Для родителей


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Деловая игра

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2022

Деловая игра «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Цель:  актуализировать знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

  •  Повысить профессиональную компетентность родителей по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  •  углубить теоретические и методические знания родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  •  обобщить знания родителей об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
  •  вызвать интерес родителей к данной теме.

Форма: деловая игра.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Ребёнок -дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.

А что такое Родина? … Как вы понимаете это?...

Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »

А что по вашему мнению означает слово патриотизм?... 

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм  предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства 

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.

У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное. 

Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.

Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:
- создание развивающей среды;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии).

Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы.

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Ход игры.

Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.

Станция № 1. Эрудиты

Вопросы к I команде. Вопросы ко II команде.

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .

3. Что означают цвета Российского флага?

БЕЛЫЙ

Справедливость, Мир, благородство, чистоту

СИНИЙ  

Отвагу, Трудолюбие, вера и верность

КРАСНЫЙ  

Сила, кровь, пролитая за Отечество

4. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

 Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви.

-единство;

-верность;

-силу;

-власть.

5. Официальная эмблема государства. (Герб.)

6. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

7. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?

-Областным законодательством;

-Федеральным конституционным законом;

-Местным законодательством.

8. Назовите города федерального значения

(Москва, Санкт – Петербург) .

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)

 10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.) .Достаточно год.

11. Кто основал Москву?

(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)

12. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.)

Станция № 2. Экологическая акция

Акция «Здоровая среда – дело каждого». Я предлагаю вам присоединиться к данной акции и составить свой план работы  ДОУ на лето 2016 года (на месяц).

Например:

-Создание детского экологического патруля  «Лесовичок и компания»;

-Конкурс–проектов: «Участок моей мечты»;

-Акция по озеленению территории ДОУ «Здесь - должно быть дерево»;

-Детская экспедиции в экологический центр.

Станция № 3. Знатоки русской народной культуры

Вопросы к I команде. Вопросы ко II команде

1.Перечислите русские народные песни. (СОЛДАТУШКИ, БРАВО, РЕБЯТУШКИ!  ОЙ, ТО НЕ ВЕЧЕР! ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА). Перечисляют по очереди.

2. Перечислите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима»)

3.Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», проведены драматизации по сказкам:«Колобок», «Жихарка», «Заюшкинаизбушка», »Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль»)

Станция № 4. «Правовая академия»

Вопрос к I команде .Вопрос ко II команде

1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).

В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН?

(0-18 лет) .

2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).

 С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения?

(с 3 лет) .

3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца?

(Похищение детей)

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

(Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке) .

Станция № 5. «Цветы толерантности»

Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.

 Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. Я раздам вам лепестки и примеры.

Задание I команде

Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной личности:

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие;

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим людям;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность;

- гуманизм;

- умение слушать;

- несклонность осуждать других

Задание II команде

 Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности:

- желание быть толерантным;

- стремление человека стать лучше;

-постоянное саморазвитие (личностный рост) ;

-умение ставить себя на место других;

- не осуждать;

- замечать мелочи и тонкости;

- замечать особенности ситуации;

- подключать интуицию и воображение;

- расширять свой круг общения;

-знакомиться с другими культурами (традициями) ;

-улучшить самоконтроль.

Рефлексия «Всё в наших руках»

На основании проведенной игры, предлагаю вам выбрать и записать основные направления нравственно - патриотического воспитания и записать их на гранях кубах.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Воспитание патриотических чувств у детей в ваших руках.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Деловая игра для родителей

«Воспитать патриотов России»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2022

Цель:

-создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

Задачи:

-формирование представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

-формирование у родителей понимания актуальности работы по воспитанию нравственно - патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

-создание условий для самообразования родителей в данном направлении.

Ход игры

Ведущий читает стихотворение:

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Г.Ладонщиков

Ведущий

-Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашаем Вас принять участие в деловой игре «Воспитать патриотов России…», но для начало нам нужно познакомится

Игра-разминка

«Снежный ком».

Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

- Воспитать патриотов России – это значит:

- Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

- Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

- Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

- Воспитывать патриотов сегодня – это значить обеспечить будущее завтра.

Разминка

«Комплименты»

Стоя в кругу, дети и родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Рекомендации:

1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное»«сладкое»«цветочное»«молочное» слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Ведущий.

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем подучить.

Ведущий.

– С чего начинается Родина… с изучения своей страны.

- Предлагаем участникам деловой игры первое задание. Каждой команде даётся по две карточки с ребусами. Нужно отгадать слова понятия,  относящиеся к нашей деловой игре.

https://pandia.ru/text/82/383/images/img1_95.png  Герб

https://pandia.ru/text/82/383/images/img2_61.png  Гимн

https://pandia.ru/text/82/383/images/img3_41.pngРоссия

https://pandia.ru/text/82/383/images/img4_33.png Честь

https://pandia.ru/text/82/383/images/img5_29.png Родина

https://pandia.ru/text/82/383/images/img8_26.png Победа

https://pandia.ru/text/82/383/images/img9_42.jpg Память

Ведущий.

- С чего начинается Родина…Со сказок, легенд. былин, потешек, пословиц, поговорок…С младенчества ребёнок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание: нужно восстановить пословицы
1. Нет в мире краше ....... когда над ней крыша одна.
2. Глупа та птица, ....... а своё село всё на уме.
3. Если дружба велика, ....... чем с родной земли сойдет
4. Семья сильна, ....... хорошие дети растут.
5. Человек без Родины ....... будь и сыном своего народа.
6. В хорошей семье ....... что соловей без песни.
7. Будь не только сыном своего отца ....... Родины нашей.
8. Козак скорее умрет, ....... которой свое гнездо не мило.
9. Живёшь на стороне, ....... будет Родина крепка.


Задание:  нужно вспомнить и дописать
1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …..(преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)

Задание: вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу иностранной.

Разговорами риса не сваришь (кит.) - Соловья баснями не кормят

Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее. (анг.) – Баба с воза – кобыле легче.

Голова - венец телу, а глаза лучшие алмазы в том венце (азерб.) – Глаза – зеркало души.

Тот не заблудится, кто спрашивает (финн.) – Язык до Киева доведёт.

Ведущий 

- С чего начинается Родина…с малой родины, родного края, города, улицы, двора, где человек родился и вырос. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаем словесную игры «Какое оно, наше село Мурзицы?»

Задание: придумайте по два определения на каждую букву названия села.

М – милый, многолюдный, мировой

У – удивительный, уважаемый, увлекательный

Р – радостный, родной

З – загородный, золотой

И – интересный, идеальный

Ц- царственный, цветущий,

Ы

Ведущий.

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою.

Задание: исключи два лишних понятия .

1. Назови две лишнии птицы, которые не водятся в Нижегородской обл: дрозд, синица, свиристель, казуар, озёрная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар- Бразилия, родственник страуса)

2. Назовите две лишние реки, которых нет в Нижегородской обл. ; Истра, Серёжа, Тёша, Ветлуга, Ахтуба. Ломовка. (Ахтуба – левый приток Волги, Волгоградская обл, Истра – Московская обл.)

3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут в нашей обл.: шиповник, мята, полынь, элеуторококк, календула, лимонник. (Лимонник- Северный Китай, Дальний Восток. Элеуторококк- Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи).

(вопросы устно)

1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)

2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? (В полёте, т. к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)

3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)

4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)

5. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)

6. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)

7. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Ведущий

-  Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
- И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
- Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Консультация для родителей

«Люби и знай Оренбургский край»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2021


Край роднойродимый край – милая сторонка,

Где лесов зеленых рай, птичье пенье звонко!

С нами, с нами навсегда родины виденье,

И зовет к себе, зовет – то боготворенье.

Мы живем в огромной стране. Называется она Россия. 

Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос.

Какая притяжательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края.

Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

 Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям.

Что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе занимаем мы взрослые.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родному краю и родной стране.

Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры, невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Любой край, область, город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Для этого нужно знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городуродной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе ознакомления детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Он не может проходить от случая к случаю.https://documents.infourok.ru/7fd4adad-30d9-4fce-b375-9efba3a0e9e7/0/image002.jpg

Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

В нашем детском саду мы, воспитатели, и педагоги уделяем большое внимание работе по формированию у детей духовно нравственных норм и привитию им любви к родному краю, начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска детей в школу.

В каждой возрастной группе есть уголки, посвященные традициям нашего края.

Народные праздники и традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре. В своей работе с детьми начиная с самого раннего возраста, мы широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы). Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди нашего родного края – все это мы стараемся передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Эти чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина»«государство»«общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.)

Наибольшую трудность вызывает работа по знакомству детей дошкольного возраста с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что можно понаблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с историей родного города, почему город возник именно на этом месте. Объяснить название города и самых древних улиц, рассказать об основателях города, устроить экскурсию по городу.

Серию рассказов посвятить знакомству с символикой родного города и области.https://documents.infourok.ru/7fd4adad-30d9-4fce-b375-9efba3a0e9e7/0/image003.jpg

Знакомство с достопримечательностями города необходимо проводить в определенной последовательности, чтобы в нем были логика и постепенное усложнение сообщаемых детям знаний.

 

1. « История возникновения города» с места нахождения, где для жизни были благоприятные условия (вода, лес и др.), откуда пошло название города, кто его основал?

2. «История названия города» происхождение названий первых улиц в городе, название отдельных улиц, в которых отражена история города, страны, подробное изучение названий близлежащих улиц, где живут дети, находится детский сад.

3. «Здания города» в городе много разных по значению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы, театры и др.

Наиболее красивые здания города – театр, вокзал, гостиница.

Особые здания – храмы, церкви, исторические памятники, памятники искусства.

4. «Они прославляли свой город, они прославляли свою страну»  о людях, прославивших город, страну, как увековечена память о них.

Организовать экскурсию к памятникам героев, рассмотреть фотографии. 

Если это художник, рассмотреть репродукции его картин.

Если поэт, почитать стихи, отдельные стихи или отрывки выучить наизусть, писатель – познакомить с произведениями автора, композитор – послушать запись его произведений.

5. «Места отдыха жителей города» в городе много мест.

Где можно отдохнуть всей семьей – парки, стадионы, театры, музеи. Подробно объяснить детям, что такое музей, для чего люди создали музей. Какие бывают музеи? Только после этого можно рассказать детям о музеях родного города – краеведческом, художественном и т.д.https://documents.infourok.ru/7fd4adad-30d9-4fce-b375-9efba3a0e9e7/0/image004.jpg

Знакомя детей дошкольного возраста с родным городом, необходимо помнить, что история города неотделима от истории страны. Поэтому в старшем дошкольном возрасте серию рассказов необходимо посвятить Оренбургскому краю, а затем и истории России, знакомству с нашей столицей, ее достопримечательностями, героическим и культурным наследием.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край и страну.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Консультация для родителей

«Наша родина – Россия»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2021


Мы почти с рождения начинаем учить кроху различать цвета, узнавать животных и     растения, рассказываем ему об устройстве планеты. Но почти никогда ничего не говорим о нашей стране, об истории нашей Родины.
Познакомьте ребенка с родным городом!
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, парикмахерская, универмаг, рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Родной город… в каком бы городе вы ни жили – это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольников. В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края… — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Как рассказать ребенку о России?

• Сходите в краеведческий музей.
• Расскажите детям о войне на примерах наших бабушек и дедушек.
• Покажите крохе на карте, какая наша страна огромная, какие у нас леса, моря, поля, какие животные. Расскажите про наш климат. Для наглядности можно сравнить размер России с размерами других стран.
• Можно самостоятельно сделать книжку о России с крупными картинками и изучать ее вместе с ребенком.
• Посмотрите вместе с крохой традиционные российские сувениры (например, матрешку), распечатайте ее, чтобы раскрасить, напеките пирожков с капустой или блинчиков с вареньем (что-то из традиционной русской кухни), поставьте русские народные песни («Калинка ? малинка») и водите хоровод.
• Вместе нарисуйте и раскрасьте российский флаг.
• Посмотрите и попробуйте сыграть на русских народных инструментах (например, на гармошке).
• Девочкам интересно будет сделать и украсить кокошник.


Факты о России, которые будут интересны детям
• Россия самая большая страна в мире. Ее площадь занимает 17,1 миллион квадратных километров.
• Россия граничит с 18 странами. Общая протяженность границ ? 60 тыс. км, более 20 тыс. из них ? сухопутные. Это самая большая граница в мире.
• Леса занимают 60% территории нашей страны.
• Россия единственная в мире страна, омываемая 12 морями: Черное, Азовское, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово, Каспийское.
• Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек.
Пусть ваша влюблённость в родной город, ваше деятельное участие в его судьбе послужит примером сыну, дочери.

Стихи о России, которые можно выучить с малышом

Необъятная страна
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)


Россия
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России —
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П. Синявский)

О празднике День России

12 июня — День России
День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. Поначалу он назывался «День независимости России». А появился этот праздник потому, что 12 июня 1990 года на Первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством, основанным на принципах равноправия и партнерства. Тогда, в 1990 году, Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина день 12 июня был объявлен государственным праздником России. А в 1994 году Президент издал новый Указ, по которому праздник стал называться «День России».
У каждого государства есть свой флаг и свой герб. Раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Но Декларация о государственном суверенитете России обозначила, что появилось новое государство, а значит, необходимо было создать новые Государственный герб и Государственный флаг. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После долгого обсуждения комиссия предложила, чтобы флаг России был трехцветным — бело-сине-красным, а на российском гербе был изображен золотой двуглавый орел на красном поле. И в 1993 году Указами Президента Б. Н. Ельцина флаг и герб были утверждены.


Герб России
Герб с золотым двуглавым орлом на красном поле напоминает гербы конца XV-XVII веков. Рисунок орла похож на те рисунки, что украшали памятники эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет — как всей Российской Федерации, так и ее частей.
Скипетр и держава олицетворяют государственную власть и единое государство. Изображение всадника, поражающего копьем дракона, — это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России символизирует неразрывность отечественной истории. Герб современной России — новый, но его составные части выполнены в традициях истории нашего государства.
Флаг России
Флаг является одним из важных символов государства. Государственный Флаг России — символ единения и согласия, национальной принадлежности и культуры. И если вы подойдете к правительственному зданию, то непременно увидите, что над ним развевается российский флаг.
Флаг — это знак уважения к Родине. За осквернение флага следует строгое наказание, как за оскорбление государства.
Каждый цвет российского флага имеет свое значение:
белый — мир, чистота, совершенство;
синий — вера и верность;
красный — энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Флаг Российской Федерации вывешивается на стенах зданий государственных учреждений или поднимается на мачтах-флагштоках в дни государственных праздников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Консультация для родителей

«Семья и семейные ценности»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2021

Консультация для родителей.

Тема: «Семья и семейные ценности»

Что такое семья?

      Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

     В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

     Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

         Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

 

https://fsd.videouroki.net/html/2017/09/17/v_59be4c4380f5a/99694226_1.jpeg

О семейных традициях


        Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

      Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

       В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

        Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

       Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

       То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

        Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

         Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

            Семейные традиции :

- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";

- в вашей семье состоится то, что заведено;

- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";

- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

     Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

      Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Можно придумать специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

      День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

         Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Пусть будет уютно и светло в Вашем доме.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Консультация для родителей

 «Россия – многонациональная страна»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2021

Уважаемые родители!

Во всем мире и в нашей стране происходит миграция (переселение) населения, а также активный отдых людей за пределами родины. Национальный состав многих народов становится смешанным. Появляется много семей, в которых родители разных национальностей, разной веры, так называемые смешанные семьи.

