Школьный этап "Учитель года - 2021"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 7 классе "Остап и Андрий - сопоставительная характеристика главных героев"" | 54 КБ |
Презентация к уроку | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Самагалтайская СОШ №2 МР «Тес-Хемский кожуун РТ»
Конспект урока литературы
7 класс
Тема урока: Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цели: 1) сопоставление двух литературных героев – Остапа и Андрия;
2) развитие понятия о литературном герое;
3) воспитание любви к Родине, осуждение предательства Андрия.
Оборудование: презентация «Остап и Андрий»,
презентация «Литературоведческие термины»,
музыка для релаксации.
Проблемный вопрос: «Почему Андрий изменил Отчизне?»
Учитель: Лопсан Д.М.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Дежурные, доложите о явке учащихся на урок! | Сегодня на уроке отсутствуют по болезни…человек, по неизвестной причине…учащихся. |
2. Проверка домашнего задания. | Чтение наизусть отрывка из повести «Тарас Бульба» «Степь…» | Участвуют в оценивании одноклассников по плану: 1)знание текста; 2)выразительность; 3) умение передать мысли, настроение автора. |
3. Сообщение темы, целей урока, проблемного вопроса | Ребята, откройте тетради по литературе, запишите число – семнадцатое декабря, тему урока: «Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев». Слайд 1-2 | Учащиеся записывают в рабочих тетрадях по литературе дату, тему урока, проблемный вопрос. |
4. Работа с литературоведческими терминами. | 1.Уточним литературоведческие термины. Слайд 3-4 - Литературный герой; - Образ. Среди многочисленных героев повести выделяются Тарас, Остап, Андрий. Остановимся на характеристике двух братьев. 2. Обращаю ваше внимание на то, что мы узнаем о героях повести: а) по поступкам; б) из рассказов автора; в) из косвенных средств создания образа героя. | Ребята записывают термины в тетради |
5. Обобщение и систематизация знаний. | Характеристику героев повести можно оформить в виде таблицы. Слайд 5-6. | Учащиеся вычерчивают таблицу и заполняют ее в ходе обсуждения поступков героев. |
Сопоставительные признаки | Остап | Андрий |
| «…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были не касалась бритва». | «исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы, покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». |
| «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься. | «Он учился охотнее и без напряжения… Он был более изобретателен, нежели его брат…» |
3)характер | Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность. | Чувствительный, нежный, но мало отзывчивый. |
4)юношеские мечты | Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. | С одной стороны кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в одиночестве по улицам Киева. |
5)поведение во время боя | Патриотизм, ненависть к врагу, героизм. | Хвастливость, предательство. |
6)отношение к товариществу | До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. | Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни. |
7) близость к родителям | Ближе к отцу | Ближе к матери |
8)отношение к личному счастью | Никогда не стремился к личному счастью. | Мечтал о личном счастье. |
9)черты сходства | ||
10)черты отличия | ||
6. Релаксация. | Слайд 6. «Любимое место отдыха» | Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке. |
7. Обсуждение проблемного вопроса. | -Почему Андрий идет в осажденный город? -Почему юноша предал Родину? -Изменил ли себе герой? | Учащиеся отвечают: -У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум. - Андрий не только любит панночку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. - Андрий вступил в трагический конфликт со всеми. Этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя. |
8. Информация о домашнем задании. | Слайд 7. Характеристика Тараса Бульбы (устно). Повторить литературоведческие термины. Рисунки по мотивам повести. | Школьники записывают в дневники домашнее задание. |
9. Рефлексия. | -Каким было преобладающее настроение? -Какой герой вам более близок и почему? -Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8) -Объявление оценок за урок. | Семиклассники по желанию отвечают на вопросы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемный вопрос: «Почему Андрий изменил Отчизне?»
Литературоведческие термины: Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения. Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков.
Сопоставительные признаки Сопоставительные признаки Остап Андрий Внешность 2) Отношение к учебе 3) Характер 4) Юношеские мечты
Сопоставительные признаки Сопоставитель-ные признаки Остап Андрий 5) Поведение во время боя 6) Отношение к товариществу 7) Близость к родителям 8) Отношение к личному счастью
Релаксация «Любимое место отдыха »
Домашнее задание 1. Характеристика Тараса Бульбы. 2. Повторить литературоведческие термины. 3. Рисунки по мотивам повести