Методическая разработка план-конспект НОД на тему «Волшебная бумага»
Опубликовано 12.12.2020 - 16:20 - Углова Татьяна Николаевна
План-конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему «Волшебная бумага»
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Углова Татьяна Николаевна,
воспитатель группа "Звёздочки"
Санкт-Петербург, 2020
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Развивать познавательный интерес и способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
Задачи
Ожидаемые результаты
«Познавательное развитие»
Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Познакомить детей с профессией – фокусник. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
Знают и определяют свойства бумаги. Умеют решать логические задания.
Умеют самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений.
«Речевое развитие»
Продолжать развивать у детей связную речь. Формировать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать полным предложением на вопросы. Обогащать активный словарь.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением, формулируют свои мысли.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе экспериментальной деятельности. Формировать умение выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей.
Умеют выражать свою точку зрения, прислушиваются к мнению товарищей, доброжелательно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
«Физическое развитие»
Снять утомление и напряжение, совершенствовать общую моторику детей и повысить умственную работоспособность посредством физминутки.
У детей повысилась работоспособность, умственная активность
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
Формы и методы: наблюдение, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, беседа, вопросы, физминутка.
Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, ножницы, емкости с водой, фломастеры, аквариум, бумажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание предметов из бумаги, чтение С. Маршак «Книжка про книжку», «Чистый лист», С. Михалков «Лист бумаги».
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Дети стоят в кругу и проговаривают слова приветствия.
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная?
Дети: Фокусник
Воспитатель: Давайте вспомним, кто такой фокусник?
Дети: Человек, который показывает фокусы.
Воспитатель: Фокус – это чудо, это сказка, это превращение. А вы умеете показывать фокусы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам посетить «Школу фокусников». Все согласны отправиться? Давайте скажем волшебные слова и превратимся в фокусников.
Дети хором произносят слова:
Мы друг другу улыбнулись
Дружно вверх все потянулись
До земли мы поклонились и
Все в фокусников превратились.
Воспитатель: Ребята мы очутились в «Школе фокусников». Здесь фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.
А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет узнать загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
Дети: Бумага
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага? Как вы думаете, из чего делают бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. Но оказывается, бумага была не всегда, раньше рисовали на камнях и писали на деревянных дощечках. Но две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. В наше время бумага производится на бумажных фабриках, делают ее из дерева, в основном из ели и сосны. В процессе переработки бревен получается целлюлоза, из которой и делают бумагу. Послушайте стихотворение
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам с вами провести опыты и узнать, какие же свойства есть у бумаги. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде чем начать, нужно вспомнить правила безопасности.
-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без разрешения вещи.
-В лаборатории нужно слушать внимательно воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, выполнять задания по инструкции.
Дети подходят к столу №1.
«Изучи бумагу с помощью рук и глаз»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит бумага. Рассмотрите ее. Какая она? Что вы можете сказать?
Дети: (рассматривают и ощупывают бумагу). Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?
Дети: Бумага бывает: гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, прозрачная, мягкая, цветная.
Воспитатель: Правильно, бумага бывает разная: по плотности – тонкая и толстая, по цвету – белая и разноцветная, и существует много разных видов бумаги.
Подходим к столу№2 – Картинки с изображением ножниц, мятая бумага и нота.
Воспитатель: Для следующего опыта нам потребуются ножницы. Как вы думаете, что мы должны сделать?
Дети: Разрезать бумагу.
Воспитатель: Правильно, нам нужно узнать, какая бумага режется и рвется быстрее и легче. Попробуйте разрезать ножницами сначала альбомный лист бумаги, а затем картон. А теперь попробуйте без ножниц руками порвать ту же бумагу.
Какой вывод вы можете сделать?
Дети: Тонкая бумага разрезалась и рвалась быстро и легко, а картон сложнее.
Воспитатель: А сейчас, помните ещё раз бумагу и картон (выполнять движение «стирка белья») и послушайте, издает ли она при этом какой-либо звук.
