Главные вкладки
Методическое объединение учителей-логопедов города Кузнецка
На данной странице размещены материалы из опыта работы учителей-логопедов города, представленные в рамках проведенных методических объеденений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР В разделе «Логопедическая работа» Ребенок: обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста); владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой .
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; - знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; - знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; - научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; - научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; - научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов. Задачи, реализуемые в процессе подготовки к обучению грамоте
грамота сформированность фонематических процессов готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова развитие моторики руки умение делить слова на слоги Знание букв и владение навыками чтения сформированность звуковой стороны речи
Фонематическое восприятие - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки, ритма Речевой слух- элементарный уровень распознавания речевых высказываний
Последовательность звукового анализа слова из двух гласных (ау, уа); слова из двух звуков, образующих обратный слог (ум, ах, ус), затем прямой слог (ко, ту); слова из трех звуков (дым, мир); слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром); слова из двух открытых слогов (ваза, мама); слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); слова из трех открытых слогов (Лариса, работа). Для звукового анализа выбираются слова, написание которых не расходится с их произношением.
Алгоритм ознакомления со слоговой структурой слова - двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса) - слова, состоящие из трёх частей ( ма-ши-на, ка-ли-на ) - односложные слова ( сыр, дом ), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. Способы определения слогового строения слова: На слуховой основе; На зрительной основе На тактильно-мышечной основе На графической основе
Этапы работы над моторикой руки: -Развитие умения правильно держать карандаш. -Ориентация на листе бумаги, работа в строчке. - Закрашивание буквенных изображений для запоминания образа букв. - Написание (печатание) букв, слов и предложений
Структура образовательной деятельности по обучению грамоте. 1.Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала. 3. Сообщение новой темы. 4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 5. Закрепление нового материала. 6. Физминутка. 7. Знакомство с буквой, анализ ее элементов 8. Формирование навыков чтения и печатания. 9. Итог.
Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова» Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Звуковая пирамидка» - упражнять в различении гласных, согласных твёрдых и мягких звуков.
«Слоговые лесенки» - 1 вариант: закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; - 2 вариант: упражнять в чтении прямых и обратных слогов.
«В гости к другу » - совершенствовать навыки чтения слогов (прямых и обратных); упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов; закреплять графический образ букв.
«Найди картинку» - закреплять умение выделять первый звук в словах.
«Выложи схему», «Сыщики» - закреплять умение проводить звуковой анализ слов, соотносить слово с заданной схемой .
«Нарисуй букву», «Построй букву» - закреплять графический образ букв
«Зашифруй предложение » - закреплять умение анализировать предложение, выкладывая схему при помощи лего-конструктора.
« Строители » - упражнять в чтении слов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи обучения: Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия: уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мъ , в, вь , н, нь , п, пъ , т, тъ , к, къ , с, сь ; развитие артикуляционной моторики; различение на слух изученных гласных и согласных звуков; дифференциация звуков: а-у, ы-и и согласных по твердости-мягкости: м- мь , в- вь , н- нь , п- пь , т- ть , к- кь , с- сь , х- хь , к-х; выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у); выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о); выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и); выделение согласного звука из состава слова; формирование умения характеризовать звук; — усвоение звуко -слоговой структуры двух-трехсложных слов;, — анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; слов типа Том; формирование умения подбирать к схеме слово; преобразование слогов; деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов; воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук; использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова; — формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.
Выделение гласного звука из начала слова
Выделение гласного звука из середины и конца слова
В ыделение гласного звука из состава слова
Д ифференциация согласных звуков по твердости-мягкости
В ыделение согласного звука из состава слова
Д еление слов на слоги
Обучение грамоте: знакомство с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т, К, С, Х; звуко -буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания; преобразование слогов; формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов; составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой предложения; раздельное написание предлогов; развитие графических навыков; * ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.
Ф ормирование навыка чтения прямых слогов
Ф ормирование навыка плавного слогового сознательного чтения слов
С оставление схемы предложения из двух, трех, четырех слов с предлогом. Работа со схемой предложения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская :
Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Чтение и письмо являются сложными и необходимыми в жизни человека навыками. В научной и методической литературе существует большое количество фундаментальных и разносторонних исследований, направленных на анализ вопросов подготовки дошкольников с ТНР к овладению чтением и письмом. Проблема изучения состояния, содержания и структуры формирования комплексной готовности детей с ТНР к овладению грамотой является актуальной для современной логопедии. Несмотря на то, что большинству дошкольников с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения родному языку в школе. Детей с ТНР относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-пространственных представлений, ,мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
План работы педагогической мастерской:
1.Методические аспекты образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Учитель-логопед Автаева О.А.(МБДОУ ДС 2)
2.Презентация авторских игр по подготовке к обучению грамоте. Учитель-логопед МБДОУ ДС 24 Герасимова Н.Б
Развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. "В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося". Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
3. Мастер-класс « Использование нейропсихологических приемов при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР». Учитель-логопед МБДОУ ДС 29 Осюнина А.А
Ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может испытывать трудности при обучении грамоте из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить причины этих нарушений , а использование специалистом нейропсихологических методов и приемов поможет выстроить цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтению и письму.
4.Авторская методика обучения основам грамоты дошкольников с ТНР. Учитель-логопед Военкова Е.А.
В настоящее время связь между общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма неоспорима. Может ли дизартрическое нарушение звукопроизношения затруднять подготовку к обучению грамоте? Если «не работают» традиционные методики обучения?»
5« Использование ЛЕГО-технологии при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ». Учитель-логопед МБДОУ ДС 2 Гусева А.П.
Дошкольный возраст – возраст игры. Играя, ребёнок не только познает окружающий мир, но и выражает к нему своё отношение. Поэтому мы строим образовательный процесс таким образом, чтобы игра стала развивающим и корригирующим средством. Для этого помимо традиционных методик обучения в своей работе используем современные педагогические технологии, а именно лего-технологию. Увлеченность детей лего-конструктором навела на мысль о том, что его в разнообразных вариантах можно использовать при обучении детей грамоте, как часть занятия. Использование лего-технологии позволяет оказывать развивающее воздействие на сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
6.Презентация нового игрового пособия по формированию звукопроизношения, навыка послогового чтения «Аня учит звуки и буквы».Учитель-логопед МБДОУ 29 Буянова Ю.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Незрелость различных отделов головного мозга ведет к нарушению чтения и письма (исследования Т.В. Ахутиной , Л.С. Цветковой, Л.В. Семенович)
Функциональные компоненты письма
Отделы головного мозга по А.Р. Лурии
Использование логопедами нейропсихологических методов и приемов дают возможность более качественно вести коррекционно-развивающую работу
Дыхательные упражнения «Воздушные шарики» «Оперные певцы» «Егорки»
«Сыщик»
Ю. Рязанцева «Лабиринты. Профилактика проблем с письмом» /рабочая нейротетрадь для дошкольников/
«Звуковые лабиринты»
« НейроКлассики » /по О. Канаевой /
Комплексное коррекционное воздействие ведет к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребенка
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм решения изобретательских задач ВСПОМНИ ДОДУМАЙ ПРИДУМАЙ "Есть задача — реши ее сам" «Теория решения изобретательских задач – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию". Г.С. Альтшуллер
Системный оператор Мозговой штурм Метод фокальных объектов Методы ТРИЗ Синектика Сформулируйте изобретательскую задачу . Примените прием решения одним из методов решения . Проанализируйте результат. Морфологический анализ Метод Робинзона Типовое фантазирование Творчество во всём!
Постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения. Мозговой штурм Игра «Хорошо – плохо » Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны . Темы для обсуждения: Как выгнать лису из заюшкиной избушки? Как не намокнуть под дождем? Как оставить кусочек лета в зиму? Как не испачкать пол грязными подошвами ботинок? Игра «Фантастические гипотезы» Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы. Ход игры. Что было бы : - если внезапно исчезнет солнце? - если исчезнут все взрослые? - если исчезнут все пуговицы? - если к нам пришёл слон?
Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире. С равнение и нахождение сходства между объектами, или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика (метод аналогий) Игры: «Ассоциации» «Парные картинки» «Что к чему?» «На что похожа буква ?» «Ребусы» Задания : Изобрази будильник. Промяукай знакомую песенку . Мнемотехника. О порные таблицы, «схемы- помогалочки », Символическая аналогия - умение видеть в схематичном изображении образ и наоборот изображение какого-либо образа символически . Личная аналогия — предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-либо предмета или явления в проблемной ситуации. Прямая аналогия — нахождение буквального сходства природных и технических объектов (полёт самолёта и птицы).
Цель : автоматизация поставленных звуков речи. Игра-схема «Грамматические ступеньки»
Системный оператор Поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему (назначение и признаки, строение, динамику развития: прошлое , настоящее, будущее) . Прошлое предмета Будущее предмета Из каких частей предмет состоит Видовая принадлежность «Волшебный экран»
Метод фокальных объектов Поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов. Выбрать 2 случайных объекта ( игрушки, картинки) В ыделить характерные свойства каждого из названных предметов Выбрать новый любой объект (фокальный объект) П рименить уже названные свойства к фокальному объекту. Зафиксировать все интересные идеи, обсудить их назначение. Отразить идеи в рисовании, лепке, аппликации. МЫЛО Душистое Разноцветное Дорогое СОБАКА Лохматая Дружелюбная Голодная Б Е Р Е З А Душистая Лохматая Разноцветная Дружелюбная Дорогая Голодная Игра «Сюрприз»
«Объясни нереальное сочетание » Морфологический анализ П оиск новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта . «Узнай меня» Игра «Волшебники» Реальный рассказ Фантастический рассказ Вариант 1 Цель : закреплять умение детей описывать объект по именам признаков. Вариант 2 Цель : развивать умение производить фантастическое преобразование объектов с опорой на сигнальные карточки (органы чувств ).
Метод Робинзона П оиск максимально разнообразных способов применений одного предмета. Распустить вязаную шапку, сделать из ниток сеть для рыбалки. Металлической каской начерпать воды. В каске сварить пойманную рыбу. Из вязаных шапок выложить себе постель. Можно стучать касками и шлемами , тем самым подавать сигнал о своем пребывании на острове. Все варианты дружно оцениваются всеми детьми и выбираются самые интересные. Игра «Необитаемый остров» Цель: формировать умение находить варианты применения одного предмета (головного убора) Ход игры : Подсказать Робинзону Крузо, как можно использовать головные уборы для изготовления жилья, одежды, обуви., посуды , добывания пищи. Возможные варианты решения поставленной задачи:
Типовое фантазирование Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты. «УМЕНЬШЕНИЕ - УВЕЛИЧЕНИЕ» Игра «Волшебная палочка» ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ» Игра «Наоборот» «ОБЪЕДИНЕНИЕ-ДРОБЛЕНИЕ» Игра «Несуществующее животное» «ДИНАМИЧНОСТЬ-СТАТИЧНОСТЬ» Игра «Бывает - не бывает» «СМЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ» Игры «А что потом ?», «Кем был раньше»
эффективно автоматизировать звуки в речи, существенно пополнить активный словарь; повысить содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей; совершенствовать психические процессы - мышление, внимание , память, воображение, способность к творчеству. Методы и приемы ТРИЗ позволяют: ТРИЗ ЦЕЛЬ: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Список используемых источников Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн . – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. СидорчукТ.А ., ЛелюхС.В . Издательство: АРКТИ 2019 г. https://www.labirint.ru/books/433657/ 3. Сидорчук Т. А. ,Хоменко Н. Н. ТРИЗ - в повседневную жизнь «Ребенок в детском саду»2014г. , 4. С. В. Лелюх Развитие творческого воображения, мышления методами ТРИЗ «Дошкольное воспитание» 2016г. , 5. Интернет-ресурсы: « MAAM . RU », « ПочемуЧка . ru », «Дошколенок. ru », «Все для воспитателей детских садов», «Мир дошкольников», «Дошкольники. сom » и т. д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ДА-НЕТ» - метод сужения поля поиска.
Алгоритм: обозначение объектов в проблемной ситуации; выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям; отсечение ненужных имен признаков и их значений в данной проблемной ситуации; рефлексия (осознание способа сужения поля поиска).
Цель: Развитие классификационных навыков, дедуктивного мышления и речи детей.
Задачи: Формировать умение точно и понятно формулировать вопросы; Формировать коммуникативные навыки, умение слушать собеседника, вступать в содержательный диалог, делать выводы из отрицательных ответов; обогащать и активизировать словарь ребенка; развивать познавательную активность; расширять представление об объектах; упражнять в употреблении предлогов и наречий; формировать навык ориентировки в пространстве .
Классификация Формирование классификационного навыка на основе пространственного ориентирования. Формирование классификационного навыка на основе анализа признаков материального мира.
Расположение объектов в одномерном пространстве: по горизонтали, по вертикали, в удалении; в двухмерном пространстве: на горизонтальной плоскости, на плоскости, в трехмерном пространстве: комната, шкаф, коробка.
.
Виды игр -с картинками (предметами) разных классификационных групп, расположенных горизонтально; -с картинками разных классификационных групп, расположенных вертикально (на учебной доске); -с картинками (предметами) разных классификационных групп, расположенных в удалении; -с картинками (предметами) одной классификационных групп; -с геометрическими формами (объемными или плотностными) разного размера и цвета; -с цифрами; -с буквами; - с символами дней недели, месяцев.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА OCHOBE АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.
Задачи: Формировать умение задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов и их конкретных значений; формировать умение объединять между собой полученную информацию; обучить построению обобщенного образа угадываемого объекта; формировать умение самостоятельно уточнять и расширять знания об объекте.
Классификация игр: Природный и рукотворный мир, Мир живой и неживой природы, Мир живой природы (растения, животные, грибы), Классификация объектов рукотворного мира, Классификация объектов по заданному признаку.
Виды игры: с набором картинок; с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения; с объектами, которых нет в ближайшем окружении; с неизвестными словами.
Примерная схема классификационных признаком объекта материального мира
.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия » — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в непосредственную образовательную деятельность, а также помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу
Развитие основных компонентов языковой системы: Цель использования Задачи Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас . Совершенствовать слоговую структуру слова . Автоматизировать звуки речи . Развивать фонематические процессы . Формировать структуру предложения . Совершенствовать развитие связной речи . Обучать грамоте.
Игры с «Кругами Луллия » условно можно разделить на четыре группы Игры на развитие лексико-грамматических категорий Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков Игры совершенству-ющие звуковую сторону речи и обучение грамоте Игры на развитие связной речи 1 2 3 4
НА ПОДГРУПОВЫХ ЗАНЯТИЯХ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ РАБОТЫ
Для изготовления кругов Луллия применяются 2 способа 1 СПОСОБ 2 СПОСОБ
Для детей 4-5 лет – два круга с 4 секторами Для детей 5-6 лет – два-три круга с 4-6 сектора Для детей 6-7лет – три, четыре круга и 8 секторов
1 2 3 4 5 Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам. Постановка задачи. Раскручивание кругов. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа. Составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям. Рефлексия и подведение итогов.
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Найди картинку» «Придумай предложение» «Символ звука» «Картинки в паутинке» «Найди тень»
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте « Раздели на слоги » «Образуй словечко» «Где спрятался звук» «Составь слог» «Придумай слово» «Найди схему» « Слогопары » «Первый звук» «Допиши букву»
Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Один - много» «Чей, чья, чьё?» «Один - много» «С какого дерева лист?» «Посчитай» «Наоборот» «Путешествие птиц» «Оденемся на прогулку» «Найди семью» « На что похоже? »
Игры на развитие связной речи « Сочиняй - ка » «Расскажи сказку» «Фантастическая история»
Наша задача - дать детям инструмент для познания окружающей действительности и тогда весь мир будет в их руках!
Предварительный просмотр:
Педагогический воркшоп : формирование слоговой структуры слова в коррекционно-развивающей работе педагогов ДОО.
Педагоги рассаживаются за столики с номерами.
Ведущий: «РАГУДА», «ФУТКИ», «КОСАМАТ». Знакомо? Считаете ли вы проблему поиска технологий по формированию слоговой структуры слова дошкольников с особыми образовательными потребностями актуальной? (Педагоги голосуют, поднимая красный восклицательный знак). Обратите внимание на зеркальную поверхность. Здесь представлены: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, родители, администрация, дети (все участники образовательного процесса написаны на облачках). Сформулируйте и запишите на стикерах , что , по вашему мнению, будет делать педагог, чтобы формировать или содействовать формированию слоговой структуры слова воспитанников, 3-4 самых актуальных на ваш взгляд функции, в форме предложения.(Каждый столик работает командой, педагоги записывают функционал участников образовательного процесса: логопеда, психолога, дефектолога, воспитателя, муз. руководителя, администрации ДОО, родителей )
-Предлагаю одному представителю от столика, закрепить ваши решения .
И чтобы в целом освежить знания , послушаем эксперта в вопросе формирования слоговой структуры речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Сегодня это учитель-логопед МБДОУ ДС 29 .
Ведущий: Каждый из вас владеет диагностическими навыками и с легкостью определит, какой класс слоговой структуры нарушен у ребенка? Возможно, сможете сформулировать предварительное психолого-педагогическое, логопедическое заключение. Можно воспользоваться подсказками ( на столах карточки с 14 классами слоговой структуры по Марковой).
Видео с записью детской речи предлагается каждой команде, идет обмен мнениями.
Ведущий: Обратимся к первой витрине, здесь представлены педагог-психолог и учитель-дефектолог, которые (зачитываются решения специалистов по функционалу)
-Коллеги, что из вышеперечисленного вы считаете особенно актуальным? Экспертами по этой проблематике сегодня выступают специалисты дома ребенка. Педагог- психолог , учителя-дефектологи проводят мастер-класс по использованию технологии сенсорной интеграции с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребенка.
Ведущий: Переходим к витрине «Учитель-логопед» ( зачитываем мнение специалистов по функционалу ). Мы в кабинете учителей логопедов, которые
представляют «Линейку дидактических пособий по формированию слоговой структуры слов первого и второго классов у детей с ТНР,ЗПР,РАС»
Ведущий: Переходим к витрине «Дети»
-Что написали дети? Буду играть!
-В «Игротеку» работают учителя-логопеды МБДОУ ДС 38,28,7
- У специалистов много удивительных идей. Сейчас вы предложите идеи игр по формированию ССС , используя… игрушки на вашем столе.(Каждой команде предлагается одна игрушка).
-Команда обсуждает и предлагает свою идею игры с названием, целью, кратким описанием.
Презентация игры от команды.
Ведущий: Витрина «Музыкальный руководитель»
-Интересно, что ждет специалист от своего коллеги? Что актуально ?
-У нас есть эксперт –музыкальный руководитель МБДОУ ДС №7, который представит авторскую разработку и проведет с вами мастер-класс.
«Интерактивная музыкальная игра по лексической теме «ИГРУШКИ» по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
Ведущий: Витрина «Воспитатель» (зачитываем функционал, актуализируем).Экспертом выступит воспитатель группы компенсирующей направленности ДС 7 . Воспитатель представляет интерактивный комплекс с применением БСИК «Кинект»-«Играй и развивайся» . (Педагоги подключаются к мастер –классу).
