Главные вкладки
Вовчук Марина Александровна
сайт педагога-психолога
Профессия: педагог-психолог
Профессиональные интересы: психология
Увлечения: живопись
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: г. Краснодар
Место работы: "Детский сад "Сказка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vovchuk-marina-aleksandrovnaДля чего нам серебро, Золото, каменья эти? Все – ничтожно. Всех сокровищ Драгоценней сердцу дети!
Моя визитная карточка
Хочу рассказать о своей я работе:
Родители, дети, вопросы, заботы…
Да, много всего! Всего и не счесть!
О главном – о детях пойдет сейчас речь.
Найти подход к ребенку в общем то не сложно,
Я этому училась много лет.
Ребенку нужно подарить улыбку
И маме с папой нужный дать совет.
Чтоб в отношениях с ребенком исправить все ошибки,
И в понимании меж ними появился свет.
Вопросов много:
Маленьких, больших и сложных
Родители хотят на все найти ответ.
Что делать чтоб ребенок спать ложился без капризов.
А если он не хочет в детский сад.
Вопросов интересных много и сюрпризов.
Помочь решить родителям психолог рад.
Дети разные на свете,
Как в одном большом букете.
Дитя – это смысл, дитя – это свет.
Ребенок цветок и имеет свой цвет.
Об этих цветах разговор и пойдет.
Букет получился на славу! Прекрасно!
В руках я держу его не напрасно:
Зависит от взрослых, как мы их взрастим;
Польем как, и вскормим, и где им расти.
Я лишь немного смогу Вам помочь,
Понять, как растить Вам сына иль дочь.
В ребенке я вижу цветок очень разный:
Хрупкий, колючий, сильный и красный.
Совсем не похожи они друг на дружку
Застенчив, активен, плаксив, очень шустрый.
И к детям таким нужен разный подход –
Чтоб в школу, и дальше – полный вперед!
Вот ребенок очень сложный.
Его понять нам невозможно,
Агрессивен, хмур как туча,
Словно кактус он колючий.
Может стукнуть и обидеть,
Ничего не хочет видеть.
Вот песочек мягкий, нежный,
Или шум воды прибрежной,
Лепка, или рисованье –
И снова – чудное созданье.
Ох, обидчивый цветочек,
Фиолетовый колокольчик.
Что не так как ему надо
Хоть не стой с таким и рядом.
Слезы капают, обидно!
Говорит своим он видом.
Нужен шанс себя открыть,
В коллективе проявить.
В театр вместе поиграть,
Чтоб смог он звездою стать.
Одуванчик – фантазер,
Придумать что-то очень скор.
Такое выдумать он может,
Что разобрать никто не сможет,
Откуда, где и что берется?
И выдумка во что прольется?
Придумайте вместе рассказы и сказки,
Танцуйте, рисуйте счастливые глазки.
Фантазии скоро в реальность войдут,
Тревог и расстройства не принесут.
Вот малыш стоит смущенно,
Не решаясь к детям встать,
И как будто отрешенно,
Боится чей-то взгляд поймать.
Очень тихий, незаметный,
Василечек голубой.
А родители довольны:
Ребенок их всегда такой!
Застенчивость преодолеем пониманьем:
Лишь похвалою и пристальным вниманьем!
Тянет к солнцу лепестки,
Нету места для тоски,
Всегда доволен, счастлив очень,
Своим настроеньем делиться он хочет.
Улыбки, радость, столько счастья,
Места не для ненастья,
Жизнерадостный всегда,
Подсолнух – солнышко, да, да!
Совет его родителям я дам ненароком –
Радуйтесь жизни вместе с ребенком!
Очень маленькие дети
Уважают этот цвет,
Потому что в целом свете,
Лучше детства – цвета нет!
О себе
Работаю с семьями воспитанников.
Хочу поделиться своим опытом по организации и проведению совместных тренинговых занятий родителей с детьми в детском саду. Третий год, я работаю по проблеме “Гармонизация детско-родительских отношений”.
Необходимость проведения таких тренингов я увидела в том, чтобы, помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детско-родительских отношениях, содействовать изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону (независимо от его внешности, способностей и недостатков).
Придя работать в детский сад, я обратила внимание на большое количество детей имеющих завышенную тревожность, заниженную самооценку.
В дошкольном учреждении мною было проведено анонимное анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Оценка здоровьесберегающего пространства в семье». Выяснилось: родители считают, что психологический климат по отношению к ребенку в семье должен быть благоприятным. Но затрачивают на общение с детьми в среднем, от одного до трех часов в день. За время общения успевают применить метод запугивания, а если не помогает, то и физические меры.
В связи с этим, я пришла к такому мнению, что родители тоже нуждаются в психологической помощи. В связи с этим появилась необходимость проведения тренингов по гармонизации детско-родительских отношений. Этот процесс заключается в изменении отношения и установок у родителей к своему ребенку в результате совместной деятельности.
Подготовка и организация совместных встреч родителей с детьми требовала сотрудничества администрации детского сада и педагога-психолога. Совместная работа способствует эффективному взаимодействию с семьей дошкольника:
- На такие мероприятия родители с удовольствием приходят, поскольку есть большое желание заниматься вместе с ребенком.