Сейчас люди разных стран, каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство, где у ребёнка формируется отношение к окружающему миру. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, у ребёнка постепенно формируются определённые оценочные суждения, касающиеся тех или иных фактов окружающей жизни. Поэтому начинать воспитание человека, как часть большого мира, нужно с младшего возраста, с ознакомления с культурой нашей Родины. Отсюда наметились следующие приоритеты:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

Широко использовать все виды фольклора (потешки, прибаутки, сказки, хороводы, поговорки, пословицы).

Народные праздники, традиции.

Народно – прикладное искусство.

Знакомство с ближайшим окружением.

В русском народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, дружба, отзывчивость. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает оценка различных жизненных позиций, высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё расширяет кругозор детей.

Но не всё, что окружает ребёнка равнозначно в воспитательном процессе, поэтому важен выбор объектов, о которых следует рассказать детям. Знакомство детей с народами разных стран происходит через чтение художественной литературы (народные песенки, потешки, стихи, сказки), знакомство с животными разных стран, предметами быта (обувь, одежда, игрушки, мебель), растениями…

Период четырёх-пяти лет является оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.

Формирование доброжелательного отношения к представителям разных народов должно носить поступательный характер, идти от близкого - к далёкому, а так же проводиться в тесном сотрудничестве с сотрудниками дошкольного учреждения.

Детям этого возраста доступно усвоение элементарных представлений о труде и быте некоторых народов, их национальных традициях, праздниках, творчестве.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются:

чувства дружбы между народами единой страны проживания;

чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к человеческому роду;

большой и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих;

уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурам, традициям, обычаям.

На протяжении всей работы необходимо формировать у детей понимание, что, у всех людей на планете, есть что – то общее. Это:

человеческие потребности (в еде, воздухе, воде, жилище, внимании, одежде, здоровье…),

жизнь в семье, обществе

труд (производства, орудия труда, инструменты, материалы, ресурсы),

символы государства,

жизненный уклад,

праздники, традиции, обычаи,

взаимосвязь живых существ на Земле и их зависимость друг от друга.

Но каждый народ имеет и свои особенные стороны. Эти особенности обусловлены:

характером и психологией каждого народа,

особенностями исторического развития,

географическим  местоположением (степи, горы, леса, тундра, на юге, севере, средней полосе и т.д.),

природными и социально – экономическими условиями (крупный или маленький город, деревня, и т.д).

Каждый народ имеет и свои особенные нравственные черты. Некоторые национальные черты наиболее характерны отдельным народам.

Например:

русскому народу присущи – открытость, самоотверженность, смекалка, находчивость, иногда – бесшабашность;

грузинам – горячность, щедрость, оптимизм;

татарам – верность в дружбе, надёжность;

немцам - склонность к порядку, системе, точность во всём, педантичность;

украинцам – неторопливость, исполнительность, общительность;

евреям - интеллектуальность, дипломатичность;

народам Средней Азии – почитание старших, авторитет аксакалов;

полякам – гордость, чувство собственного достоинства, франтоватость.

Каждый народ уникален, каждый народ вносит вклад в мировое общество, в развитие и культуру нашей планеты. Поэтому, ненавязчивая, доступная, интересная, разносторонняя работа с детьми по данной теме поможет в формировании кругозора ребенка, познанию географических начал, воспитанию гуманистических, патриотических



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Круглый стол для родителей

«Оренбуржье – хлебный край»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2023

         

             Воспитатель  встречает родителей в зале.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть  в нашем зале.  Тема нашей сегодняшней встречи «Оренбуржье – хлебный край»

             Оренбуржье – хлебный край!

Едем с папой на машине,
На машине грузовой.
А вокруг такое чудо –
Край любимый, край родной!

Проезжаем лес, деревню,
За деревнею – поля!
Здесь у нас пшеница зреет,
Будет с хлебом вся страна!

Рожь, ячмень, овёс и просо —
Всё растёт, ну просто рай!
Ведь недаром Оренбуржье
Называют – хлебный край!

Хлеб  это великое богатство нашей необъятной 
Родины, а знаменитый оренбургский каравай является визитной карточкой нашего города. Наш, Оренбургский край называют  хлеборобным., целинным.
На полях Оренбуржья выращивают рожь, ячмень  и пшеницу . А много лет тому назад, там где сейчас хлебные поля, была степь.- непаханая целина.

