Пещеркина Валентина Валентиновна

Сайт учителя физики

Думать творчески, думать нестандартно, стремиться к совершенству, упорно работать.

Профессия: учитель физики и астрономии

Профессиональные интересы: Практическая реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности

Увлечения: Волейбол

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Фрязино

Место работы: МОУ СОШ №4 г. Фрязино с углубленном изучением отдельных предметов

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vpescherkina

Благодаря этому сайту у меня появилась возможность обменеваться с коллегами накопленным педагогиечким опытом. Надеюсь на ваше, уважеммые коллеги, сотрудничество.

О себе

Учитель высшей квалификационной категории, лауреат именной премии Губернатора Московской области в рамках приоритетного национального проекта "Оразвание" в 2008 году, член экспертной аттестационной группы, эксперт ЕГЭ с 2009 года. Почетный работник "Общего образования Российской Федерации" за заслуги в области образования.

Мой взгляд на мир

Моя задача - заинтересовать и создать мотивацию для изучения физики через вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Моё портфолио

Пещеркина Валентина Валентиновна.
Раздел: «Традиции и инновации в системе школьного физического образовании»..

 Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Компетентностный подход в образовании рассматривается в настоящее время как способ построения новой образовательной парадигмы.
Для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо руководствоваться философией конструктивизма, одним из положений которого является вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность через  создание мотивации к  изучению физики.





Воспитание мотивации к изучению физики лучше начинать с раннего возраста. С целью создания мотивации к изучению физики и приобретению практических навыков работы с физическим оборудованием в каждом классе начальной школы  мною были проведены уроки под названием «Физический фейерверк». Эти уроки были призваны сформировать интерес к изучению этой увлекательной дисциплины.
На уроке учащиеся познакомились с некоторыми методами научного познания. Они наблюдали физические опыты, делали выводы, производили измерения таких физических величин как масса и время, получая при этом практические навыки работы с физическими измерительными приборами: динамометром, электронным секундомером и электронными весами.
Начало урока было посвящено теме «Атмосферное давление». Учащиеся познакомились с прибором «барометр» и приняли активное участие в опыте с «магдебургскими полушариями». Самым сильным учащимся не удалось преодолеть силу атмосферного давления и разорвать полушария, но самые слабые лёгким движением разъединили их после того, как внутрь попал воздух.
Особый восторг ребят вызвал опыт со сдутым шаром, помещённым под стеклянный купол, из-под которого с помощью насоса был откачан воздух. По мере уменьшения внешнего давления яркий красный шар увеличивался в объёме. После соединения купола с атмосферой шар принял прежние размеры.
Во время опыта по нагнетанию воздуха в бутылку, соединённую с насосом через манометр, учащиеся с помощью электронных секундомеров измеряли интервал времени от начала накачивания бутылки до момента её взлёта, после чего пришли к выводу, что газ совершил работу.
Вторая серия опытов, проводимых на уроке, была посвящена теме «Электричество». Учащиеся узнали, что при работе электрофорной машины происходит разделение электрических зарядов, они самостоятельно заряжали и разряжали электроскоп, увидели разряды в газах и колебания электростатического маятника. Ребята познакомились с принципом работы генератора переменного тока и убедились в том, что при вращении рамки в магнитном поле в ней вырабатывается электрический ток.
Следующий этап урока был посвящён практическим занятиям. На столах заранее было подготовлено оборудование: электронный секундомер, динамометр, набор грузов по механике, электронные весы, набор из 3-х брусков, изготовленных из различных веществ. С помощью трубчатых динамометров учащиеся определяли массу грузов (на динамометрах имеются 2 шкалы: для измерения силы в ньютонах и массы в граммах). После этого на электронных весах были определены массы трёх тел.
Заключительный этап урока был посвящён подведению итогов занятия. Учащиеся пришли к выводу, что физика изучает явления природы, открывает законы, которые человек использует в механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании и в других областях. При изучении явлений природы физики прибегают к физическому эксперименту, в ходе которого производят измерения и вычисления.
На мой вопрос, хотелось бы учащимся самостоятельно изучать физические явления и производить измерения с помощью физических приборов, я заручилась их согласием. Такие уроки, проведённые с учащимися начальной школы, являются первым этапом на пути формирования интереса к изучению физики. У ребят появилась мотивация к работе с физическим оборудованием.
Для дальнейшего развития интереса к физике для учащихся 6-х классов мною был организован спецкурс, на котором ребята получили практические навыки при работе с физическими приборами и начальные знания, которые пригодились им в 7-ом и 8-ом классах при выполнении лабораторных работ, а также способствовали более глубокому изучению физики в средней школе. Спецкурс был организован в рамках дополнительных образовательных услуг в 2008-2009 учебном году  на базе 6 класса и проводится по настоящее время. Тематическое планирование приводится ниже.
Спецкурс включает в себя фронтальные опыты и лабораторные работы, при выполнении которых происходит первичное знакомство с приборами и методами измерения физических величин. Под контролем учителя на спецкурсе  учащиеся приобретают экспериментальные умения и навыки. Показателем результативности является выполнение учащимися следующих действий:
1.    определение цены деления прибора, определение предела измерений, снятие показаний;
2.    выполнение работы по подробной письменной или устной инструкции учителя;
3.     оформление отчёта о работе согласно требованиям учителя;
4.    знание и выполнение правил работы в лаборатории.  

На своём опыте я убедилась в том, что развивать у учащихся интерес к изучению физических явлений и предмету «физика» нужно как можно раньше, начиная с начальной школы, продолжая затем в среднем звене.
В 7-м классе у группы учащихся, посещавших спецкурс, наблюдается устойчивый интерес к предмету, они уверенно работают с оборудованием, правильно определяют цену деления прибора,  легко справляются с лабораторными работами и с интересом осваивают новый материал.
         Таким образом, в процессе совместной деятельности учитель вовлекает учащихся в проблемно-ориентированную исследовательскую и познавательную деятельность и придаёт процессу обучения практическую направленность, создаёт у учащихся мотивацию к получению знаний, развивает интерес к своему предмету, а также формирует в процессе обучения физике индивидуальность человека.

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио