лекция 4. Стадии и этапы конфликтного взаимодействия
Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время. И в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, эффективность применяемых способов для его урегулирования зависит от владения конкретными техниками и приемами поведения.
Выиграна война, но не мир.
Альберт Эйнштейн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_4._stadii_i_etapy_konfliktnogo_vzaimodeystviya.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Стадии и этапы конфликтного взаимодействия
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие, в целом имеют общие стадии протекания:
- потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
- переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
- конфликтные действия (инцидент);
- снятие или разрешение конфликта.
- наступление последствий конфликта и их оценка.
Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Следующий элемент конфликта – это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Динамика конфликта представляет собой процесс развития конфликта, его качественных изменений при переходе от одной стадии к другой.
Можно выделить следующие три основные этапа/стадии развития конфликта:
I этап — предконфликтная ситуация (латентная стадия);
II этап — стадия открытого конфликта;
III этап — послеконфликтная стадия (стадия разрешения/завершения конфликта).
Рассмотрим выделенные стадии развития конфликта более подробно.
Предконфликтная стадия представляет собой не сам конфликт, а лишь возможность его возникновения. На данной стадии участники еще не осознают в полной мере сути противоречий.
На данном этапе выделяют периоды:
Скрытый период — обусловленный неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;
Период напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;
Период антагонизма проявляется как следствие высокой напряженности;
Период несовместимости - следствие высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.
Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.
Кроме того, конфликт может быть разрешен и без усилий со стороны возможных оппонетов, если условия, породившие конфликт, исчезнут сами по себе.
Например, конфликты, которые могут возникать по причине дефицита учебных классов, могут быть успешно разрешены, если расписание занятий составить заранее и оповестить об этом всех участников образовательного процесса. В случаях, когда конфликтные условия сохраняются, эффективным способом разрешения конфликтной ситуации является осознание причин возникновения конфликта его оппонентами и возможных вариантов решения.
Дина́мика (от греч. δυναμις — сила) — состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.
Профилактика конфликта на этом этапе включает следующие действия со стороны его участников:
- переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;
- сбор как можно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации;
- выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;
- разработка конкретных действий по разрешению предконфликтной ситуации.
Итак, на скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.
На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.
Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Так как конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон, то их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:
- расширение числа участников;
- нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
- смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
- возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
Стадия открытого конфликта характеризуется также тем, что наличие противоборства становится очевидным всем. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы, привлекая для этого третьих лиц. Каждый старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников. Внутри открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности.
Инцидент — это случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Оппоненты, с одной стороны, уже готовы к «военным» действиям в отношении противника, с другой — им часто недостает информации о его возможностях. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. После инцидента все еще сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу. Если найти компромисс не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д.
Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).
Эскалация конфликта — это самая напряженная стадия, на которой происходит обострение всех противоречий между его участниками, и используются все возможности для победы в противоборстве. Вопрос стоит только так: «кто кого». На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику.
Этап эскалации конфликта характеризуется следующими особенностями:
- создание образа врага (противоположные стороны начинают рассматривать друг друга через призму недостатков, все положительные качества перестают замечаться);
- демонстрация силы и угроза ее применения (стремление любыми способами доказать свою силу и мощь с целью заставить противника капитулировать, что приводит к нагнетанию эмоциональной напряженности, вражды и ненависти);
- применение насилия (жесткое подчинение одних другими, предельная стадия в эскалации конфликта);
- тенденция к расширению и углублению конфликта (конфликт начинает охватывать новые сферы и социальные уровни взаимодействия).
На стадии эскалации конфликта очень важно контролировать свои эмоции и помнить о том, что чувство гнева целиком зависит от нас.
При обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения.
Возможные способы разрешения конфликта:
1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;
2) преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.
Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.
Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.
Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.
Итак, завершение конфликта — это последний этап открытого периода. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. На этой стадии возможны самые раз личные ситуации, побуждающие обе стороны или одну из них к прекращению конфликта; с этими ситуациями связаны и способы завершения конфликта.
Понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной.
Ситуации завершения конфликта
Способы завершения конфликта:
Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство
Устранение оппонента или обоих оппонентов противоборства
Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками
Устранение объекта конфликта
Обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю
Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта
Появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство
Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения
Обращение сторон конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи
Переговоры как один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта могут быть использованы в любой ситуации
Послеконфликтная стадия характеризуется ликвидацией напряженности, отношения между сторонами нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Однако за завершением конфликта может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий это может стать источником следующего конфликта.
Вопросы и задания для размышления
Проанализируйте предложенные ситуации с точки зрения проявления динамики конфликта:
Ситуация 1
Родители пришли в детский сад, чтобы забрать документы своего сына. Ребенок посещал детский сад в течение трех дней, после чего заболел, и родители приняли решение забрать ребенка. Заведующая потребовала, чтобы родители оплатили пребывание ребенка в детском саду через Сберегательный банк. Но родители не захотели идти в банк и предложили заплатить деньги лично ей. Заведующая объяснила родителям, что она не может принять деньги. Родители возмутились и, наговорив массу оскорблений в ее адрес и в адрес детского сада, ушли, хлопнув дверью.
Ситуация 2
До начала урока 10 минут. В классе находятся учитель и несколько учеников. Обстановка спокойная, доброжелательная. В класс входит другой учитель с целью получить необходимую информацию у коллеги. Подойдя к коллеге и ведя с ним беседу, вошедший учитель вдруг обрывает ее и обращает свое внимание на сидящую напротив ученицу 10-го класса, у которой на руке золотое колечко: «Ты посмотри, ученики все в золоте ходят. Кто тебе разрешил носить в школу золото?!». При этом, не дождавшись ответа от ученицы, учитель повернулся к двери и, продолжая громко возмущаться, покинул кабинет, хлопнув при этом дверью. Один из учеников спросил: «Что это было?». Вопрос остался без ответа. Сидящий в классе учитель всё это время молчал, не находя выхода из сложившейся ситуации. Ученица смутилась, покраснела, стала снимать колечко с руки. Обратившись то ли к учителю, то ли ко всем в классе, она спросила: «Почему и за что?» В глазах девушки появились слёзы.