Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)
Занятие: «Свет вокруг нас»
Опыты: «Волшебный луч», «Тень»
Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.
Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.
Опыт: «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать
Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.
Тема: «Вещество.Жидкость. Вода и ее свойства»
Опыт: «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.
Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие «В мире стекла»
Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.
Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка
Тема: «Твердое тело. Материалы»
Занятие: «В мире пластмассы»
Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.
Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.
Опыт: «Взаимодействие воды и снега»
Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»
Занятие: «Где спрятался воздух?»
Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.
Опыт: «Что растворяется в воде?»
Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.
Тема: «Движение. Инерция»
Занятие: «Упрямые предметы»
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.
Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.
Наблюдение за черепахой
Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.
Материал: живая черепаха
Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»
Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.
Материал: емкости с водой и снегом
Тема: «Растительный и животный мир»
Занятие: «Посадим фасоль»
Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.
Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)
Тема: «Вещество. Ткань»
Занятие: «Такая разная ткань»
Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.
Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.
Литература:
Опыт: «Тепло-холодно».
Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.
Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.
Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой.
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Курочка Ряба»
Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.
Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.
Тема: «Вещество. Материалы»
Занятие: «Незнайкин клад»
Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)
Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.
Опыт: «Испарение воды»
Цель: познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.
Материал: блюдце, вода, мокрая ткань
Опыт: «Зачем растениям нужен корень?»
Цель: определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.
Материал: баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.
На прогулке:
Наблюдение за насекомыми. «Где живут насекомые?»