Для вас родители!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что значит семья для ребенка? | 46.81 КБ |
12 советов родителям будущих первоклассников. | 44.06 КБ |
Кто есть в детском саду? | 47.97 КБ |
Основные правила для родителей воспитанников детского сада | 16.28 КБ |
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ. | 44.68 КБ |
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ | 13.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы старшего воспитателя
Поскорей ответьте.
Кто такие дети?
Дети – это счастье!
Дети – это страсти!
Кто же их родители?
Это их хранители.
Что значит семья для ребенка?
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс
воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Но для воспитания полноценной личности необходимо и детское сообщество в дошкольном учреждении, где он получает образование,
приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
В чем же секрет семейного счастья? Эти секреты в сундучке под кодовым названием «Радость общения». Общаясь с детьми, я закладываю
им основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивать познавательный интерес, уверенность в себе.
Очень важно, чтобы в семье каждый умел по настоящему искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать
достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной, доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Из опыта работы можно привести многочисленные примеры, свидетельствующие об отсутствии единства воздействия на детей в месье и ДОУ,
что негативно сказывается на развитии детей.
Главная моя задача в работе с семьей – разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями.
Как же строить свою работу с родителями?
На первом этапе продумывать содержание и формы работы, проводить экспресс-опросы с целью изучения их потребностей. Это необходимо
для дальнейшего планирования работы.
Второй этап – установить доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо
заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними провести.
Третий этап – сформировать у родителей полный образ своего ребенка, который невозможно получить в семье. Это может быть информация
о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношение к труду, достижения в продуктивных видах деятельности.
Четвертый этап – знакомство с проблемами семьи в воспитании ребенка. Во время посещения, узнаю не только о положительном, но и об
отрицательном поведении ребенка.
Пятый этап – исследую и формирую личность ребенка. На данном этапе планирую конкретное содержание работы, выбираю формы
сотрудничества. Сотрудничество с семьей требует от меня обязательного выполнения всех правил, необходимых для оптимального
педагогического общения: обращаться к родителям своих воспитанников только по имени, проявлять искренний к ним интерес, уметь
выслушивать, проявлять доброжелательность, улыбаться в общении с ними, беседовать о том, что их интересует, и о том, что они ценят выше
всего, дать родителям почувствовать их значительность, проявлять уважение к их мнению. Готовясь к сотрудничеству с семьей я лично
продумываю формы и методы работы. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс,
пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях. Одной из важнейших
форм воздействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том,
что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в
группе, так и дома, я намечаю конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
Для изучения семейной микросреды, провожу диагностико-аналитическую работу. Наиболее распространенный метод диагностики –
это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической
культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями , уровень воспитательного потенциала родителей, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д.
Однако анкета не дает возможность в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него
обстановке. В игре с ребенком, разговоре с родителями я узнаю много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, любимых играх и
игрушках, здоровье, привычках. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям – они получают представление о том, как я общаюсь с ребенком, и, с другой стороны, позволяет мне познакомиться с условиями, в которых живет ребенок. С общей атмосферой в доме. Кроме того,
такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают
участие в его воспитании.
Беседа с родителями – наиболее доступная форма установления связи с семьей. Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу
воспитания, оказания родителям своевременной помощи. Материал для бесед, мне дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил
поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым, деятельности. Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение
мной проявлять сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей, вызовут у них желание
откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребенка.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают с одной стороны, ближе
узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Тематика консультаций разнообразна. При их составлении
я выполняю определенные требования: рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни
семьи и индивидуальные особенности ребенка; каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания; прежде чем что-то посоветовать родителям я тщательно подготавливаюсь: читаю соответствующую литературу, подбираю интересные
примеры из практики, наглядный материал.
Групповые родительские собрания – это действенная форма работы с коллективом родителей. Практика показала, что если творчески подойти к подготовке собрания, активно привлечь к участию в нем родителей, то оно пройдет живо, интересно, результативно, а участники получат не только
пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Эффективной и нетрадиционной формой работы с родителями я считаю мини – собрания. На этих собраниях, выявляю интересные семьи,
изучаю
их опыт семейного воспитания, приглашаю другие семьи, которые тоже делятся опытом общения с ребенком в семье.
Для повышения педагогической культуры родителей, провожу родительские конференции. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только
родители,
но и общественность: педагоги, учителя, психологи, работники районного отдела образования. Темы обсуждаем самые разные: моральное
воспитание ребенка, подготовка к школе, обмен опытом в семейном воспитании, организуем выставки рисунков, поделок родителей и детей,
совместные концерты, художественной самодеятельности.
Дни открытых дверей дает возможность родителям присутствовать на любом занятии, процессе, принять участие в разных мероприятиях
дошкольного учреждения.
Для увеличения круга взаимодействия семьи и детского сада, создаю детско-родительские клубы. На совместных встречах, за «круглым столом»
во время дискуссии я имею возможность получить новую информацию, высказать свое мнение, получить не только теоретические, но и
практические знания.
Выбрать более удачные формы общения с ребенком, заменить нежелательное конструктивным, помогают родительские тренинги. Родители,
вовлеченные в игровой тренинг, начинают лучше общаться с ребенком, постигают его новые истины, а участие в соревнованиях формирует
интерес к физической культуре, к здоровому образу жизни.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Такие
формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться
знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает меня и родителей, как
совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками.
Для наглядно-информационной формы работы с родителями оформляю выставки детских работ по определенной тематике, памятки для
родителей, информационные листки, которые могут содержать следующий материал: объявления, просьбы, обсуждение текущих событий в
группе, рекомендации и т.д. Выставки книг, папки-передвижки, папки-ширмы, родительские газеты, которые оформляются самими родителями.
В такой газете они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам: описывают, как проводят
выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие семейные праздники они отмечают и т.д.
Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами
воспитания детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени, нежелании заниматься своими детьми. Поэтому, таких родителей
я чаще приглашаю в группу, провожу с ними беседы, организую клубы по интересам.
Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух
несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность.
Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать
атмосфера добра, доверия и взаимопонимание.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти
здоровым, счастливым и умным.
Предварительный просмотр:
12 советов родителям будущих первоклассников.
Скоро в школу… Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое… Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Предварительный просмотр:
Кто есть в детском саду?
В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно
сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания?
О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?
Руководство
К администрации дошкольного учреждения относятся заместитель директора по ДО, старший воспитатель и заместитель заведующего
по административно-хозяйственной части.
Заместитель директора по ДО. Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой
должности обычно употребляют в женском роде – заведующая. Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей
деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии
с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами,
и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по
улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее,
чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья –
в соответствии с условиями договора.
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду,
поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада,
участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными
пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами,
музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для
воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды,
папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр. Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе.
Иногда эту должность можно встретить в штатном расписании детского сада вместо должности старшего воспитателя. Но это не вполне
одно и то же. Если старший воспитатель занимается исключительно вопросами воспитательно-образовательного процесса,
то заместитель по воспитательно-образовательной работе кроме этого координирует работу всех служб, участвует в принятии
управленческих решений.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз)руководит работами по хозяйственному
обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек.
Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других
условий безопасности детей и взрослых.
Основной педагогический состав
Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница
не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей.
Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует.
Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия.
Руководит работой помощника воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье,
привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые
в дошкольном учреждении. Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя,
которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано
утром – в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время
педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-
музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении
утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине
дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за
безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует
гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.
Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности
детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Вопросы коррекции
Педагог-психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников.
Его задача – помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит
психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников,
выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке
развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников.
Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Медицинский работник
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра. Старшая медицинская медсестра контролирует
санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением
утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации
оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того,
старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения
детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача. Составляет и раскладывает ежедневное меню
и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с
требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию
питания в группах.
Младший обслуживающий персонал К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар,
кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя
работает непосредственно с детьми. Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении – просто няня) помогает
воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников.
Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей,
для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и
заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию. Также няня отвечает за чистоту в помещениях;
два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек.
Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми.
Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
К кому обратиться? Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование.
У заместителя директора по ДО и старшего воспитателя образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги
дополнительного образования, воспитатель по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает
на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности. К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами
и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома,
рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту,
посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу. С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать,
чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?
какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др. Инструктор по плаванию расскажет, как сделать,
чтобы ребенок с удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться воды. Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов,
капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи. Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет,
как лучше заучивать стихотворения с ребенком. Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе. Все сотрудники детского сада работают в
тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка. Режим работы У каждого
специалиста в детском саду имеется свой график работы. Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который
обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя
детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера. У воспитателя семичасовой
рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 – часы, когда оба воспитателя группы работают вместе. Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и инструктор по плаванию работают по
графику, который зависит от количества групп, которые они ведут. Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день. График его работы
может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников. У педагога дополнительного образования рабочий график составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е.
он может приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю – от этого зависит продолжительность его рабочего дня. Старшая
медсестра начинает работу в 8.15. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни
и были в контакте с инфекционными больными.
© Ссылка на источник: http://dss328.mskobr.ru/conditions/sovety-starshego-vospitatelya/
Предварительный просмотр:
Основные правила для родителей воспитанников детского сада
♦ Старайтесь уделить значительное количество времени подготовке ребенка к поступлению в детский сад: оттачивайте необходимые навыки самообслуживания, безопасности жизнедеятельности, построения коммуникации, работы по инструкции. Обратите внимание на психологический аспект подготовки: рассказывайте малышу поучительные истории, помогающие получить опыт в разрешении конфликтов, налаживании коммуникации, проявлении инициативы.
♦ Особое внимание уделите первому опыту посещения ребенком детского сада. Обеспечьте малышу закрепление позитивной психологической установки: в детском саду мне хорошо. Проговаривайте те положительные эмоции, которые ребенок испытает в детском саду (их наверняка будет достаточно, если вы не ошибетесь в выборе воспитателя). Подготовка к поступлению в детский сад должна занимать по меньшей мере девять месяцев, чтобы у ребенка было меньше психологических потрясений. Опыт, приобретаемый ребенком в новом для себя месте, должен нарастать плавно, постепенно.Поэтому перед поступлением в детский сад на полный день следует пройти адаптацию в группе кратковременного пребывания.
♦ Ориентируйтесь на индивидуальные потребности ребенка: если для первого посещения группы пары часов ему оказалось достаточно, значит, первое время ограничьтесь этим временем пребывания в коллективе. Но не начинайте адаптацию, ограничиваясь только временем прогулки, она наименее информативна для ребенка.
♦ Позаботьтесь о психологическом комфорте своего ребенка. Его и так не слишком много в жизни современного человека. В группе родителю необходимо находиться рядом с малышом, чтобы помочь сориентироваться в новой обстановке и обеспечить чувство безопасности. Начинать новый период в жизни с психотравмирующей ситуации ребенку ни к чему. Чтобы не травмировать ребенка и не портить ему впечатление от новой атмосферы, следует покидать группу только с согласия малыша. В противном случае страх потери мамы еще долго будет препятствовать в установлении контакта с воспитателем и сверстниками, проявлении своих способностей.
♦ Постарайтесь познакомить ребенка со всеми режимными моментами, индивидуально разъясняя и показывая, каким образом можно удовлетворить потребности в личной гигиене, играх, где можно переодеться, если стало холодно или необходимо следовать на прогулку, когда нужно мыть руки, посещать туалетную комнату (после прогулки, уроковфизкультуры, перед едой, приходя и покидая группу). Когда малыш немного освоится, передайте «бразды правления» воспитателю, переадресовывая ребенка к нему по всем относящимся к его ведению вопросам. Уметь наладить диалог с воспитателем малыш должен еще в рамках посещения группы кратковременного пребывания.
♦ Постарайтесь сплотить коллектив группы и дать малышу проявить свои способности в коллективе в наиболее благоприятной для него обстановке игры, проводимой под вашим руководством.
♦ Когда малыш начнет посещать группу, проводя в ней полный день, родителям очень важно оставаться в курсе жизни ребенка. Регулярно общайтесь с воспитателями, педагогами музыкальных и физкультурных занятий, выясняя успехи ребенка, программу развития, которые они предлагают. Повторяйте упражнения дома: пойте песни, выполняйте разминку и т.д. Кроме того, не забывайте посещать утренники, на которых малыш выступает, чтобы продемонстрировать результаты своего труда (ваша оценка по-прежнему очень важна).одеться,
♦ Узнавайте меню малыша в группе, учитывайте его при питании дома. Следите, чтобы он питался полноценно, получая достаточное количество витаминов и белка. Также следует быть в курсе аппетита ребенка, который он демонстрирует в группе. Дети должны много пить. При этом у них должна быть возможность удовлетворить жажду самостоятельно. На родительском собрании, если это необходимо, поднимите вопрос закупки для группы бутилированной воды.
♦ Тщательно выбирайте ту одежду, которую ребенку придется носить в ДОУ. Верхняя одежда должна быть немаркой, простой, удобной для самостоятельного застегивания ребенком, переодевания. Без особых усилий со стороны маленького владельца она должна защищать тело от переохлаждения в области шеи, головы, поясницы. Поэтому куртки должны быть длинными, с воротниками-стойками, шапки — с завязками, штаны — с подтяжками; заколки — мягкими, тканевыми. Одежда в группе должна способствовать тому, чтобы ребенок мог без труда с ней справиться при переодевании. Юбки должны быть широкими, короткими, шорты — без тугих поясов и резинок, свободного покроя, босоножки — закрытые спереди и сзади (для упора), с удобной застежкой и супинатором. Вся одежда должна быть максимально функциональной: без излишних украшений (которые легко отрываются), хрупких кружевных вставок, марких белоснежных элементов. Для занятий физкультурой необходимо иметь в шкафчике чешки, а на музыкальные занятия девочкам лучше облачаться в платьица. Кроме того, на случай ЧП в шкафчике каждого ребенка должны быть запасные носочки, колготки, шортики, майка, и никаких конфет!