- В ходе выполнения совместных упражнений проявляются имеющиеся в семье конфликты в детско-родительских отношениях. Это позволяет обратить внимание на проблемы в детско-родительских отношениях.
- Совместная деятельность с ребенком раскрепощает родителей.
- Ребенок и родители обучаются навыкам самовыражения чувств и эмоций.
- На совместных занятиях происходит эмоциональное сближение ребенка и родителя.
За первый год работы в этом направлении я столкнулась с рядом трудностей как организационного, так и методического характера. Сначала приглашались все желающие родители заниматься с детьми. Первая трудность: семей оказалось больше, чем предполагалось. В связи с этим, не уделялось достаточного внимания каждой семье во время упражнений. Вторая трудность, заключалась в том, что взрослые играли пассивную роль, не понимая, что психолог воздействует на ребенка через самого близкого ему человека – родителя. В связи с этими трудностями занятия были затянуты по времени и недостаточно эффективны.
Я пришла к выводу, что без предварительной работы с родителями не обойтись. Необходимо приглашать родителей для их подготовки к предстоящим совместным занятиям с детьми путем организованных практических семинаров. Целью таких семинаров является: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по проблемам детско-родительских отношений в семье.
Ценность данных мероприятий заключается в том, что игровые семинары способствовали раскрепощению родителей, тем самым позволяли им свободно высказывать свои мысли и в игровой форме усваивать конкретные теоретические знания, а также развивать практические умения.
Так как отношения между детьми и родителями в первую очередь складываются в процессе взаимодействия и общения, то семинар был посвящен вопросу общения: «Умеете ли Вы общаться с вашим ребенком?»
В водной части используются игровые упражнения «Моя любимая игрушка», которые позволяют раскрепостить родителей посредством погружения в их детство. В основной части предлагается вниманию родителей задания и игровые ситуации, которые помогают взрослым оценивать воспитательную ценность своего общения с ребенком и сложившиеся с ним взаимоотношения. Так, например, игровая ситуация «Знаем ли мы своих детей?» позволила родителям ответить на вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Проверить «Знаем ли мы своих детей?» они смогли, услышав их ответы, на те же вопросы, на которые отвечали они сами.
Хочется отметить эффективность домашних заданий для каждой семьи в виде сочинения «Мой ребенок». Его содержание было направлено на необходимость психологической поддержки родителей, форма оказания которой выбирается в соответствии с семейной проблемой. С этой же целью составляется список проблем во взаимоотношениях с ребенком.
В заключительной части семинара подводится итог встречи. Вручаются родителям буклеты «Услышим, друг друга», в которых кратко излагается текстовая информация о правилах взаимодействия со своим ребенком в семье. Практика использования данного вида текстовой информации показывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стенде для родителей. Так, каждый взрослый, получив буклет, может спокойно на досуге ознакомиться с его содержанием, а не бегло читать эту информацию на стенде детского сада.
В ходе проведения практических семинаров, я получила возможность увидеть проблемы во взаимоотношениях родителей и детей не со слов взрослых, а непосредственно в ходе наблюдений за поведением участников.
По завершению практических семинаров проводятся совместные тренинговые занятия родителей с детьми. Определяются основные задачи, методики организации и проведения совместных занятий.
Гармонизация отношений детей и родителей на совместных занятиях происходит посредством:
- установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком (взрослый прикасается к ребенку, поглаживает, обнимает, целует);
- выполнения упражнений взрослого с ребенком в паре и ощущения радости от совместной деятельности;
- организованного общения, с помощью слов, жестов и мимики;
- совместного решения проблемных ситуаций и развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.
Стремясь сделать каждое занятие интересным и увлекательным, использовались сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных занятий взрослого с ребенком.
Накопленный опыт в проведении совместных занятий свидетельствует о том, что эффективнее проводить занятия не менее 3-х встреч.
Рекомендуется участвовать не более четырёх семей с детьми. Форма одежды взрослых и детей удобная для двигательной активности.
Ценность таких занятий заключается в том, что, коррекционная работа позволяет обратить внимание родителей на детские проблемы, с которыми они не в состоянии справляться самостоятельно, в силу своих возрастных особенностей; повысить уровень родительской компетентности; оздоровить психологическую атмосферу семьи и характер детско-родительских отношений.
Ведя наблюдение за поведением родителей и детей на занятиях, удается своевременно предотвратить конфликтные ситуации. В процессе двигательно-игровой деятельности происходит коррекция сложившихся взаимоотношений между родителями и детьми, становится возможным оказать психологическую поддержку и помощь семьям на месте.
Перед каждым занятием, родителям сообщаются правила поведения:
- на первой встрече: контролировать поведение своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;
- на второй встрече: принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
- на третьей встрече: быть естественным, открытым, раскрепощенным.
Основная цель занятий заключается в том, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость от совместной деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка и взрослого.
Самым значимым достижением для каждого взрослого являются слова радости и признания своего ребенка.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Русская классика