Проектная деятельность

Киселева Татьяна Николаевна

Мой проект по муыкально- ритмическим движениям на основе программы А.И.Бурениной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа «Программа развития музыкально-ритмических движений в рамках музыкального образования старших дошкольников (на основе программы А.Бурениной)»

 

Данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует  свободного и  осознанного   владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций

В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального»)  инструмента.  Основная направленность этой программы  - ориентация  не только на развитие детей, но и совершенствование   профессионализма  самого педагога в области ритмопластических движений,  выявление индивидуального стиля  деятельности  и в связи с этим  коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.

  Вторая особенность – это использование  в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи или при непосредственном «живом» исполнении, а не отрывков по 8, 16 тактов.  Ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская  как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание,  постигая при этом  на телесном,  зрительном  и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

 Третья особенность данной программы  - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне  обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их  подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.

 Другими словами, данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует  свободного и  осознанного   владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За год работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала, программа построена в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение кдруг другу, что в целом они производят  положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата  в детской группе.

А.И.Буренина представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова , но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Среди всего этого многообразия  А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.  Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах  как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Таким образом реализуются следующие направления воспитательной работы:

-развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

-развитие симпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

-развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

   Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение кдруг другу, то в целом они производят  положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата  в детской группе.

  Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно  актуально  для настоящего времени, поскольку совместные праздники  и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов .

Ещё  одно важнейшее направление использования подобного материала – это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющие различную патологию развития (как правило у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В  несложных, но весёлых и подвижных  танцах-играх  дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект. В коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

 Коммуникативные игры являются  универсальным материалом в педагогической работе.

Доступность этого материала позволяет нам использовать его  в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, и в коррекционной работе с детьми.

ФГОС   предъявляет  высокие требования к развитию творческих способностей дошкольников. Это обязывает музыкальных руководителей  организовывать процесс  художественно-эстетического  воспитания с учётом новых требований. Готовых программно-методических материалов  по данному направлению разработано достаточно, но они разработаны до создания ФГОС  и нуждаются в доработке и  адаптации.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях

ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально–ритмическим и танцевальным движениям.

Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников

состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и       танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.

Поэтому наш проект посвящён развитию творческих способностей, посредством ритмических движений.

В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой музыкального воспитания в ДОУ, который влияет на развитие творческих способностей старших дошкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей к творчеству, выступает обучение.

Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механически  заучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения.

Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями.

Самостоятельно дошкольники этого сделать не могут. Требуется целенаправленное обучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения.

Основная часть

С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется. Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.

В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений. Танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, способствует повышению работоспособности и психологической разрядке.

Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.

Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.

В наш век современных технологий невозможно не развиваться дальше, использовать в работе один и тот же материал. В соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, с  потребностью вносить в свою работу все новое и свежее, педагоги постоянно нуждаются в новом материале. Разработка репертуара - это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение его самостоятельно разрабатывать. Поэтому предлагаемый материал нужно использовать творчески, адаптируя к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы увлечь своих воспитанников.

Основная особенность программы — использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений в грамзаписи и в живом исполнении.

Еще одна особенность - это активизация внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения, сколько на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.  По двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психического развития ребенка. Другими словами, программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на расширение музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, к способности в импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.

Цель: содействие всестороннему развитию личности ребенка через развитие музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей, нравственно - коммуникативных качеств личности.

Задачи:

1. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.

2. Развитие ловкости, точности, координации движений, силы, выносливости, умения ориентироваться в пространстве.

3. Развитие творческого воображения и фантазии.

4. Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Формирование чувства такта и культурных  привычек, с процессе общения.

Этапы реализации программы

Срок реализации 1 год

1-й этап - развитие способности детей к подражанию.

2-й этап - способствовать развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее композиции и отдельные упражнения,

3- этап - подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку.

 

Режим занятий - 1 раз в неделю. Длительность занятий - 25-30 мин.

Участники:

- дети  …….. возраст 5-6 лет

- педагоги

- родители

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Занимающиеся дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, передавая музыкальный образ. Умеют выражать различные эмоции в мимике и пантомимике. Обладают точностью и правильностью исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях, способны импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2015 – 16 г.

 (36 , занятий)

 

Тема

 

Кол-во

занятий

 

Фонограмма

1.

 

 « Танец колобков»

 

4

 

Фонограмма

 

2.

 

« Вальс тучи в голубом»

4

 

Фонограмма

 

3.

 

«Пых, пых, самовар»

 

4

 

Фонограмма

 

4.

 

« Матросский танец»

4

 

Фонограмма

 

5.

 

«Рокен – ролл»

4

 

Фонограмма

 

6.

 

« Танец с зонтиками»

4

 

Фонограмма

 

7.

 

«Катюша – казачок»

4

 

Фонограмма

 

8.

« Танец Гномов

номов»

 

 

4

 

Фонограмма

 

9.

 

«Танец кукол»

 

4

 

Фонограмма