Главные вкладки
Виктория Анатольевна Кислицына
Сайт учителя биологии
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Исследовательская деятельность школьников на уроках биологии
Увлечения: Цветоводство
Регион: Кировская область
Населенный пункт: пгт Арбаж Арбажский район
Место работы: МКОУ СОШ пгт Арбаж
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/viktoriya-anatolevna-kislitsyna«ДЕЯТЕЛЬНЫЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ, А БЕЗДЕЛЬНИКИ – НЕЗАДАЧИ»
Приглашаю коллег к сотрудничеству по теме "Исследовательская деятельность школьников на уроках биологии и во внеурочное время"
О себе
Я родилась в семье военного, много ездили по стране, затем осели в Челябинске. Там я закончила школу, Челябинский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт в 1994г., вышла замуж. Уехали с мужем к нему на родину в Кировскую область. У нас трое детей. Очень люблю лес и цветы.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"
Мой взгляд на мир
«От чистого сердца, простыми словами…»
Вряд ли рядовой учитель, каким я по сути дела являюсь, стал бы задумываться над вопросом: «А какова моя педагогическая философия?» В повседневной жизни на это нет времени и нет повода размышлять на столь глубокие темы. Может быть, ваши коллеги-учителя заняты поисками смысла жизни и размышлениями о педагогическом мастерстве? Я уверена, что нет. И слово рядовой здесь определяющее. Судьба у нас, рядовых, такая. На войне генералы планируют, руководят, выстраивают тактику и стратегию, пытаются предвидеть ход событий….. А рядовые идут в атаку, роют окопы - они рабочие лошадки войны. Их жизнь определяют отцы-командиры и судьба.
Аналогия, может быть, не самая удачная, но прошедший юбилей Победы, ситуация в стране и в мире (кризис, санкции, Сирия, Турция и т.д. и т.п.) заставляют мобилизоваться, собраться. Вернусь к моей педагогической философии. Конечно, причина осмысления своей педагогической деятельности -конкурс «Учитель года». На курсах по подготовке к конкурсу нам настоятельно рекомендовали не писать про Маленького Принца, цветике-семицветике (а я хотела!), красотах полей и лугов, закатах (и еще список из пятнадцати пунктов), а главное – не читать эссе, выложенные в Интернете! Писать самим! Конечно, я смотрела Интернет. А кто не смотрел? После прочтения нескольких эссе осталось двойственное чувство: первое - безграничное восхищение теми, кто профессию учителя выбрал в младенчестве, играл только в школу, восхищался и подражал первому (второму, третьему…) учителю, каждую свободную минуту от уроков, подготовки к урокам и классного руководства читал классиков педагогического труда; поэтому второе чувство – собственной легкой неполноценности и случайности в профессии. Я не помню, играла ли я в детстве в школу. Наверное, как все, играла. Хорошие учителя в моей школьной жизни были, вспоминаю их с уважением и благодарностью, но они не оказали непосредственного влияния на мой выбор профессии.
Выросла я в семье военного, менялись гарнизоны – менялись школы. Поступила в пединститут, потому что папа (военный!) посоветовал: «В военных городках учителей уважают и работа всегда есть» - это раз, институт был близко от гарнизона – это два, а главное – я очень любила возиться с растениями, животными и (горожанка!) копаться в земле. Почему не агроном и не ветеринар? Смотри выше. Я же рядовой! Про любовь к детям в 17 лет не задумывалась, на практике (школьное шефство, вожатство) себя не проверяла. Сложной мне профессия не казалась, была достаточно понятной. Школьников видела только на практике и была в эйфории от собственной значимости.
На четвертом курсе института вышла замуж за молодого лейтенанта, после защиты диплома появилась первая дочь, мужа сократили (середина 90-х), и мы приехали на его родину – в Арбаж. Судьба! Работа нашлась и для меня, и для мужа, начали строить двухэтажный особняк у леса с большим огородом. В перерыве между дочерью и сыном (5 лет) в памяти уроки, подготовка к урокам, подготовка к школьным праздникам, детские болезни, хлопоты по дому - и все это по кругу! Но такова судьба почти всех женщин-учителей.
