Опыт работы
Развитие познавательной активности старших дошкольников при ознакомлении с социальной действительностью на основе технологии «лента времени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_goliusovoy_n.i._mdou_no4_mayskiy.docx | 69.66 КБ |
prilozheniya.docx | 53.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Голиусова Наталья Игоревна
Содержание
Раздел I. Информация об опыте…………………….……………..………. | 3 |
Раздел II. Технология опыта …………………………………..…………… | 7 |
Раздел III. Результативность опыта ……………………………………….. | 13 |
Библиографический список ……………………………………………….. | 15 |
Приложение к опыту ………………………………………………………. | 16 |
Раздел I.
Информация об опыте
1.1. Условия возникновения, становления опыта
Основная задача образовательной политики государства на современном этапе – это достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 п. Майский Белгородского района белгородской области», функционируя в режиме развития на территории Майского поселения с 1985 года, обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Являясь открытой социально - педагогической системой, дошкольная организация осуществляет сотрудничество с учреждениями, расположенными на территории Майского поселения: с МОУ «Майская гимназия»; Майским Дворцом культуры; районной библиотекой п. Майский; МБУК «Домом ремесел Белгородского района»; МОУ ДОД «Детская школа искусств п. Майский».
Взаимодействие с социальными партнерами помогает педагогам детского сада в формировании у дошкольников опыта взаимодействия с окружающим миром, осознания ими смысла социальных явлений.
Образовательная программа МДОУ «ЦРР – детский сад№4 п. Майский» нацелена на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [12]. Педагогический коллектив, организуя воспитательно-образовательный процесс, решает задачи обогащения детского развития, позитивной социализации, поддержки познавательной активности и инициативы детей в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательное пространство дошкольной организации обеспечивает максимальный психологический комфорт, создает возможности для реализации права ребенка на свободный выбор деятельности, степени участия в ней. В целях личностного роста педагогами организованы: игровые центры в группах и на территории детского сада; научно-исследовательский, экологический и краеведческий модули, зоны и центры безопасности жизнедеятельности.
Одним из приоритетных направлений центра развития является познавательное развитие дошкольников.
Мониторинг реализации образовательной области «Познавательное развитие», проведенный в мае 2014-2015 учебного года по диагностическим картам Н.В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (6-7 лет) показал достаточно высокий уровень развития интеллектуальной сферы старших дошкольников. Об этом свидетельствует их информированность и любознательность, интерес ко всему, что связано с рукотворным миром человека, любовь к экспериментированию. Однако мониторинг позволил выявить проблемы в познавательном развитии, которые связаны с тем, что у некоторых детей снижен интерес к предметному миру, многие воспитанники не всегда способны самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, не выделяют результат познания. Так, по критерию диагностических карт «Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику, профессии. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса») - средний балл в подготовительных группах составил 3,9. По критерию «Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определении свойств незнакомых предметов» - средний балл составил 3,8, в то время как нормативными вариантами развития можно считать средние значения больше 3,8 балла.
Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы определилась необходимость повышения качества образовательного процесса по реализации образовательной области «Познавательное развитие».
1.2. Актуальность опыта
В основополагающем федеральном документе «Национальная доктрина образования в Российской федерации» сказано, что система образования призвана обеспечить «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования…».
Дошкольное детство – время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит его приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.
В федеральном государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, в соответствии с которыми на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связям; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 г. №996-р) в качестве приоритетного выделено такое направление развития воспитания как «обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, популяризация научных знаний среди детей». Это предполагает, прежде всего, создание условий для познавательного развития и «получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества» [9].
Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживается противоречие между необходимостью формирования познавательной активности и недостаточной теоретической и практической разработанностью доступных для применения в дошкольной организации современных методов и технологий, которые удовлетворяли бы образовательные потребности современных детей.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании в дошкольной организации необходимых педагогических условий для развития познавательной активности дошкольников при ознакомлении с социальной действительностью на основе технологии «лента времени».
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с апреля 2014г. по август 2017г.:
I этап. Подготовительный (апрель 2014 – август 2014 г.): подбор материалов для мониторинга, проведение мониторинга, планирование мероприятий системы нравственно-патриотического воспитания.
II этап. Основной или внедренческий (сентябрь 2014 г. – апрель 2017г.) – апробация и реализация опыта в условиях МДОУ.
III этап. Итоговый (май 2017 г.) – мониторинг результатов реализации опыта, обобщение опыта на уровне ДОУ.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой, включающей в себя: диагностические материалы; тематическое планирование, систему игр и педагогических мероприятий по формированию познавательной активности с использованием технологии «лента времени».
1.6. Теоретическая база опыта
Для теоретического обоснования опыта были использованы следующие понятия:
- «социальная действительность»;
- «познавательная активность»;
- «лента времени».
Социальная действительность - действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы [10].
Социальная действительность (социальный мир) создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями [5].
Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического процесса.
В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности, начиная с дошкольного возраста, рассматривался К.Д.Ушинским, Л. Н. Толстым. Они считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать ощущение полного слияния со своим народом.
Советские педагоги (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Г. М. Лямина, Н. В. Мельникова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. И. Логинова, Г. И. Григоренко, Л. А. Таллер) отмечали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.
Изменения политической ситуации в стране оказали влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения. Показателем изменений стала предложенная педагогами и психологами (Л. А. Венгер, В. А. Петровский, Н. Я. Михайленко, Л. А. Парамонова) личностно-ориентированная модель воспитания, которая ознаменовала поворот к развитию личности ребенка.
Эта модель позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой стороны, появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему — социализацию личности ребенка.
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира.
Познавательная активность – это динамический, целенаправленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, необходимых для реализации каких-то жизненных планов. В психолого – педагогической литературе познавательная активность рассматривается как деятельность и как черта характера личности обучающегося.
Познавательная активность как психолого-педагогическое явление исследована Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, Ю.М. Колягиным, А.Н. Леонтьевым, Г.Л. Луканкиным, С.Л. Рубинштейном, Г.И. Щукиной. Процесс управления познавательной активностью учащихся отражен в работах В.В. Давыдова, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина.
Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность.
Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка [7,c.22-24]. Под познавательной активностью Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях [11].
В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда - условие, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.
«Лента времени» - технология, направленная на расширение кругозора старших дошкольников посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу освоения представлений о социальном мире на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развитие целостного восприятия мира, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Впервые эта технология предложена Н.А. Коротковой в работе « Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». У автора эта технология называется «Река времени». Цель данной формы работы: систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи [6].
В парциальных программе «Здравствуй, мир Белогорья!» (образовательная область «Познавательное развитие») авторы Л.В. Серых, Г.А. Репринцева, разработанной в рамках регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья») эта технология была трансформирована с учетом региональных особенностей и получила название «Лента времени».
1.7. Новизна опыта
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития современных детей и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» является активным участником инновационной деятельности на региональном уровне. Участие педагогического коллектив дошкольной организации в реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья») мотивировало педагогический коллектив на активное применение современных технологий и методов деятельностного подхода.
Новизна опыта заключается в использовании технологии «лента времени» в условиях МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» для развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формирования и обогащения их представлений о рукотворном мире, осознания связей и зависимостей в социальном мире, месте человека в нем.
1.8. Характеристика условий
Материалы опыта могут быть использованы при организации образовательной деятельности, как дошкольных образовательных организаций, так и отдельных дошкольных групп.
Раздел II.
Технология описания опыта
Цель опыта - развитие личности дошкольника, накопление его опыта взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
- расширять представления детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира;
- развивать мышление умение детей устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные связи.
- формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности, познавательную активность, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию;
- способствовать формированию интересов, творческих способностей, воображения;
- формировать навыки межличностного общения, взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать интерес к истории и культуре своего народа и рукотворному миру, созданному человеком.
- повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах познавательного развития дошкольников, включая их в образовательную деятельность.
Технология построения и реализации актуального педагогического опыта в практике работы дошкольной организации построена на принципах системно-деятельностного подхода (приложение №1).
Реализация опыта предполагается в 2 этапа:
I -й этап – подготовительный включает:
- организованную образовательную деятельность по накоплению детьми 4-5 лет (средняя группа) представлений об окружающем мире, овладение ими первоначальных навыков классификации и систематизации в игровой форме (приложение №2).
- поисково-исследовательскую деятельность самого педагога, которая заключается в сборе информации об истории возникновения предметов, литературных произведений для детей, иллюстраций и картинок исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее) и предметов материальной культуры в разные исторические эпохи, видеоинформации для мультимедиа, а также раздаточного материала (карточек с изображением различных видов предметов);
II этап – основной. Это непосредственно применение технологии в совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на основе перспективного планирования (приложение №3) и системы педагогических мероприятий.
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится при ознакомлении с картами, глобусом, различными схемами. Дети 5-6 лет учатся фиксировать время по часам, разным календарям, изучают прошлое на основе использования детской научно-популярной литературы. Задача педагога состоит в том, чтобы направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных, временных), формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Показателем познавательной активности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как сравнение, классификация, анализ, синтез.
Основные направления работы по опыту:
1) проектирование развивающей предметно-пространственной среды в целях развития познавательной активности;
2) организация совместной образовательной деятельности в режиме дня и в ходе педагогических мероприятий (приложение №4);
3) включение родителей в образовательную деятельность группы и детского сада.
Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает проектирование центров и зон:
- центр «Я – исследователь», где проводятся исследования и элементарные опыты, изучаются свойства материалов, где проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, карты, микроскоп, схемы, модели;
- центр Краеведения, где представлены геральдика, наглядная информация, литератур, игры, пособия по развитию представлений о культуре, традициях историческом прошлом страны и региона.
- литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы. а также наборы сюжетных и предметных картин из серии: «профессии», «предметы - помощники», «бытовые приборы», транспорт» и так далее.
В качестве центров развития познавательной активности выступают также: зоны сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр; зоны для разнообразных видов самостоятельной деятельности, а также различные выставки (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
Второй этап опыта реализуется на основе тематического планирования (приложение №3) и системы педагогических мероприятий (познавательно-исследовательской деятельности) с использованием технологии «лента времени».
Центральным звеном данной технологии является дидактическое пособие «лента времени», которое символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Это длинный бумажный лист примерным размером 50х160 см или 60х180 см. Вдоль «ленты времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир. Такими символами - «метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра или шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы - что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам используются следующие методы:
Игровой метод: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Игра - является ведущим видом деятельности и помогает педагогу соединить познавательно-исследовательскую деятельность старших дошкольников с начальным этапом учебной деятельности.
Словесный метод: рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
Наглядный метод:
- рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций;
-схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов, показ слайдов-презентаций;
- составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
Практический метод: экспериментирование, опыты, изготовление поделок, подготовка и организация выставок, мини-музеев, коллекционирование, знакомство со способами действия.
Практическая деятельность предполагает высокую познавательную активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Для проведения игр – путешествий с использованием панно «лента времени» в течение учебного года используется время непосредственно образовательной деятельности, и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня. В этом случае образовательная деятельность может проводится в форме культурной практике.
На первом игровом мероприятии детям демонстрируется заранее заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «ленте времени». Начинаться работа может с самого доступного для понимания дошкольника понятия. Например, с понятия «жилище» («дом») и дальнейшего обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и в каких еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». Таким образом, у детей формируется понимание работы с панно «лента времени».
В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, музыкальное сопровождение, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей. Это позволяет сделать образовательную деятельность доступными, содержательной и познавательной.
Алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием данной технологии полностью соответствует алгоритму современного педагогического мероприятия.
Алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием «ленты времени»:
1 этап - обсуждение реального или вымышленного события (организационный момент);
2 этап - постановка цели исследования (мотивационно-ориентировачный этап)
3 этап - анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала (поисковый этап).
4 этап - работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «лента времени», сборка общей таблицы (практический);
5 этап - сопоставление результатов познавательно – исследовательской деятельности (рефлексивно-оценочный этап).
6 этап - дополнение таблицы детьми в дальнейшем: в самостоятельной деятельности, с помощью привлечения родителей к сбору необходимой информации.
Особенностью данной технологии является то, что на 4-м этапе педагогического мероприятия дети объединяются в подгруппы. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Работа в подгруппе имеет большое значение для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, а в дальнейшем учебной деятельности, так как:
- Повышается познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Развиваются навыки успешного общения.
- Совершенствуются межличностные отношения, улучшается психологический климат в группе сверстников.
Ведущую роль в подгрупповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога, который должен:
- учитывать интересы и возможности детей;
- учитывать особенности состава подгруппы (разновозрастные, по половой принадлежности, по интересам);
- уметь распределять роли между участниками подгруппы;
- организовывать коммуникацию в подгруппе и между подгруппами;
- контролировать работу в подгруппах, оказывать помощь при необходимости, анализировать способ деятельности.
После проведения педагогического мероприятия панно «лента времени» должно быть «открыто» для дополнения детей, активизировать их познавательную активность в свободной самостоятельной деятельности. При этом оно должно быть мобильно: педагог с детьми должен иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований», таким образом, остановки на «ленте времени» будут заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, и чернильницей или узнать, насколько удобно рассматривать иллюстрации при свече ит.д.
Совместная образовательная деятельность с использованием технологи «лента времени» должна учитывать интересы детей группы и может быть:
- Итогом тематической недели.
- Итогом образовательного проекта. Это совместная деятельность детей, педагога и родителей. Формой представления «ленты времени» в этом случае может быть: презентация «ленты времени» на итоговом мероприятии.
- Панно «лента времени» может быть итогом исследовательской деятельности, проводимой педагогом с группой детей или с одним ребенком.
Важным направлением работы по реализации актуального опыта является включение родителей в образовательную деятельность группы и детского сада.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями. Сказано, что одной из задач в области дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Использование технологии «лента времени» как формы совместной деятельности детей и взрослых позволяет реализовать основные принципы и задачи дошкольной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО и тем самым помогает:
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих познавательное развитие детей;
• повысить компетентность родителей в вопросах развития, образования и воспитания детей и их социализации на основе современных форм взаимодействия и сотрудничества (приложение №5).
Результативность опыта
Для выявления результативности опыта использовалось пособие, рекомендуемое авторами программы «Детство» «Диагностика педагогического процесса» автора – составителя Верещагиной Н.В.
Уровни | Годы | ||
2014-2015 | 2015 -2016 | 2016 -2017 | |
Средний балл | |||
«Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику, профессии. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса») | 3,7 | 4,2 | 4,4 |
«Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определении свойств незнакомых предметов» | 3,8 | 4,5 | 4,8 |
Испытывает желание участвовать в совместной образовательной (трудовой, творческой )деятельности | 3,9 | 4,6 | 4,9 |
Итого | 3,8 | 4,4 | 4,7 |
По итогам диагностики (мониторинга) положительная динамика качества педагогического процесса за 3 года составила - 0,9 баллов (18%). |
Положительная динамика качества образовательного процесса в этом направлении за 3 года составила 18 %.
Использование данной технологии позволило:
- обогатить представления детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира; развить интерес к самостоятельному познанию; развить умения использовать различные способы познания;
- родителям - увидеть динамику развития детей через создаваемые продукты совместной деятельности; стать участниками совместной образовательной деятельности, в результате чего родители воспитанников стали проявлять все больший интерес к образовательной деятельности и активно участвовать в совместных мероприятиях, проводимых в группе.
Систематическое и целенаправленное использование работы по использованию технологии «Лента времени» способствует интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной и речевой, художественно-эстетической. В результате чего возрастает познавательная активность детей, что оказывает положительно влияние на их интеллектуальное развитие.
Таким образом, технология отвечает требованиям ФГОС ДО ДО, образовательным запросам современных детей и их родителям и помогает приобрести дошкольникам на этапе завершения дошкольного образования необходимые предпосылки к учебной деятельности и обеспечить, таким образом, полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования.
О результативности опыта и его практической значимости свидетельствует следующее:
- опыт внесен в банк данных актуального педагогического опыта МДОУ
(протокол заседания Педагогического совета №3 от 26.01.2018г.);
- материалы из опыта работы размещены на сайте https://nsportal.ru/galiusova-natalya
Библиографический список:
1. Годовикова Д. Б. Влияние общения с взрослым на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сборник научных трудов / Под ред. М. И. Лисиной. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. - С. 79-98. // Сайт URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm, 2016. 79
2. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. - 240 с.
3. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.
4. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60
5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
6. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. - 208 с.
7. Литвиненко И. Многоканальная деятельность - способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2007, № 4, с.22-24
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2000/10/11 /doktrina-dok. htmlhttps://rg.ru /2000/10/11/doktrina-dok.html
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]// https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
10. Социологический словарь [Электронный ресурс] // http: //endic.ru /sociology/Socialnaja-Realnost-Socialnyj-Mir-8563.html
http://eurasialand. ru /txt/ilyin/40.htm
11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Поддьякова Н.Н. ,М., 1984 - 321с.
12. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ сфера, 2014 – 96 с.
Приложение
Приложение №1 - Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.
Приложение №2 - Дидактические игры, используемые для детей средней группы на 1-м этапе реализации опыта.
Приложение №3 - Перспективное планирование образовательной деятельности по использованию технологии «Лента времени».
Приложение №4 - Конспект непосредственно образовательной деятельности на основе технологии «Лента времени».
Приложение №5 - Мастер-класс для родителей «Знакомство с технологией «Лента времени».
Предварительный просмотр:
Голиусова Наталья Игоревна
Приложение №1
Дидактические принципы системно - деятельностного подхода в образовании
Пояснительная записка: представленные дидактические принципы - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам деятельностного подхода в образовании, а также средствам и формам его организации.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: образовательная организация должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в ходе совместной образовательной деятельности доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Приложение №2
Дидактические игры, используемые для детей средней группы на 1-ом этапе реализации опыта
Пояснительная записка: дидактические игры помогут педагогам формировать у детей средней группы (4-5 лет) навыки классификации и систематизации, а также расширить представления дошкольников о времени, предметном мире и свойствах предметов. Это послужит базой для использования в дальнейшем технологии «Лента времени» в работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
№ | Название | Цель | Правила и содержание |
1. | Из чего сделаны предметы? | Формировать знания детей о материалах, из которых делаются предметы. | Центральная фигура – Дед Мороз. Для этой роли нужно выбрать ребенка с хорошо развитой речью. Деду Морозу требуется много игрушек, чтобы подарить детям на елку, но их не из чего сделать. Поэтому он посылает по свету своих помощников – «Деревянного солдатика», «Железную тележку» и «Бумажного человечка», чтобы они принесли готовые игрушки или такие предметы, из которых можно изготовить игрушки. «Деревянный солдатик» имеет право принести только деревян - ные предметы, «Железная тележка» - только железные, а «Бумажный человечек» - бумажные. Дед Мороз проверяет, правильно ли они принесли предметы. Помощники должны меняться, чтобы как можно больше детей участвовало в игре. |
2. | Выставка | Развивать умения детей определять, из какого материала предметы сделаны (дерево, стекло, металл). | Предметы разложены на столе. Педагог объясняет детям, из чего сделаны предметы. Вызываются 3-4 участника игры, чтобы они выбрали предметы из дерева, из стекла. Затем все предметы раздаются детям. Затем педагог просит вернуть все предметы, причем разложить в определенной системе, например, в одном ряду все деревянные вещи, в другом – металлические. |
3. | Как мы одеваемся? | Систематизировать знания об одежде, формировать навыки ее правильного использования. | Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды (платок, юбку, платье, перчатки, майку и пр.) и называет их только педагогу, чтобы остальные дети не слышали (воспитатель следит, чтобы детей выбрали разную одежду). Затем воспитатель рассказывает о чем-нибудь. Например: «Собралась я кататься на санках и надела на себя…» Прервав рассказ, он показывает на какого-нибудь участника игры. Тот одежду, которую он задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли подобрана одежд. |
4. | Кто чем занимается | Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий | Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается: повар варит еду, врач лечит, учитель учит детей, строитель строит дома, художник (рисует картины, пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), и т.д. |
5. | Кому что нужно | Закрепить знание профессий и орудий труда (машин), которые используют представители разных профессий | Педагог или ребенок (ведущий) выбирает и показывает картинку с изображением орудия труда (машины или прибора). Затем называет имя одного из детей, участвующих в игре. Выбранный ребенок должен назвать соответствующую профессию: игла нужна портнихе, расческа – парикмахеру, нож – повару и т.д. |
6. | Как наши деды этот мир отстояли | Закрепить знания о профессиях: пограничник, военный летчик, танкист и т.д. Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный, военный транспорт. | Дети поочередно выбирают на столе вначале карточку с изображением военной профессии: военный летчик, танкист, артиллерист, моряк. А затем подбирают себе соответствующий вид транспорта: воздушный, сухопутный или водный, самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. |
7. | Что для чего | Формировать представления о мебели и ее назначении | Педагог или ребенок (ведущий) выбирает и показывает картинку с изображением предмета мебели, а дети должны сказать, для чего он нужен. Например: кровать нужна, чтобы спать; стол, чтобы еть, рисовать, диванЮ чтобы отдыхать, сидеть и т.д. |
8. | Предметы -помощни -ки | Расширять представления о бытовой технике и ее значении в жизни человека | Педагог или ребенок (ведущий) говорит, что с помощью этого предметы бытовой техники он делает, а остальные дети называют предмет или показывают картинку с его изображением. |
9. | Когда это бывает | Учить определять и называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь и времена года | С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени (части суток и времена года). Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. |
10. | Вчера, сегодня, завтра | Формировать представления о понятиях: «вчера», «сегодня», «завтра» | Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы ходили на стадион… когда?» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы ходили на стадион вчера и т.д.». |
Приложение №3
Перспективное планирование образовательной деятельности по использованию технологии «Лента времени»
Пояснительная записка: данный перспективный план служит основой для использования технологии «Лента времени» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. План примерный, поэтому темы совместной образовательной деятельности могут меняться в зависимости от тематического планирования конкретной дошкольной образовательной организации и интересов конкретной группы.
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц | Тематичес- кая неделя | Тема «Ленты времени» | Цель |
Сентябрь | Мой дом моя улица | История жилища человека | Развивать познавательную активность через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей жилища. |
Транспорт | Наземный транспорт: какой был раньше и какой сейчас | Развивать у детей познавательную активности и познавательные интересы при ознакомлении с историей возникновения наземного (сухопутного) транспорта. | |
Ноябрь | |||
Январь | Город мастеров | Путешествие в прошлое ложки | Расширять представления об истории возникновения ложки, Развивать познавательную активность через сравнение различных ложек. Воспитывать интерес к традициям, быту русского народа. |
Февраль | Мебель. Бытовые приборы | История обычного стула | Расширять представления об истории возникновения стула. Развивать познавательную активности в совместной деятельности. Воспитывать интерес к изучению традиций, быта русского народа. |
Апрель | Неделя детской книги | Путешествие в прошлое книги | Развивать познавательные интересы через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения книги. Воспитывать бережное отношение к книге, интерес к литературе. |
Май | Одежда, обувь. Головные уборы | Путешествие в прошлое одежды | Расширять представления об истории одежды. Развивать познавательную активности в совместной деятельности. Воспитывать интерес к изучению традиций, культуры быта русского народа. |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц | Тематичес- кая неделя | Тема «Ленты времени» | Цель |
Сентябрь | Неделя безопасности | Путешествие в прошлое электрической лампочки | Развивать познавательную активности и познавательные интересы через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения электричества. |
Октябрь | Профессии | Путешествие в прошлое ручки | Развивать у детей познавательные интересов через ознакомление их с историей ручки, ее назначением и необходимостью в жизни человека для людей разных профессий. |
Мой родной край | Поселок Майский: от старины до наших дней | Продолжать знакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать любовь к малой родине. | |
Ноябрь | |||
Декабрь | К нам приходит Новый год | Новогодняя елка: от старины до наших дней | Расширить знанаия о елочных игрушках и украшениях, о том, как они менялись в разные времена. Обогащать представления о традициях встречи Нового года. |
Февраль | Мебель. Бытовые приборы | История обычного утюга | Расширение представлений об истории возникновения утюга. Развитие познавательной активности в совместной деятельности. Воспитание интереса к изучению традиций, быта русского народа. |
Апрель | Космические просторы | Воздушный транспорт: от воздушного шара космических ракет | Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей развития воздушного транспорта. |
Май | День Победы | Белгород: каким был и каким стал | Расширение представлений об истории Белгорода, подвиге Белгородцев в Великой отечественной войне, трудовом подвиге в послевоенное время. |
Приложение №4
Конспект непосредственно образовательной деятельности на основе технологии «Лента времени»
Пояснительная записка: конспект данного педагогического мероприятия дает возможность познакомить с тем, как можно использовать технологию «Лента времени» на основе знакомства детей старшего дошкольного возраста с историей часов, их изменение в процессе развития человеческого общества.
Тема: «Часы»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: Задачи:
Обучающие
- расширить знания о часах (введение понятий «солнечные, песочные, механические, электронные часы);
-закрепить представления о геометрических фигурах ( форма часов: часы треугольные, круглые, квадратные)
Развивающие
-развивать социальные навыки: умение работать в подгруппах, учитывать мнение других детей;
-развивать у детей умение отбирать средства и материалы для познавательно-исследовательской деятельности;
-развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог со взрослым и сверстниками;
-развивать любознательность, творческую активность, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные
- воспитывать доброжелательные отношения в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Оборудование: различные виды часов (музей часов), карточки с изображением различных видов часов, панно «Лента времени».
Словарная работа: часы, стрелки, время, солнечные часы, водяные часы, огненные часы, песочные часы, механические часы, кварцевые часы, электрические часы, электронные часы, цветочные часы, подводные часы, напольные часы, Куранты Московского Кремля.
Ход
Этап | Методы, формы, приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организацион- ный момент | Здравствуйте, ребята! Я принесла интересную коробку. Отгадайте что в ней? Отгадайте загадку: Они ходят, но стоят | Показывает коробку. | Дети прислушива- ются, улавливают звуки из коробки. Высказывают свои ответы. Отгадывают загадку(часы) |
Мотивационно-ориентирован ный этап (проблема) | Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? Ребята, что мы знаем о часах? Для чего они нам нужны? А где можно получить информацию о часах? Давайте, обратимся к схеме. - Как вы думаете, где можно узнать информацию о часах? Приглашаю вас в наш музей. А что это за музей? (Музей часов) Посмотрите сколько часов, какие все они разные. Что общего у часов? Чем они отличаются? Если часы стоят на столе, то мы говорим…(настольные) Если часы стоят на полу…(напольные) Если часы висят на стене…..(настенные) Если часы одеты на руке…(наручные) А какие часы Вам больше всего интересны? Почему? | Педагог задает детям вопросы. Воспитатель показывает схему на доске. Воспитатель демонстрирует детям часы на столе. (коллекция часов) Педагог задает детям вопросы. | Дети отвечают на вопросы. Дети предлагают различные варианты ответов. Дети отвечают: в энциклопедии, в компьютере, спро -сить увзрослых) Выбирают необходимое обозначение для своего ответа в виде картинки и размещают на доске. Дети рассматривают реальные часы. Слушают воспитателя, рассуждают. Высказывают ответы, узнают разновидности часов |
Поисковый этап | Хотите, мы дополним сегодня наш музей? А чем? | Участвует в рассуждении, помогает повести итог | Высказывают свои предположения. |
Практический этап | Ребята, я подготовила панно «Лента времени», которое поможет нам узнать, какие были часы. Кто знает, что это такое? Это лента, на которой изображено три времени. Как вы думаете, какие? Какое сейчас время? Что было очень-очень давно? А что было между? Почему стрела показывает вправо? А теперь мы разделимся на 3 группы и каждая будет искать часы для своего обозначения, а затем вы расскажите, к какому времени они относятся и почему вы так считаете? Если не знаете название, мы постараемся узнать и вспомнить все вместе. У меня картинка с электронными часами, такие используют сейчас. Я вставлю его в ленте времени в современность. А какие у вас картинки? (песочные часы, напольные, настенные, карманные и другие варианты) | На «Ленте времени» введены обозначения: «Древность», «Старина», «Современность», а рядом на столе лежат картинки с различными видами часов. Воспитатель способствует индивидуализации детей; напоминает; включает ребят в самостоятельную деятельность. Воспитатель делит детей га подгруппы, каждой определяет задание Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания. Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы | Дети подходят к карте, рассматривают ее. Изучают обозначения и картинки. Дети определяют: древность, старина, современность, показывают на панно Дети приступают к самостоятельной работе. Они осваивают последо -вательность размещение часов, (выбирают картинки) Переносят полученный опыт , выражают собственное суждение. Дети самостоятельно стараются выполнить задание. |
Рефлексивный этап | Ребята, у вас получились замечательное панно «Лента времени», на котором мы разложили…Что? (часы) Давайте вспомним и назовем часы. Что вы можете интересного рассказать своим друзьям и родителям о том, что узнали сегодня с помощью «ленты времени»? | Воспитатель привлекает детей к подведению итогов. Выставляет ленту на всеобщее обозрение. Предлагает дома вместе с родителями найти интересные картинки с изображением часов, принести в группу, рассказать о них и размес -тить на панно «Лента времени». | Дети активно отвечают на вопросы. Дети рассказывают, рассуждают, дополняют друг друга. |
Приложение №5
Мастер-класс для родителей
«Знакомство с технологией «Лента времени»
Пояснительная записка: мастер-класс знакомит родителей с инновационной педагогической технологией «Лента времени», что позволит в дальнейшем активно включить родителей в образовательную деятельность группы, и таким образом, повысить познавательную активность детей при знакомстве с окружающим миром.
Задачи:
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- популяризация инновационных идей, технологий, находок для родителей воспитанников;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей.
Ход мастер-класса:
I этап - теоретическая часть
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.
В практике своей работы я активно использую технологию «лента времени», которая направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации).
«Лента времени»» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.
Для работы над «лентой времени» используется карта-панно («река времени» - это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см), которая символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее. Напоминаю, что детям дошкольного возраста не говорят конкретных дат в цифрах. На панно заранее наклеиваются иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные. Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования
II этап - практическая часть
Сейчас я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой - панно на тему «Осветительные приборы» в форме непосредственно образовательной деятельности.
На столе педагог раскладывает картинки осветительных приборов разных эпох.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие На столе лежат картинки, это осветительные приборы, мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
(На большом панно «Лента времени» с символическими метками «Древность», «Старина», « Современность».)
Воспитатель: На реке времени остановка, она называется «Древность».
Сейчас вы попробуете отгадать загадку и узнаете, чем люди в древности освещали свои пещеры
Воспитатель загадывает загадку:
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода — хорошо,
Но с собой не понесешь.
Как вы думаете, что это? (Костёр).
Воспитатель: Древние люди разжигали костёр, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, для чего еще древние люди использовали костер? (Тепло, свет, приготовление пищи, отпугивание животных.) Давайте поместим картинки на «реке времени».
Как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью? (Страшно).
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Слушатели: Факелы.
Воспитатель: Этот предмет используется и в настоящее время.
Вот – бегун – олимпиаду
Открывать ему здесь надо.
На трибунах шляпки, фраки
А в руках спортсмена – (факел)
Поместите картинку в ее временную эпоху.
Воспитатель: Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Старина».
Воспитатель загадывает загадку:
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно, чинно
А зовут ее (Лучина)
Лучина - это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила. Удобно ли такое освещение? Почему? (От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.) Давайте поместим лучину рядом с меткой «Старина».
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.
Будто стройная березка,
Только сделана из воска.
Как вы думаете, что это?
Слушатели: (Свеча)
Воспитатель: Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала, у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.) Найдите картинки с изображением свечи и поместите её на панно.
Продолжим наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали?
Со стекла смахните пыль
И ее включите.
У нее горит фитиль,
Он из плотных нитей. (Керосиновая лампа)
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Ещё она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.) Родители раскладывают картинки с изображением керосиновой лампы и поместите их на «ленте времени».
Воспитатель: Мы приблизились к последней нашей остановке «Современность».
Дом стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Лампочки освещают наши квартиры и улицы. А сейчас появились новые энергосберегающие лампочки (люминесцентные и светодиодные). Они дают много света, а расходует электроэнергии мало. Дома у вас, наверное, у многих такие есть. Благодаря появлению лампочки в наших домах много разных, красивых светильников. Выбираем картинки с изображением лампочек и светильников и размещаем их на панно.
Воспитатель: У нас ещё остались картинки. Пусть каждый из вас решит, какую временную точку он выберет на «Ленте времени» и заполнит её картинками.
Родители выкладывают картинки на выбранную временную точку на панно «Лента времени».
Воспитатель: Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов: книг, письменности, бытовых приборов.
III часть - рефлексия
Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн.
Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна и пример представлены на слайде.
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка - ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Путешествие
Развивающее, познавательное
Исследуем, узнаем, действуем
Знакомиться с миром интересно
Исследование.
(Раздать бумагу и ручки, предложить составить синквейн. Несколько вариантов попросить прочитать)
На этом мастер-класс заканчивается. Благодарю за участие.