Вовчук Марина Александровна

сайт педагога-психолога

Радуйтесь миру, себе и жизни!

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: психология

Увлечения: живопись

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: г. Краснодар

Место работы: "Детский сад "Сказка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vovchuk-marina-aleksandrovna
Для чего нам серебро, Золото, каменья эти? Все – ничтожно. Всех сокровищ Драгоценней сердцу дети!
японский поэт Яманоэ Окура.

Моя визитная карточка

         Хочу рассказать о своей я работе:

         Родители, дети, вопросы, заботы…

         Да, много всего! Всего и не счесть!

         О главном – о детях пойдет сейчас речь.

Найти подход к ребенку в общем то не сложно,

Я этому училась много лет.

Ребенку нужно подарить улыбку

И маме с папой нужный дать совет.

Чтоб в отношениях с ребенком исправить все ошибки,

 И в понимании меж ними появился свет.

         Вопросов много:

         Маленьких, больших и сложных

         Родители хотят на все найти ответ.

         Что делать чтоб ребенок спать ложился без капризов.

         А если он не хочет в детский сад.

           Вопросов интересных много и сюрпризов.

           Помочь решить родителям психолог рад.

Дети разные на свете,

Как в одном большом букете.

Дитя – это смысл, дитя – это свет.

Ребенок цветок и имеет свой цвет.

Об этих цветах разговор и пойдет.

           Букет получился на славу! Прекрасно!

           В руках я держу его не напрасно:

           Зависит от взрослых, как мы их взрастим;

           Польем как, и вскормим, и где им расти.

           Я лишь немного смогу Вам помочь,

           Понять, как растить Вам сына иль дочь.

           В ребенке я вижу цветок очень разный:

           Хрупкий, колючий, сильный и красный.

           Совсем не похожи они друг на дружку

           Застенчив, активен, плаксив, очень шустрый.

           И к детям таким нужен разный подход –

           Чтоб в школу, и дальше – полный вперед!

 Вот ребенок очень сложный.

 Его понять нам невозможно,

 Агрессивен, хмур как туча,

 Словно кактус он колючий.

 Может стукнуть и обидеть,

 Ничего не хочет видеть.

 Вот песочек мягкий, нежный,

 Или шум воды прибрежной,

 Лепка, или рисованье –

 И снова – чудное созданье.

            Ох, обидчивый цветочек,

            Фиолетовый колокольчик.

            Что не так как ему надо

            Хоть не стой с таким и рядом.

            Слезы капают, обидно!

            Говорит своим он видом.

            Нужен шанс себя открыть,

            В коллективе проявить.

            В театр вместе поиграть,

            Чтоб смог он звездою стать.

  Одуванчик – фантазер,

  Придумать что-то очень скор.

  Такое выдумать он может,

  Что разобрать никто не сможет,

  Откуда, где и что берется?

  И выдумка во что прольется?

  Придумайте вместе рассказы и сказки,

  Танцуйте, рисуйте счастливые глазки.

  Фантазии скоро в реальность войдут,

  Тревог и расстройства не принесут.

                Вот малыш стоит смущенно,

                Не решаясь к детям встать,

                И как будто отрешенно,

                Боится чей-то взгляд поймать.

                Очень тихий, незаметный,

                Василечек голубой.

                А родители довольны:

                Ребенок их всегда такой!

                Застенчивость преодолеем пониманьем:

                Лишь похвалою и пристальным вниманьем!

 Тянет к солнцу лепестки,

 Нету места для тоски,

 Всегда доволен, счастлив очень,

 Своим настроеньем делиться он хочет.

 Улыбки, радость, столько счастья,

 Места не для ненастья,

 Жизнерадостный всегда,

 Подсолнух – солнышко, да, да!

 Совет его родителям я дам ненароком –

 Радуйтесь жизни вместе с ребенком!

               Очень маленькие дети

               Уважают этот цвет,

                Потому что в целом свете,

               Лучше детства – цвета нет!

О себе

Работаю с семьями воспитанников.

Хочу поделиться своим опытом по организации и проведению совместных тренинговых занятий родителей с детьми в детском саду. Третий год, я работаю по проблеме “Гармонизация детско-родительских отношений”.

Необходимость проведения таких тренингов я увидела в том, чтобы, помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детско-родительских отношениях, содействовать изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону (независимо от его внешности, способностей и недостатков).

Придя работать в детский сад, я обратила внимание на большое количество детей имеющих завышенную тревожность, заниженную самооценку.

В дошкольном учреждении мною было проведено анонимное анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Оценка здоровьесберегающего пространства в семье». Выяснилось: родители считают, что психологический климат по отношению к ребенку в семье должен быть благоприятным. Но затрачивают на общение с детьми в среднем, от одного до трех часов в день. За время общения успевают применить метод запугивания, а если не помогает, то и физические меры.

В связи с этим, я пришла к такому мнению, что родители тоже нуждаются в психологической помощи. В связи с этим появилась необходимость проведения тренингов по гармонизации детско-родительских отношений. Этот процесс заключается в изменении  отношения и установок у родителей к своему ребенку в результате совместной деятельности.

Подготовка и организация совместных встреч родителей с детьми требовала сотрудничества администрации детского сада и педагога-психолога. Совместная работа способствует эффективному взаимодействию с семьей дошкольника:

  • На такие мероприятия родители с удовольствием приходят, поскольку есть большое желание заниматься вместе с ребенком.
  • В ходе выполнения совместных упражнений проявляются имеющиеся в семье конфликты в детско-родительских отношениях. Это позволяет обратить внимание на проблемы в детско-родительских отношениях.
  • Совместная деятельность с ребенком раскрепощает родителей.
  • Ребенок и родители обучаются навыкам самовыражения чувств и эмоций.
  • На совместных занятиях происходит эмоциональное сближение ребенка и родителя.

За первый год работы в этом направлении я столкнулась с рядом трудностей как организационного, так и методического характера. Сначала приглашались все желающие родители заниматься с детьми. Первая трудность: семей оказалось больше, чем предполагалось. В связи с этим, не уделялось достаточного внимания каждой семье во время упражнений. Вторая трудность, заключалась в том, что взрослые играли пассивную роль, не понимая, что психолог воздействует на ребенка через самого близкого ему человека – родителя. В связи с этими трудностями занятия были затянуты по времени и недостаточно эффективны.

Я пришла к выводу, что без предварительной работы с родителями не обойтись. Необходимо приглашать родителей для их подготовки к предстоящим совместным занятиям с детьми путем организованных практических семинаров. Целью таких семинаров является: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по проблемам детско-родительских отношений в семье.

Ценность данных мероприятий заключается в том, что игровые семинары способствовали раскрепощению родителей, тем самым позволяли им свободно высказывать свои мысли и в игровой форме усваивать конкретные теоретические знания, а также развивать практические умения.

Так как отношения между детьми и родителями в первую очередь складываются в процессе взаимодействия и общения, то семинар был посвящен вопросу общения: «Умеете ли Вы общаться с вашим ребенком?»

В водной части используются игровые упражнения «Моя любимая игрушка», которые позволяют раскрепостить родителей посредством погружения в их детство. В основной части предлагается вниманию родителей задания и игровые ситуации, которые помогают взрослым оценивать воспитательную ценность своего общения с ребенком и сложившиеся с ним взаимоотношения. Так, например, игровая ситуация «Знаем ли мы своих детей?» позволила родителям ответить на вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Проверить «Знаем ли мы своих детей?»  они смогли, услышав их ответы, на те же вопросы, на которые отвечали они сами.

Хочется отметить эффективность домашних заданий для каждой семьи в виде сочинения «Мой ребенок». Его содержание было направлено на необходимость психологической поддержки родителей, форма оказания которой выбирается в соответствии с семейной проблемой. С этой же целью составляется список проблем во взаимоотношениях с ребенком.

В заключительной части семинара подводится итог встречи. Вручаются родителям буклеты «Услышим, друг друга», в которых кратко излагается текстовая информация о правилах взаимодействия со своим ребенком в семье. Практика использования данного вида текстовой информации показывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стенде для родителей. Так, каждый взрослый, получив буклет, может спокойно на досуге ознакомиться с его содержанием, а не бегло читать эту информацию на стенде детского сада.

В ходе проведения практических семинаров, я получила возможность увидеть проблемы во взаимоотношениях родителей и детей не со слов взрослых, а непосредственно в ходе наблюдений за поведением участников.

По завершению практических семинаров проводятся совместные тренинговые занятия родителей с детьми. Определяются основные задачи, методики организации и проведения совместных занятий.

Гармонизация отношений детей и родителей на совместных занятиях происходит посредством:

  • установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком (взрослый прикасается к ребенку, поглаживает, обнимает, целует);
  • выполнения упражнений взрослого с ребенком в паре и ощущения радости от совместной деятельности;
  • организованного общения, с помощью слов, жестов и мимики;
  • совместного решения проблемных ситуаций и развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.

Стремясь сделать каждое занятие интересным и увлекательным, использовались сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных занятий взрослого с ребенком.

Накопленный опыт в проведении совместных занятий свидетельствует о том, что эффективнее проводить занятия не менее 3-х встреч.

Рекомендуется участвовать не более четырёх семей с детьми. Форма одежды взрослых и детей удобная для двигательной активности.

         Ценность таких занятий заключается в том, что, коррекционная работа позволяет обратить внимание родителей на детские проблемы, с которыми они не в состоянии  справляться самостоятельно, в силу своих возрастных особенностей; повысить уровень родительской компетентности; оздоровить психологическую атмосферу семьи и характер детско-родительских отношений. 

Ведя наблюдение за поведением родителей и детей на занятиях, удается своевременно предотвратить конфликтные ситуации. В процессе двигательно-игровой деятельности происходит коррекция сложившихся взаимоотношений между родителями и детьми, становится возможным оказать психологическую поддержку и помощь семьям на месте.

Перед каждым занятием, родителям сообщаются правила поведения:

  • на первой встрече: контролировать поведение своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;
  • на второй встрече: принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
  • на третьей встрече: быть естественным, открытым, раскрепощенным.

Основная цель занятий заключается в том, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость от совместной деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка и взрослого.

         Самым значимым  достижением для каждого взрослого являются слова радости и признания своего ребенка.

 

                                                           

                                                            

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская классика

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы