Для родителей
Уважаемые родители!
Здесь вы можете узнать много нового и полезного в воспитании ваших детей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение выразительной речи | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.
2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Еще в древности, до появления речи как средства общения люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, то, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может «рассказать» нам о многом: хорошо ли выспался, рад или расстроен он чем-то. А эта замечательная возможность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать - сердита мама или, наоборот, довольна своим чадом.
Говорить выразительно – это значит выбирать образные слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. Основой всегда является мысль, чувство, намерение говорящего.
Речь без интонации не возможна. К выразительным средствам звучащей речи относятся повышение и понижение голоса, паузы в речи, сила голоса в особо выделяемом месте, темп речи. Придавая слову эмоциональную окраску эти элементы в совокупности позволяют передавать не только содержание мысли, но и выражать отношение говорящего к предмету мысли.
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Работа по формированию выразительности речи делится на 2 этапа.
На первом этапе формируется способность восприятия интонации.
Чтобы ребёнок осознал, понял и научился говорить, выразительно необходима систематическая работа по развитию следующих компонентов:
1.Дыхание. Дыхание-основа нашей произносительной (внешней речи),от него зависят чистота, правильность и красота голоса. В большинстве случаев, при неправильном произношении отмечаются различные несовершенства дыхания. Нередко дети имеют ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.
Поэтому одно из основных направлений работы педагога является работа по формированию правильного дыхания. Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.
Для начала, на 1 этапе, нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой выдох.. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию , но и будут хорошим профилактическим средством от простуды. Давайте мы попробуем выполнить эти упражнения.
1. Вдох ртом , выдох носом.
2. Вдох ртом, выдох ртом.
3. Вдох носом, выдох ртом.
4. Вдох носом, выдох носом.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
К играм на развитие правильного ротового выдоха относятся такие игры как «Лети, бабочка», «Ветерок» с султанчиками, «Подуй в дудочку».
2. Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляция высоты тона при произнесении фразы. Знакомим с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями с средствами их выражения и способами обозначения
"Диктант"
Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.
Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.
Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.
"Лиса и собаки".
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.
Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:
- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
- Ножки, ножки, что вы делали?
- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
- Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
- А ты, хвост, что делал?
- Я по пням, по кустам цеплялся.
-А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.
Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.
К играм на развитие мелодики относятся такие как «Дирижеры», «Вопрос- ответ», «Лесенка», «Волшебная линия».
3. Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Ритмические упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.
"Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)
Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).
Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).
К играм на развитие ритмических способностей относятся такие как «Часы», «Непослушный дождик», «Повтори за мной».
Рекомендации по развитию чувства ритма:
- Слушайте музыку
- Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
- Поощряйте движения под музыку
4. Голос.
Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Для развития координации слова и движения можете использовать СЧИТАЛКАМИ. Ребёнок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем руки до груди играющего.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
Можно использовать игры на подражание звуков.
5. Темп речи- скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление. Дошкольники знакомятся с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». «У оленя дом большой», «Буги- вуги», «Карусели».
6.Тембр голоса- окраска, качество голоса. Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.
При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала -тексты и фразы. Следует учитывать, что анализ отдельных фраз более сложен, чем анализ фраз в контексте.
"Кто боится прививки?"
Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
7.Логическое ударение- выделение какого-либо слова в предложении интонацией. Слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных.
Например, педагог произносит фразу "Снегири клюют рябину" и организует ее анализ:
- Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
- Послушайте, как я скажу теперь: "Снегири клюют рябину". Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.)
- Послушайте еще раз: "Снегири клюют рябину". Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба. Сюда относятся игры «Слушай, думай, называй», «Найди важное слово».
8. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком.
Рекомендации воспитателям и родителям по развитию дикции у детей
- Развитие дикции станет более результативным, если воспитатель и родители будут отмечать все достижения детей, хвалить их и поддерживать.
- Необходимо систематическое использование в практике скороговорок, упражнений и речевых игр, результатом которых станет положительный эффект дикции ребенка.
- Работа по развитию дикции дошкольника должна вестись вместе с воспитательно-образовательной работой детского дошкольного учреждения.
- Речь и чистота дикции воспитателя и родителей тоже должны быть правильными.
Недостаточно развитая дикция отражается на ребенке: он становится замкнутым, неусидчивым, резким. Падает его любознательность и успеваемость. Именно в дошкольном возрасте энергично развивается речь, главное, не упустить время. Вот почему так важно выявить проблему на ранней стадии и помочь ребенку в правильной постановке дикции.
Важным аспектом приобретения навыков является также разговорная практика ребенка. Это значит, что разговаривать с ребенком надо чаще, просить его высказаться на какие-либо темы, читать книги и сказки, это поможет ему совершенствовать словарный запас.
На втором этапе развития выразительности речи формируются навыки использования правильной интонации в собственной речи. Выполняются серии упражнений на воспроизведении всех компонентов выразительности речи. Можно использовать такие игры как «Что кому нужно для работы?» на закрепление умения передавать мелодику в речи. Игра «Хоровод» помогает закрепить умение координировать темп движений и речи. Игра «Кто твой сосед?» формирует навыки воспроизведения логического ударения в речи.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Таким образом, обучение выразительной речи становиться частью режимных моментов, свободного общения взрослых с детьми. Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность с детьми по разучиванию диалогов, разыгрыванию сюжетов по ролям, игр- драматизаций.
Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка, значительно облегчает ему общение, способствует успешному взаимодействию со сверстниками и педагогами, обеспечивает ребёнку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.