♦ На родительском собрании всегда выясняйте успеваемость ребенка, расспрашивайте воспитателей о его основных проблемах, интересах. Хотя бы раз в неделю проводите домашнее родительское собрание, выясняя те же самые вопросы у ребенка. Сравнивайте полученную информацию. Если малыш не хочет говорить о детском саде, это тревожный признак, помогите ребенку раскрепоститься и все- таки поделиться своими переживаниями. Вы можете предложить ребенку рассказать сказку про детский сад, используя знакомых ему героев. Например, про Машеньку, которая стала ходить в садик. Проанализируйте текст, сочиненный вашим малышом. Возможно, те события, которые будут приписаны сказочной Маше, происходят в жизни самого ребенка.
♦ Перед посещением детского сада правильно психологически настраивайте ребенка. Объясняйте, что у каждого человека свои задачи, некоторые из них мы выполняем с удовольствием, другие — по необходимости, чтобы обеспечить свою безопасность, например. Но все мы ответственны за то, чтобы выполнить поставленные перед нами цели и задачи. Малыши должны вырасти, стать взрослыми, чтобы заниматься любимым делом, ходить, как мама и папа, на работу, иметь в будущем своих детей. Для этого им нужно много учиться и сохранять свое здоровье. В детском саду у ребенка такая же работа, как у мамы и папы. Она помогает ребенку выполнять свои особенные задачи: общаться, играть, учиться новому, выполняя определенные упражнения. Все это приносит настоящее удовольствие, если относиться к этому с любовью, точно так же, как мама и папа относятся к своему делу, своей работе. Используйте сказку, чтобы подготовить его к тому, что ожидает его в стенах детского учреждения. Рассказывайте поучительные истории, веселые стишки, организуйте игры для отработки необходимых навыков. Благоприятный психологический климат, родительская поддержка и правильная информированность ребенка о своих задачах создадут все условия для того, чтобы поступление в детский сад для малыша стало радостным, долгожданным событием.
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической
науки (в переводе с латинского языка adaptatio –приспособление, прилаживание организма к новым условиям).
При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий
стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражается
во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания
в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.
Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.
Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные
взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного
поведения (отрицательные реакции: плач, раздражительность).
Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить уже сформировавшиеся
у него привычки.
Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ
жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни без
каких-либо отрицательных последствий.
У детей при поступлении в детский сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат,
получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться, перестроить сложившиеся ранее стереотипы.
Изменение социальной среды сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье детей. В этот период у ребенка происходит
интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени
подвержены колебаниям и даже срывам.
Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть,
сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела,
нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо
себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и
поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.
Установлен ряд факторов, определяющих насколько легко пройдет адаптационный период. Эти факторы связаны и с физическим, и с
психическим состоянием ребенка.
1. Состояние здоровья и уровень развития.
Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с
трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первые
месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Отсутствие правильного режима, достаточного
сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного
периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
2. Возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.
С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).
3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.
4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша.
Одни дети в первые дни выражают бурные реакции: кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют против
каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни
спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят,
не играют и с трудом привыкают к детскому саду.
Виды адаптации.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.
Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей.
Легкая кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель.Тяжелая – долговременная: около 6-9 месяцев.
О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации
(для воспитателей и помощников воспитателей групп раннего возраста)
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача,
педагога-психолога, старших воспитателей.
Со временем все дети переводятся на общий режим.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае
не перевоспитывать его.
Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно
нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь
кончиков волос.
Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию.
Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры:
нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы,
мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью,
спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся
для педагога профессиональными проблемами.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!
Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать
важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убелённый сединами человек
продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.
Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» – так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие
или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляет неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе
мыслей человека.
1. Для ребёнка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за
вами.
2. Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
3. Речь ребёнка успешнее развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним,
разговаривают, направляют внимание, читают ему.
4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в
интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
5. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками,
пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
6. Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение
ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе успешного общения вне дома,
что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
7. По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать
увиденное.
8. У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость,
ставить для себя и ребёнка реальные цели.
9. Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.