Какой вывод вы можете сделать?
Дети: Вывод: бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают. Бумага шуршала, скрипела.
Воспитатель: Бумага режется и рвется легче, если она тонкая. Чем толще бумага, тем сложнее ее разрезать ножницами и порвать руками. При смятии, трении – бумага издаёт звук. Бумагу можно порвать, значит, она непрочная.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Воспитатель: Проходим к столу № 3 Картинка «капля воды »
Перед детьми лежат кусочки разных видов бумаги (картон, бумага для рисования, газетная, салфетки). Предлагаю поместить эти кусочки в тарелочку с водой. Необходимо выяснить, что произойдет с бумагой?
Дети: Кусочки бумаги намокают с разной скоростью в зависимости от плотности.
Воспитатель: Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
Воспитатель: Что-то мы устали немножко, давайте с вами поиграем в игру.
Дети встают в круг.
Чок – чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок. (покружиться)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке (движения руками, как при игре на скрипке)
Крылья бабочки мелькают (движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает (покружиться парами)
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали ножки!
Воспитатель: Отдохнули немножко, давайте продолжим наше исследование.
Воспитатель: Проходим к столу № 4 Картинка «ветер».
Дыхательная гимнастика.
Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением.
На полоску дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На полоску дуй сильнее,
Побежит она веселее.
Воспитатель: Что же происходило с бумагой, когда мы на нее дули?
Ответы детей.
Воспитатель: Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
Воспитатель: Проходим к столу № 5 Сильная бумага.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, может ли бумага выдержать груз?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Сделаем из двух брусков и листа бумаги мост, и положим на бумагу (мост) груз (игрушку). Посмотрите, что произошло.
Дети: Бумага прогнулась и груз упал.
Воспитатель: Но, я знаю один секрет, как сделать бумагу сильной, чтобы она выдержала груз.
Для этого нам нужно изменить форму бумажного листа, сложить его «гармошкой». Это свойство бумаги люди используют с давних времен в строительстве арок. Теперь поставим этот мост и поставим на него груз. Что происходит?
Дети: Бумага не прогнулась и груз не упал.
Воспитатель: Вывод: бумага сложенная «гармошкой» становится более прочной.
Воспитатель: Проходим к столу № 6 Картинка «спички»
Воспитатель: Что произойдёт, если бумагу поднести к огню?
Дети: Бумага загорится.
Воспитатель: Бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка».
Воспитатель: Вот мы узнали о свойствах бумаги. А теперь, зная их, мы научимся делать фокусы из бумаги. Ваша задача не только показать фокус, но и отгадать его секрет.
Фокус №1: «Живые цветы»
Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.
Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.
Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?
Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться?
Дети высказывают свои предположения.
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Фокус №2 «Радуга в стакане»
Воспитатель: На прямоугольных полосках рисуем цветные точки по цветам радуги. Должен получиться ровный рядок из цветных точек. Затем возьмите полоску салфетки и опустите её в стакан с водой вниз точками, так чтобы точки воды не касались. И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается вверх. Цветные точки сами собой превращаются в длинные полосы. Теперь у вас есть своя «радуга в стакане».
Как вы думаете, какое свойство бумаги использовали в этом фокусе?
Ответы детей.
Воспитатель: Этот фокус основан на впитывании воды бумагой. Салфетка намокает снизу вверх, а цветная краска делает этот процесс наглядным. Чем тоньше бумага, тем выше и быстрее поднимается вода. Вам понравились фокусы?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова.
Мы друг другу улыбнулись
Дружно вверх все потянулись
До земли мы поклонились и
В детском саду мы очутились.
Воспитатель: Сегодня мы побывали в «Школе фокусников». Скажите мне, пожалуйста, легко ли быть фокусником?
Дети: Нет.
Воспитатель: Да, чтобы стать настоящим фокусником, нужно очень много знать о различных предметах и их свойствах. Какие свойства бумаги вы запомнили?
Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе!