Школьный этап "Учитель года - 2021"

Лопсан Долаана Михайловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Самагалтайская СОШ №2 МР «Тес-Хемский кожуун РТ»

Конспект урока литературы  

7 класс

Тема урока: Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев повести  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели: 1) сопоставление двух литературных героев – Остапа и Андрия;

            2) развитие понятия о литературном герое;

            3) воспитание любви к Родине, осуждение предательства Андрия.

Оборудование: презентация «Остап и Андрий»,

презентация «Литературоведческие  термины»,

музыка для релаксации.

Проблемный вопрос: «Почему Андрий изменил Отчизне?»

Учитель: Лопсан Д.М.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Дежурные, доложите о явке учащихся на урок!

Сегодня на уроке отсутствуют по болезни…человек, по

 неизвестной причине…учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть отрывка из повести «Тарас Бульба» «Степь…»

Участвуют в оценивании одноклассников по плану:

1)знание текста;

2)выразительность;

3) умение передать мысли,

 настроение автора.

3. Сообщение темы, целей урока, проблемного вопроса

Ребята, откройте тетради по литературе, запишите число – семнадцатое декабря, тему урока: «Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев».

Слайд 1-2

Учащиеся записывают в рабочих тетрадях по литературе дату, тему урока, проблемный вопрос.

4. Работа с литературоведческими

терминами.

1.Уточним литературоведческие термины. Слайд 3-4

- Литературный герой;

- Образ.

Среди многочисленных  героев повести выделяются

Тарас, Остап, Андрий. Остановимся на характеристике двух братьев.

2. Обращаю ваше внимание на то, что мы узнаем о героях повести:  

      а) по поступкам;

     б) из рассказов автора;

     в) из косвенных средств создания образа героя.

Ребята записывают термины в тетради

5. Обобщение и систематизация знаний.

Характеристику героев повести можно оформить в виде таблицы. Слайд 5-6.

Учащиеся вычерчивают таблицу и заполняют ее в ходе обсуждения  поступков героев.

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

  1. внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были не касалась бритва».

«исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы, покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

  1. отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и

побродить в одиночестве по улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

10)черты отличия

6. Релаксация.

Слайд 6.

«Любимое место отдыха»

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

7. Обсуждение проблемного вопроса.

-Почему Андрий идет в осажденный город?

-Почему юноша предал Родину?

-Изменил ли себе герой?

Учащиеся отвечают:

-У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум.

- Андрий не только любит панночку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви.

- Андрий вступил в трагический конфликт со всеми. Этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью  героя.

8. Информация о домашнем задании.

Слайд 7. Характеристика Тараса Бульбы (устно). Повторить литературоведческие  термины. Рисунки по мотивам повести.

Школьники записывают в дневники домашнее задание.

9. Рефлексия.

-Каким было преобладающее настроение?

-Какой герой вам более близок и почему?

-Какие выводы вы сможете применить в современной жизни?  (Слайд 8)

-Объявление оценок за урок.

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Остап и Андрий - с опоставительная характеристика и характер главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Слайд 2

Проблемный вопрос: «Почему Андрий изменил Отчизне?»

Слайд 3

Литературоведческие термины: Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения. Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков.

Слайд 4

Сопоставительные признаки Сопоставительные признаки Остап Андрий Внешность 2) Отношение к учебе 3) Характер 4) Юношеские мечты

Слайд 5

Сопоставительные признаки Сопоставитель-ные признаки Остап Андрий 5) Поведение во время боя 6) Отношение к товариществу 7) Близость к родителям 8) Отношение к личному счастью

Слайд 6

Релаксация «Любимое место отдыха »

Слайд 7

Домашнее задание 1. Характеристика Тараса Бульбы. 2. Повторить литературоведческие термины. 3. Рисунки по мотивам повести