Издавна считалось, что в степи хлеб не родится из-за непригодности земли и суровой Уральской погоды. Поэтому землю не пахали столетиями. В степях Оренбуржья  шумел ковыль.

  В 1954 году на призыв государства осваивать необжитые земли откликнулись более 1, 5 миллиона юношей и девушек страны и в Оренбургскую область потянулись поезда с молодежью страны. Особенно много целинных земель было вспахано в Адамовском, Первомайском, Домбаровском, Новоорском районах.

    Ожившая степь оплатила труд людей хорошим урожаем. Страна получила хлеба в 2,5 раза больше, чем раньше

  Родина по заслугам оценила подвиг целинников: Оренбургская область награждена двумя орденами Ленина: за освоение целины и за высокий урожай хлеба.

Где шумел ковыль веками,

Колыхал свою волну,

Комсомольскими руками

Поднимали целину!

Старинная народная пословица гласит « Если хлеб на столе то и стол- престол, а когда хлеба ни куска- то и стол- доска! Вот и сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица - это кладезь мудрости! Наша разминка так и называется « Кладезь мудрости»:

1 Хлеб везде хорош - и у нас, и за морем.

2. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

3. Ржаной хлеб всему голова.

4. Хлебушко калачу дедушка.

5. Худ обед, коли,  хлеба нет.

6. Полениться - и хлеба лишиться.

7. Калач приедается, а хлеб никогда.

8. Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

9. Много снегу - много хлеба, Много воды - много травы.

10. Пока есть хлеб да вода - не беда.

11. Хочешь есть калачи  - не сиди на печи.

12. Полениться - и хлеба лишиться.

13. Хлеба нет - и корочка в честь.

14. Хлеб сердце человеку укрепляет.

15. Не трудиться - хлеба не добиться.

16. Не и пору обед, как хлеба дома нет.

Беседа « Цена хлеба».

Перед воспитателями и родителями стоит важная  нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определенного поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать нам, взрослым, поэтому контролируйте при детях свое отношение к хлебу.

Ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Я очень вас прошу: берите столько хлеба в магазине, сколько можете съесть.

Вот сейчас для размышления и анализа я хочу прочитать отрывок из воспоминаний одного участника Блокадного Ленинграда. Отрывок называется « Ржаной и черный»  

«Как- то придя с работы в общежитие, мы с ребятами поспорили, кому идти за хлебом: за окном бушевала вьюга. Бросили жребий, и выпало идти мне. Ветер хлестал в лицо, забирался под полушубок, сбивал с ног.

Подойдя к магазину, я глубоко вдохнул теплый запах ржаного хлеба. Купив буханку, запрятал ее под полушубок и вышел на улицу. Обратно идти было легче, ветер дул мне в спину. Я чувствовал у себя на груди теплый хлеб. Он согревал, как живой. Мое появление было встречено на ура. Хлеб, разрезанный на куски, задышал в ладонях, награждая каждого сытным своим теплом.

А мне вспомнилось далекое детство. Война…

Однажды, набегавшись на улице, я заскочил домой и отполосовал от буханки душистый кусок хлеба, воткнул в него нож и прикрыл рушником. Увидев это, мама тихо сказала: «Запомни сынок, хлебу тоже больно, как и тебе. Нельзя с ним так обращаться» На всю жизнь запали мне в сердце ее слова.

« Ешь с хлебом. – в другой раз говорила она, - силы не будет, если хлеб не будешь есть». Кто же не хочет вырасти сильным?»

Конечно, сейчас не те времена, хлеба достаточно, но больно и неприятно видеть, когда мальчик мусолит булку, он уже наелся и не знает, что делать с ней, и выбрасывает ее в первый попавший контейнер.

И еще, почему мы, люди, привыкли называть хлеб черным? Наверное, лучше сказать « ржаной». « Черный» и »белый» - холодные слова. Тогда как от слов « ржаной» и «пшеничный» веет теплом, достатком, добротой человеческих рук.

Я  хочу, чтобы вы сейчас проанализировали этот небольшой отрывок.

Пожалуйста, дайте ответ на вопрос, который задает сам себе автор.

                  Познавательная игра « Хлеб всему голова»

Уважаемые родители, представьте, что вы – отдыхающие санатория.

Внимание, отдыхающие! Только один день! Поездка на море! Просим вас занять места в нашем микроавтобусе. Не упустите свой шанс! Синоптики обещают ухудшение погоды.

Ведущая: Здравствуйте, это передача «Такси» и я, ее ведущая Куракина Татьяна Викторовна. Нет денег на такси, заработай их в такси!

Напоминаю условие игры: вы отвечаете на простые и сложные вопросы и зарабатываете деньги.  Итак,  поехали!

Сейчас  вас ждут простые вопросы, цена которым двести рублей. Готовы ли вы отвечать?

Родители: отвечают

          Отгадать легко и быстро: мягкий пышный и душистый,

            Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый  (Хлеб). 

-  Из чего сварили геркулесовую кашу? Назовите злак (Овес).

- Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба. (Каравай).

- Какие цветы растут среди  колосьев ржи и пшеницы? (Васильки).

  - Какой  хлеб пекут на пасху? (Кулич.)

Молодцы! Вы выиграли 1000 рублей! А мы переходим к сложным вопросам, цена которых 1000 рублей.

 - Музыкальный  вопрос.

            Звучит  вступление  песни  «Москва златоглавая».

 Какие  изделия из теста упоминаются в этой песне? ( Пироги, булочки, бараночки.)

 - Из какой муки  был испечен  Колобок? (Из ржаной.)

 - Как называется пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста? (Баранка)

 - Верите  ли вы , что возраст самого древнего хлеба оценивается в 3,5 тысячи лет? (да.)

 -  Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мед и пряности.)

 -  Я вас поздравляю. Вы ответили на вопросы и выиграли 7000 рублей. Предлагаю супер-игру. Один вопрос - три варианта ответа, и ваша сумма удваивается.

Родители: соглашаются или нет

 - Итак, супер-игра!

Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия Деметре, что в переводе означает «земля - мать». Как еще ее называли?

А) Хлоя (« зелень», « посев»);

Б) Карпофора («дарительница даров земли»);

В) Сито («хлеб», « мука»).

И это правильный ответ! Вы выиграли …. рублей! Поздравляю !

Я предлагаю вам обмен – продукция нашего хлебозавода утолит ваш голод в дальней дороге и позаботится о вашей фигуре.

                                   (Дарю связку баранок.)

А сейчас мы  предлагаем вам прослушать стихотворения

                                    Чтение детьми стихов о хлебе

Ребенок 1: Любим хлебушек душистый,

                   С хрустом, корочкой витой,

                    Ароматный, золотистый,

                    Словно солнцем  залитой.

                    В нем здоровье наше, сила,

                    В нем чудесное тепло,

                     Сколько рук его растило,

                    Охраняло, берегло!

Ребенок 2: У народа есть слова:

                   « Хлеб - всему голова».

                   Славится он первым на земле,

                   Ставится он первым на столе.

Ребенок 3: Хлеб растили хлеборобы,

                   Собирали урожай,

                   Чтобы радовал душистый,

                   Вкусный хлеба каравай!

Заключительная часть

  1. Подведение итогов

Ведущая: Если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе ни занимал, не уважает хлеб и считает, что можно без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.

Наше собрание подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб!

  1. Рефлексия.

Родители берут карточки и крепят к доске:

- кто узнал много нового и было интересно - Солнышко

- кому было интересно, но нового не узнал - Солнышко с тучкой.

- кому было скучно - Дождик.

3.  Я  благодарю всех вас за участие.

А сейчас приглашаю всех на чаепитие!

анкета для родителей «Хлеб всему голова»

  1. Любит ли ваш ребёнок хлеб?

А) Да

Б) Нет

В) Не очень

  1. Какой хлеб он больше любит: черный или белый?