Но, сидя год дома с сыном, я затосковала по школе. Мне этой кутерьмы, общения с учениками, коллегами не хватало. Да и программный материал освоен, учебники выучены, уверенность в себе появилась, детских вопросов по предмету я уже не боялась. Появилась легкость и ощущение удовольствия от хорошо сделанной работы, счастья при виде своих учеников. Не хватало дома бурления, кипения и творчества. На работу вышла с удовольствием. И класс мне достался замечательный. Это было мое первое классное руководство. И ошибалась, и плакала, и порой не знала, как правильно поступить. Но я свой класс любила. Часто поступала «по сердцу», а не по рассудку, и дети прощали мои промахи, потому что чувствовали мое неравнодушие к ним. Вместе придумывали, вместе творили, вместе радовались успехам и победам, переживали неудачи, а их было немало, но с оптимизмом шли дальше.
Пожалуй, именно в это время я сформулировала для себя первое правило: не раскисать, всегда идти вперед, верить в себя! Этого правила я придерживаюсь всегда, и не только в школе, этому учу детей. Кстати, у меня появился и третий ребенок - девочка! Самое интересное, что, сидя с малышкой, я все успевала, даже подбирала материал к урокам и мечтала, как снова встану у доски, увижу любопытство в глазах, услышу тишину урока, когда дети погружены в работу.
Как ни странно, эта пауза в работе заставила меня переосмыслить отношение к учительскому труду. Раньше хотелось удивлять, вместе с учениками восхищаться миром животных и растений, принести на урок как можно больше интересного материала. Буквально – «объять необъятное», доказать, что биология – лучший предмет на свете! Наверное, это второе правило моей учительской философии и твердое убеждение: биология – лучший предмет на свете! Я не знаю наверняка, кто создал растения, животных, человека, наконец. Но каждая клеточка, каждый листочек – шедевр, которым можно бесконечно восхищаться!
Выйдя на работу, по-прежнему учила восхищаться окружающим миром, но поняла – любовь должна быть деятельностной и в какой-то мере требовательной. Это касается меня самой, моей семьи, это касается учеников. Хочешь чего-то достичь сама – работай над собой (кто лучше тебя знает твои недостатки?), хочешь, чтобы собственные дети выросли хорошими людьми – требуй с них больше, но показывай пример отношения к делу и к людям. Так же и с учениками.
Я достаточно опытный педагог, чтобы донести до учеников знание предмета, рассказать, показать, организовать экскурсию и т.д. Но этого мало! Надо научить учиться потому, что это умение им очень пригодится в жизни. Не просто слушать, а слышать, не просто читать и запоминать, а понимать и делать выводы, уметь соотнести науку и реальную жизнь, т.е. применить знания. Новый этап учительской профессии оказался нелегким. Оказалось, что рассказать и показать самой проще, чем учить детей самостоятельно добывать знания. Но преодолевать трудности нам не привыкать: осилим и эту науку.
Моя педагогическая философия, как и положено рядовому учителю педагогического фронта, оказалась простой, приземленной, понятной. Пусть наши педагогические генералы проводят реформы, определяют стратегию и тактику развития российского образования, но, в конечном итоге, за обучение и воспитание детей во время любых реформ отвечают простые учителя. А мы делаем свою работу на совесть, творчески и с любовью к детям.
Мои достижения
Победы в конкурсе "Гелиантус" на всероссийском уровне, подготовка победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по биологии на муниципальном уровне, победа в окружном конкурсе "Учитель года".
Моё портфолио
В 2015 г школа начала внедрять ФГОС основной школы. Старый ГОСТ в большей мере был рассчитан на репродуктивные методы обучения, но они делали значительную часть школьников неспособными к анализу, обобщению и самостоятельным выводам. Новый стандарт ставит перед учителями задачи формирования УУД – не только предметных, но и познавательных, коммуникативных, регулятивных, и личностных. Системно-деятельностный подход в этих условиях является ведущим.
Но эти требования порождают некоторые противоречия в педагогической практике учителя. Противоречия между
- насыщенностью фактического и понятийного материала и недостаточностью времени на его осмысление.
- между низким уровнем развития исследовательских навыков младших школьников и требованиями ФГОС II поколения;
Но одно из главных противоречий, с которым я сталкиваюсь – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов работы учителя акцент делается на знания, причем на расширенные и углубленные.
Выявленные противоречия позволили определить проблему, которую я пытаюсь решить: недостаточно развитые исследовательские умения обучающихся не позволяют в полной мере сформировать УУД.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты