Игры и упражнения для развития речи
«По совету логопеда»
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики
Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние отделы мозга. Отвечающие за речь.
Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, открывать и закрывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы. В этом вам помогут специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
1.Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…»
Мы капусту рубим, Стучать ребром ладоней по столу
Мы капусту мнём, Сжимать и разжимать кулачки
Мы капусту солим, «Сыпать соль» перебирая пальчиками
Мы морковку трём. Кулачком правой руки, трём по левой ладошке
- Упражнение с прищепкой «Котёнок»
Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!)
5 4 3 2
Кусается сильно котёнок – глупыш, Левая рука
2 3 4 5
Он думает: это не палец, а мышь,
5 4 3 2
Но я же играю с тобою, малыш Правая рука
2 3 4 5
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушения звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно 3-4 упражнения в день по 3-5 минут.
Специальные игры и упражнения для развития артикуляционной моторики.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«ЗАБОРЧИК» - «РУПОР». Чередование положений губ.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА». Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Список литературы:
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. С.Пб., 2009.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. С.Пб. ЛИТЕРА. 2005.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. С.Пб. 2007.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение» 1989.