Кружок " Занимательная грамматика" 7 класс

Крылова Светлана Васильевна

Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.

Кружок «Занимательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Язык и речь - чудо из чудес

Цели занятия:

  • развитие устной и письменной речи;
  • углубленное изучение материала, который даётся на классных занятиях;
  • обогащение активного словаря

        

Ход занятия.

Землю населяют разные живые существа, от микроскопических бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Этот дар называют божественным, бесценным, бессмертным. Речь называют чудом из чудес!

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами – устно или письменно. Ежедневно мы получаем информацию посредством написанных где-либо слов – читаем книги, газеты и журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески, рекламу и т. д. Гораздо чаще мы пользуемся устной речью – когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык. Каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Для людей это обычное дело – говорить, разговаривать. Так же естественно, как совершать движения, смеяться, петь… Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

«Вы подумайте о чуде: сколько букв—сестёр родных? Тридцать три!

А сколько люди могут слов сложить из них!»

Новая тема: Язык и речь - чудо из чудес.

Обратите внимание на слова писателя В.Г. Короленко:

«Слово—это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…»

Слова состоят из звуков. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки [о], [м], [д]. Никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке – [д], [о], [м], как всякий (говорящий по-русски) поймет, что вы сообщаете о строении, в котором живут люди. Почему так происходит? Много тысяч лет назад звуки, произносимые древними людьми, постепенно становились звуками речи – складывались в определенном порядке, в слова, приобретая определенное значение, называя какой-либо предмет или процесс, какое-то свойство.

Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове кот на первом месте звук [к], на втором – [о], на третьем – [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (бот, кол) или исключим (от, ко), или прибавим (скот), то вместо первоначального слова будем иметь совершенно новые слова (или ничего не получится, кроме набора звуков). Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова.

Нужно помнить и о том, что в каждом языке какое-либо понятие обозначается «своим» словом, состоящим из других звуков сравнительно с русским языком. Получается, что понятие одно, а слова разные. Так возникает разнообразие языков.

Высказывания о русском языке

Вот как говорили о русском языке русские писатели:

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л. Н. Толстой?)

…Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В. Г. Белинский?)

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. (М. В. Ломоносов.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев?)

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. (А. С. Пушкин?)

Кто больше?

Предлагаю  заменить в словах тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). Выигрывает тот, кто подберет наибольшее количество слов.

дом – 

гора – 

бок – 

кочка – 

Звуки речи

Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков – типов, называемых в науке фонемами

В русском языке 41 фонема, но букв, которыми они обозначаются 33.

Звуки делятся на две неравные группы: большую из них образуют согласные, а меньшую – гласные. Их роль в слоге различна: гласные – это звуки, состоящие из голоса и шума и образующие слог; согласные – это звуки, встречающиеся в слоге только с гласными, о чем свидетельствует и их название: согласный, то есть вместе с гласным (как и соавтор, соученик, собеседник). Различно и их произношение.

Как произносятся гласные и согласные звуки? Представьте, что из трубы выливается вода. Попробуйте у края трубы создать препятствие – напор воды усилится. То же происходит и при произнесении согласных звуков. Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Проверить это легко: достаточно на тупой конец карандаша положить маленькую, согнутую в виде буквы г бумажку, поднести карандаш ко рту на расстоянии 7-10 сантиметров и произнести гласный звук, например [а] или [о]. Бумажка не шелохнется. А вот при произнесении согласных, например [б] или [ф], воздух встречает препятствие – бумажка падает.

Кто важнее?

Однажды поспорили между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

– Мы, конечно, важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!

– Ну, это мы еще посмотрим! – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

– А вот и получится! Например, [м].

– Да, только [м], а больше ничего!

– И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

– Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

– О… е… и… а, – пролепетали гласные и смущенно умолкли.

– Вот видите! А если мы скажем фнтк, так всякий догадается, что это фонетика.

– Ну, хорошо. А вот вы попробуйте произнести без нас такие слова, как яма, ухо, ёлка, если и сотни других.

Согласные произнесли что-то невнятно и тоже умолкли. А вы как думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Кто больше?

Предлагаю, каждому участнику игры написать в столбик все буквы алфавита. Задание: слева и справа от каждой буквы дописать еще по одной букве, чтобы получились слова (желательно имена существительные) – со всеми буквами алфавита в середине.

Редкая буква

В русском языке редкой считается буква э. Здесь приведены краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Ваша задача написать напротив это слово.

1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.

2) Вид соревнования в беге.

3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.

4) Широко распространившаяся заразная болезнь.

5) Команда корабля, самолета, танка.

6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.

7) Себялюбивый человек.

8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.

9) Очень срочный, спешный, неотложный.

10) Упругий, гибкий.

11) Изысканный, изящный.

12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир).

13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.

14) Сокращенное название эскадренного миноносца.

15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.

16) Помост для казни.

17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны.

18) Отражение звука от предметов.

19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы.

20) Вывоз товаров за границу.

21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке).

22) Научный опыт.

23) Проверочное испытание по учебному предмету.

24) Предварительный набросок рисунка, картины.

25) Короткое сатирическое стихотворение.

26) Мороженое, глазированное шоколадом.

Задание на дом. Вспомните или найдите в словаре как можно больше слов на букву э, чтобы на следующем занятии можно было провести короткое соревнование – игру «Кто больше?».

Подведение итогов занятия

— Каким главным даром обладает человек?

— Что вам особенно понравилось на занятии?

Внимательно относитесь к нашему русскому языку, к нашей русской речи. Старайтесь больше узнавать о происхождении слов. Следите за тем, чтобы ваша речь была правильной. Бережно пользуйтесь этим чудесным даром — способностью говорить!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Необычные правила Занятие 2

Слайд 2

Цели: - проверка знаний и умений учащихся в различных разделах лингвистики; - создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера; - развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения; формирование умения творческого применения знаний; - расширение кругозор учащихся; - воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи.

Слайд 3

Предлагаю вашему вниманию рисунки из альбома «Русский язык в котах» художницы Dalwen ( это ее ник в инете ). Это русская художница, которая создала картинки – напоминалки . Наша задача вспомнить правила, которые проиллюстрированы художницей.

Слайд 4

Правописание ни- и не- в отрицательных местоимениях.

Слайд 5

Не допускайте ошибок в правописании личных окончаний глаголов ехать - есть Мы к вам ед и м? Скоро будем у вас. Ешьте дома.

Слайд 6

Правописание проверяемых гласных в корне слова

Слайд 7

Орфоэпические нормы. Запомните произношение слова позвонИть

Слайд 8

Правописание - тся и - ться в глаголах

Слайд 25

Домашнее задание: Привести примеры правил русского языка в стихах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путеводные звёзды орфографии Занятие 3.

Слайд 2

Содержание: Раздел языкознания, который изучает происхождение и историю развития слов. Этимология и орфография. Этимологические словари – «путеводные звезды орфографии». Это интересно! Проверь себя!

Слайд 3

Этимология – раздел языкознания, который изучает происхождение и историю развития слов . Сведения о происхождении и истории развития слов могут во многих случаях превратить непроверяемые написания в проверяемые и упростить их запоминание.

Слайд 4

Этимологические словари - «путеводные звезды орфографии». Когда в учебнике нет правила, проясняющего правописание необходимого слова, можно найти тропинку для памяти по этимологическому словарю. Именно словари помогают восстановить забытые словообразовательные и смысловые связи между словами. Это позволяет во многих случаях сделать непроверяемые написания проверяемыми, а значит, и легко запоминаемыми.

Слайд 5

гвозд ика гвозд и

Слайд 6

Понедельник – день после воскресенья ( недели) П О н Е дельник – пО сле нЕ делать

Слайд 7

Основной принцип русской орфографии – морфологический. Значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, окончания) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Гласные пишутся так, как они произносятся под ударением ( врЕдить - врЕд ); а согласные – так, как они произносятся перед гласными. ( зу Б – зу Б ы ). Вот почему мы продолжаем писать одинаково буквы в словах, которые уже давно перестали быть родственными и однокоренными.

Слайд 8

Запомните В И негрет – от фр. Vinaigre – « в И нный уксус» Т Е рритория , т Е рраса , т Е ррариум – от лат. TERR a «земля» Т ЕРР орист – от лат. TERR or «страх, ужас» РЕШ ётка – про РЕХ а Воз РАЗ ить , от РАЗ ить , по РАЗ ить , по РАЖ ение – раз (др.рус. сущ. – «одиночный удар» К О мпания друзей – от лат. прист. Com - значение совместимости+ корень panis «хлеб» (совместный хлеб) К А мпания (рекламная) –от лат. C A mpus «поле, место боевых действий».

Слайд 9

ПОДУМАЙТЕ! Что объединяет слова: порт, импорт, транспорт, портмоне, портфель, портативный, рапорт, транспортир, паспорт, портьера?

Слайд 10

Port – лат. 1. «ворота, выход»; 2 . «носить, возить».

Слайд 11

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, учитывая происхождение слова Л.. ловый Об.. яние Гл.. диолус К.. рнавал Ф.. нтан В..гон П.. рчатка М..як

Слайд 12

происхождение слова др.инд. « лИлак »-темно-синий русск. « обАяти »-околдовать словами греч. « глАдиус »- меч итал . « кАрно »- мясо, « вАле »- прощай лат. « фОнтис » - родник, источник нем. « вАген » ст.-слав . « пЕрст » - палец русск. « мАять , махать»

Слайд 13

Снимите шапку-невидимку Найдите в следующих группах слов этимологические приставки. Обратите внимание на то, повлияло ли пребывание под шапкой-невидимкой на их правописание? А) Довольный, дозор, доказать, достать, дотла; Б) Заглавие, заказать, замечательный, запад, затылок; В) Комбинация, компания, композитор, компот, компромисс; Г) Конвой, консервировать, консервы, конкурент; Д) Катакомбы, каталог, катапульта.

Слайд 14

Подведем итоги Наука, изучающая происхождение и историю развития слов? Почему этимологические словари называют «путеводными звездами орфографии»? Назовите основной принцип русской орфографии.