Главные вкладки
Проектная деятельность
Мой проект по муыкально- ритмическим движениям на основе программы А.И.Бурениной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа «Программа развития музыкально-ритмических движений в рамках музыкального образования старших дошкольников (на основе программы А.Бурениной)»
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций
В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Основная направленность этой программы - ориентация не только на развитие детей, но и совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи или при непосредственном «живом» исполнении, а не отрывков по 8, 16 тактов. Ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание, постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За год работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала, программа построена в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение кдруг другу, что в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
А.И.Буренина представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова , но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Среди всего этого многообразия А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Таким образом реализуются следующие направления воспитательной работы:
-развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
-развитие симпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
-развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение кдруг другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов .
Ещё одно важнейшее направление использования подобного материала – это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющие различную патологию развития (как правило у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект. В коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).
Коммуникативные игры являются универсальным материалом в педагогической работе.
Доступность этого материала позволяет нам использовать его в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, и в коррекционной работе с детьми.
ФГОС предъявляет высокие требования к развитию творческих способностей дошкольников. Это обязывает музыкальных руководителей организовывать процесс художественно-эстетического воспитания с учётом новых требований. Готовых программно-методических материалов по данному направлению разработано достаточно, но они разработаны до создания ФГОС и нуждаются в доработке и адаптации.
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.
Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях
ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально–ритмическим и танцевальным движениям.
Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников
состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.
Поэтому наш проект посвящён развитию творческих способностей, посредством ритмических движений.
В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой музыкального воспитания в ДОУ, который влияет на развитие творческих способностей старших дошкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей к творчеству, выступает обучение.
Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения.
Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями.
Самостоятельно дошкольники этого сделать не могут. Требуется целенаправленное обучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения.
Основная часть
С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется. Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.
В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений. Танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, способствует повышению работоспособности и психологической разрядке.
Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.
Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
В наш век современных технологий невозможно не развиваться дальше, использовать в работе один и тот же материал. В соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, с потребностью вносить в свою работу все новое и свежее, педагоги постоянно нуждаются в новом материале. Разработка репертуара - это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение его самостоятельно разрабатывать. Поэтому предлагаемый материал нужно использовать творчески, адаптируя к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы увлечь своих воспитанников.
Основная особенность программы — использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений в грамзаписи и в живом исполнении.
Еще одна особенность - это активизация внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения, сколько на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. По двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психического развития ребенка. Другими словами, программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на расширение музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, к способности в импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.
Цель: содействие всестороннему развитию личности ребенка через развитие музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей, нравственно - коммуникативных качеств личности.
Задачи:
1. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.
2. Развитие ловкости, точности, координации движений, силы, выносливости, умения ориентироваться в пространстве.
3. Развитие творческого воображения и фантазии.
4. Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Формирование чувства такта и культурных привычек, с процессе общения.
Этапы реализации программы
Срок реализации 1 год
1-й этап - развитие способности детей к подражанию.
2-й этап - способствовать развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее композиции и отдельные упражнения,
3- этап - подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку.
Режим занятий - 1 раз в неделю. Длительность занятий - 25-30 мин.
Участники:
- дети …….. возраст 5-6 лет
- педагоги
- родители
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Занимающиеся дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, передавая музыкальный образ. Умеют выражать различные эмоции в мимике и пантомимике. Обладают точностью и правильностью исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях, способны импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2015 – 16 г.
(36 , занятий)
№
| Тема
| Кол-во занятий
| Фонограмма |
1.
| « Танец колобков»
| 4
| Фонограмма
|
2.
| « Вальс тучи в голубом» | 4
| Фонограмма
|
3.
| «Пых, пых, самовар»
| 4
| Фонограмма
|
4.
| « Матросский танец» | 4
| Фонограмма
|
5.
| «Рокен – ролл» | 4
| Фонограмма
|
6.
| « Танец с зонтиками» | 4
| Фонограмма
|
7.
| «Катюша – казачок» | 4
| Фонограмма
|
8. | « Танец Гномов номов»
| 4
| Фонограмма
|
9.
| «Танец кукол»
| 4
| Фонограмма |