Главные вкладки
Чайка Виктория Николаевна
сайт учителя
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: Обществознание, право, ОДНКНР
Увлечения: см.выше
Страна: Россия
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ школа 131 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/viktoriya-obshchestvoЕсли педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог. Лев Толстой
О себе
Учитель школы
Моё портфолио
Модель включаемого модуля по формированию ПК. (опорный урок).
Автором был разработан и проведен опорный урок, а также анкета для заполнения детьми до урока и после.
Тема урока: «Труд как ценность. Трудолюбие»
Цель урока: формирование отношения ребенка к труду как к ценности, воспитание трудолюбия.
1 этап[1]. Проблемный. Цель — привлечь и удержать внимание учеников. Ученик знакомится с проблемой. Учитель формулирует, представляет контекстную задачу:
В школе проходила Неделя по правилам дорожного движения. Все дети сделали поделки. На праздник « Мир в капле Осени» дети принесли красивые рисунки. На декаду «Здоровый образ жизни» ребята написали рассказы и стихи. В конце четверти на линейке по подведению итогов все ребята стояли радостные с грамотами и призами, а Коля плакал. Как вы думаете, почему он плакал?
Высказывания детей.
Подбор поговорок, пословиц о трудолюбии по возможности на каждое высказывание.
Запись темы – Трудолюбие.
Запись пословиц, поговорок в тетрадь.
2 этап. Теоретический. Цель — осмысление проблемы.
Работа со словарем. Объяснение слова трудолюбивый в толковом словаре Ожегова Сергея Ивановича. советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Родился в Тверской губернии, был старшим из трёх братьев, в его роду были уральские мастеровые и представители духовенства. в Петербург, где Сергей окончил гимназию
Трудолюб’ивый, -ая, -ое; -ив. Любящий трудиться. Т. ученик. сущ. трудолюбие, -я, ср. —
Как вы понимаете это выражение?
Чтение рассказа:
Л. Каминский СОЧИНЕНИЕ
«Лена сидела за столом и делала уроки, смеркалось, но от снега, лежавшего во дворе сугробами, в комнате было ещё светло. Перед Леной лежала раскрытая тетрадь, в которой было написано всего две фразы: Как я помогаю маме. Сочинение. Дальше работа не шла. Где-то у соседей орал магнитофон. Слышно было, как Алла Пугачёва настойчиво повторяла: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось!..» «А правда, — мечтательно подумала Лена, — хорошо, если бы лето не кончалось!.. Загорай себе, купайся, и никаких тебе сочинений!» Она снова прочитала заголовок: «Как я помогаю маме». «А как я помогаю? И когда помогать, если на дом столько задают!» В комнате загорелся свет: это вошла мама. — Сиди, сиди, я тебе мешать не буду, я только в комнате немного приберу. — Она стала протирать книжные полки тряпкой. Лена начала писать: «Я помогаю маме по хозяйству. Убираю квартиру, вытираю тряпкой пыль с мебели». — Что же ты свою одежду разбросала по всей комнате? — спросила мама. Вопрос, конечно, риторический, потому что мама и не ждала ответа. Она стала складывать вещи в шкаф. «Раскладываю вещи по местам», — написала Лена. — Кстати, передник твой постирать бы нужно, — продолжала мама разговаривать сама с собой. «Стираю бельё», — написала Лена, потом подумала и прибавила: «И глажу». 96 Мама, у меня там на платье пуговица оторвалась, — напомнила Лена и написала: «Пришиваю пуговицы, если нужно». Мама пришила пуговицу, потом вышла на кухню и вернулась с ведром и шваброй. Отодвигая стулья, стала протирать пол. — Ну-ка, подними ноги, — сказала мама, проворно орудуя тряпкой. — Мама, ты мне мешаешь! — проворчала Лена и, не опуская ног, написала: «Мою полы». Из кухни потянуло чем-то горелым. — Ой, у меня картошка на плите! — крикнула мама и бросилась на кухню. «Чищу картошку и готовлю ужин», — написала Лена. — Лена, ужинать! — позвала из кухни мама. — Сейчас! — Лена откинулась на спинку стула и потянулась. В прихожей раздался звонок. — Лена, это к тебе! — крикнула мама. В комнату, румяная от мороза, вошла Оля, одноклассница Лены. — Я ненадолго. Мама послала за хлебом, и я решила по дороге — к тебе. Лена взяла ручку и написала: «Хожу в магазин за хлебом и другими продуктами». — Ты что, сочинение пишешь? — спросила Оля. –Дай-ка посмотреть. Оля заглянула в тетрадь и прыснула: — Ну ты даёшь! Да это же всё неправда! Ты же всё это сочинила! — А кто сказал, что нельзя сочинять? — обиделась Лена. — Ведь поэтому так и называется: со-чи-не-ние!»
— Какие качества проявились у Лены при написании сочинения:
• исполнительность;
• находчивость;
• трудолюбие;
• лень;
• вежливость.
Высказывания детей.
— О чём заставила задуматься Лену предложенная тема сочинения?
— Можно ли назвать Лену трудолюбивой?
— Есть ли разница в названии тем сочинения «Как я помогаю маме» и «Как надо помогать маме?»
- Когда вы подрастете и сможете работать, при устройстве на работу вам нужно знать некоторые правила, по которым вы будете оформлять документы для работы, и правила, по которым вы будете работать. Они содержатся в книге правил – это нормы трудового права и книга называется… как? Трудовой кодекс. В нем прописываются формальные, общие права и обязанности работника и работодателя.
Скажите, пожалуйста, чтобы человеку быть трудолюбивым, ему обязательно знать все права и обязанности из этой книги? Не обязательно. Лена могла знать права и обязанности, но при этом не хотеть помогать маме, не хотеть убирать за собой. Поэтому трудолюбие – это важное качество для человека, которое прививается с детства – человек приучается к порядку, ухаживать за собой, помогать младшим в семье, старшим.
3 этап. Эмоциональный.
Цель — сопереживание, отклик на проблему.
Как вы думаете, почему мы прочитали именно это рассказ?
4 этап. Практически-деятельностный.
Цель — поиск путей разрешения проблемы.
Обсуди с другом и выбери качества трудолюбивого человека:
• умение дружить;
• умение трудиться;
• умение красиво одеваться;
• хорошее настроение;
• старание;
• умение довести начатое до конца.
5 этап. Рефлексивный.
Цель — осмысление своего отношения к нормам и ценностям. Ученик осмысливает своё отношение к нравственным нормам качествам и ценностям.
Учитель: — А можно тебя назвать трудолюбивым?
[1] Здесь и далее – частично по: Сопровождение личностного самоопределения младшего школьника: Учебно-методический комплекс / Под ред. И.Ю. Гутник. — СПб.: Лема, 2015. — 168 с.
Добавить грамоту в портфолио