Ведущий: Переходим к витрине «Родители»(зачитываем, обсуждаем).Добиться того, чтобы родители стали участниками, вовлеченными в процесс обучения не просто. Попробуем? Учитель-логопед поделится своей находкой в этом направлении : « Чек- лист игр по формированию слоговой структуры слова для родителей»
Витрина « Руководитель, методист» (зачитываем)
Ведущий: У нас сложился педагогический воркшоп , вы не просто смотрели мастер-классы, но и сами предлагали свои идеи, искали пути решения заявленной проблемы. Сегодня мы собрали много теоретических идей и практических находок. В целом у нас сложилась правильный и интересный план коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предварительный просмотр:
Что такое ФАОП ДО?
Слайд 1.
В нормативном поле появилось понятие Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее ФАОП ДО).
Слайд 2.
ФАОП ДО утверждена Приказом Министерства Просвещения от 24.11.2022г. В основе :Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г №273-ФЗ, в который внесены изменения(№371-ФЗ) от 24.09.22.г.
Слайд 3.
ФАОП ДО - нормативный документ, равный по статусу ФГОС ДО и обязателен к исполнению! ФАОП ДО – это-базовый документ, на основе ФАОП ДО организации самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее АОП ДО ) . АОП ДО Организации необходимо утвердить не позднее 1.09.23г.на педагогическом совете.
Слайд 4.
ФАОП ДО- составлен модульно, на 8 назологических групп детей с ОВЗ. В соответствии с тем, какой категории воспитанников (по Уставу ДОО и Положению о группе компенсирующей направленности) оказывается коррекционно-развивающая помощь, в ДОО разрабатывается АОП ДО для обучающихся с ОВЗ:
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и
позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с
амблиопией и косоглазием).
-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(далее - НОДА).
-АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
-АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).
-АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее - У О).
-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития (далее - ТМНР).
Слайд 5.
Дошкольное образование дети получают в ДОО в группах нескольких направленностей . В ДОО города существуют группы общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности.
Группы общеобразовательной направленности реализуют ООП ДО, разработанную на основе ФОП;
Группы компенсирующей направленности реализуют АОП ДО ,разработанную на основе ФАОП .Программа разрабатывается на ту нозологическую группу обучающихся с ОВЗ которая указана в уставе ДОО, в положении о группе компенсирующей направленности; например: АОП ДО для детей 5-7 лет с ТНР
Группы комбинированной направленности реализуют две программы: ООП ДО и АОП ДО для обучающихся с ОВЗ.
На ДОО пишется одна АОП ДО (в нее вносятся из ФАОП модули на те категории воспитанников, которые есть по Положению (локальному акту) в ДОО), пишется на 5 лет.
!!! Нет индивидуальных адаптированных программ.
Слайд 6.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования есть раздел «Коррекционно-развивающая работа». Целевые группы обучающихся , которым в ДОО оказывается коррекционно-развивающая помощь разнообразны:
1.Нормотипичные дети с кризисом развития.
2. Дети с ООП:
-часто болеющие дети;
-испытывающие трудности в усвоении программы;
-одаренные дети;
-дети с ОВЗ;
-дети-инвалиды;
3.Дети находящиеся в ТЖС.
4. Дети «группы риска» с негативными проявлениями в поведении.
В ДОО есть такой локальный акт, как «Положение о консилиуме ДОО» (ППк ДОО). С обучающимися целевых групп идет в ДОО коррекционно-развивающая работа (в виде индивидуальных коррекционно-развивающих занятий) . Вся работа с конкретным ребенком строится с учетом его особых образова.тельных потребностей и рекомендаций ППк ДОО. Реализация КРР с ребенком с ОВЗ или ребенком- инвалидом осуществляется в соответствие с ФАОП ДО.
Слайд 7,8.
По структуре в ФАОП ДО 3 раздела, внутри каждого раздела есть изменения.
Целевой раздел.
1.Поменялись цель и задачи
Цель ФАОП: обеспечение условий для полноценного развития детей с ОВЗ Задачи:
-реализация содержания АОП ДО;
-блок коррекционно-развивающих задач;
-формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности
Принципы выделены отдельно для каждой группы детей с ОВЗ.
2.Планируемые результаты расписаны в виде целевых ориентиров (начиная с раннего, к 3 м годам, у обучающихся с ТНР –начиная с младшего ,у обучающихся с НОДА –с младенческого к 1 г., у обучающихся с ЗПР-с раннего к 2г.)
Планируемые результаты, которые будут прописываться в АОП ДО , не могут быть ниже тех, которые заданы в ФАОП ДО, выше-да, ниже-нет.
3.Раздел «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
В п. 10.5.4. ФАОП предусмотрена система мониторинга (педагогическая .диагностика) динамики развития обучающихся, динамики их образовательных достижений, основанная на наблюдении.
Содержательный раздел.
Он больше проработан, в нем задачи и содержание образовательной деятельности по 5 образовательным областям для каждой категории воспитанников с ОВЗ по возрастам.(н-р, у НОДА- с раннего, у ТНР-с младшего).ДОО свободны в выборе содержания образования, выборе образовательных технологий. Парциальные ,авторские технологии остаются. Коррекционно-развивающая работа прописана по каждой категории воспитанников.
Федеральная рабочая программа воспитания. В ФАОП ДО эта программа изложена в трех разделах (целевой ,содержательный ,организационный).
Цель и задачи сформулированы по возрасту с учетом психо-физических особенностей детей с ОВЗ.
Планируемые результаты( звучит как «портрет воспитанника») разделены для ребенка с ОВЗ( до3 лет , до8 лет) и ребенка с УО (по степеням выраженности интеллектуального нарушения).
Задачи в содержательном разделе сформулированы по направлениям воспитания (патриотическое, здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, трудовое воспитание, воспитание познания). Приоритет отдается формированию общей культуры личности дошкольников с ОВЗ ,воспитание на основе духовно-нравственных ценностей.
В организационном разделе отражено взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ, воспитательная предметно-пространственная среда.
Организационный раздел.
В организационном разделе ФАОП ДО прописаны психолого-педагогические условия обеспечения развития ребенка каждой целевой группы. Федеральный календарный план воспитательной работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ с изменениями от 24 сентября 2022 г. № 371 – ФЗ Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. ФАОП ДО разработана в соответствии с нормативными документами
ФАОП ДО – нормативный документ, в соответствии с которым организации осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (АОП ДО) для обучающихся с раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Что такое ФАОП ДО?
АОП ДО для обучающихся с нарушением слуха. АОП ДО для обучающихся с нарушением зрения. АОП ДО для обучающихся с ТНР. АОП ДО для обучающихся с НОДА. АОП ДО для обучающихся с ЗПР. АОП ДО для обучающихся с РАС. АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью. АОП ДО для обучающихся с ТМНР. АОП ДО для обучающихся с ОВЗ:
Группы общеобразовательной направленности- реализуют ООП ДО, разработанную на основе ФОП ДО Группы компенсирующей направленности - реализуют АОП ДО ,разработанную на основе ФАОП ДО . Программа разрабатывается на ту нозологическую группу обучающихся с ОВЗ которая указана в уставе ДОО, в положении о группе компенсирующей направленности. Группы комбинированной направленности - реализуют две программы: ООП ДО и АОП ДО (до 3 категорий воспитанников). Виды групп (направленность )
1. Нормотипичные дети с кризисом развития. 2. Дети с ООП: -ЧБД; -испытывающие трудности в усвоении программы; -одаренные -дети с ОВЗ; -дети-инвалиды; 3.Дети находящиеся в ТЖС. 4. Д ети «группы риска» с негативными проявлениями в поведении. Коррекционно-развивающая работа в ДОО с целевыми группами обучающихся( ППк )
Особенности ФАОП ДО
Структура ФАОП ДО