А) Черный

Б) Белый

  1. Как часто ваша семья покупает хлеб?

А) Каждый день

Б) Через день

В) Один-два раза в неделю

  1. Сколько хлеба вы покупаете?

 ---------------------------------------------

  1. Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем

Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба

В) Убираем до следующего раза

      Г) Собираем крошки, остатки  и кормим птиц, домашних животных

      Д) Выкидываем

     

  1. Какая выпечка нравится вашему ребёнку?

      ----------------------------------------------------------

  1. Ваше любимое семейное блюдо из муки или чёрствого хлеба

(пожалуйста напишите название и рецепт)



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 142»

Творческая гостиная для родителей

«Семейный тур в детство»

                                                                                                                                                     

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Куракина Т.В.

Оренбург, 2023

Творческая гостиная «Семейный тур в детство»

Тема : «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольного возраста, как один из факторов чувственного отношения к родственникам»

Участникиродители возрастных групп МДОАУ Детский сад №142 

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей.

Организационный момент.

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»

В. А. Сухомлинский.

Поэтому мы с вами должны быть партнерами в воспитании и развитии наших детей. С этой целью мы приглашаем вас на наши встречи в родительском клубе «Семейный тур в детство»

Сегодня мы поговорим о том, что такое нравственно-патриотическое воспитание в семье, как оно влияет на развитие личности вашего ребенка. Какие традиции у вас в семье, познакомим с тем, как можно составить семейное древо. Поиграем в игру «О русских традициях и обычаях». Пофантазируем в составлении герба своей семьи.

Чтобы настроиться на работу, выполним упражнение – разминку.

Теоретический этап:

1. Упражнение«Знакомство».

Давайте познакомимся, друг с другом. А знакомиться мы будем так: представьтесь и скажите, «Из чего складывается патриотическое воспитание в семье?

(ответы родителей) .

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. Сегодня появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу. Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»«долг»«честь»«Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства. Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках»«Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали?) Знают ли знаменитых предков? и т. д. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)  необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»«любовь к Отечеству»«ненависть к врагу»«трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести   ребенка к пониманию, что мы победили,  потому что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

2. Семейная традиция – норма поведения и добрая привычка.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая состоит из распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. Большинство семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Традиции это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, подготовка поздравления для бабушек и дедушек ко дню пожилых людей в интересной форме. Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей». В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Практический этап

Игровая ситуация «Вопрос – ответ».

У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения. (Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ)

Вопросы на лепестках ромашки

-Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера, каких?

-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?

-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

-Какие подарки Вы дарите детям?

-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Итог после игры «Вопрос – ответ».

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

3. Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга, дружили и играли вместе. Сейчас и мы с вами поиграем.

Деловая игра «О русских обычаях и традициях»

- знатоки старинных слов;

- Знатоки славянского мира зверей;

- Знатоки русского музыкального мира;

- О русских обычаях и традициях;

- знатоки старинных монет и мер длинны;

- Знатоки поэтических образов птиц;

- знатоки славянских месяцев;

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

4. Презентация семейного опыта Матрёниных «Патриотическое воспитание в моей семье».

5. Презентация «Что такое семейное древо и как его составить» 

6. Давайте пофантазируем «Герб моей семьи».

7. Заключительная часть:

- оправдались ли Ваши ожидания от заседания клуба?

- Что было значимым для каждого из Вас?;

- Изменилось ли понимание Вами данного вопроса?;

- Решите ли Вы, что наше заседание клуба подкрепило Ваше мнение о данном вопросе, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать?

8 Рефлексия: каждый участник отвечает на вопросы письменно.

- Чем полезна именно для Вас данная встреча?;

- Ваши пожелания на следующую встречу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

       

        

   

 Одно из  

 проявлений патриотизма – любовь к природе.        Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

МДОАУ № 142

 

D:\работа\картинки\1228654806_fan9.jpg

Подготовила: воспитатель

Куракина Т.В,

        Воспитать патриота

своей Родины

 ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

D:\работа\картинки\mor313.jpg