Из опыта работы. Методические разработки.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Вступление.
Дорогие друзья! На этой странице постараюсь разместить материалы по использованию педагогических технологий, которые применялись на моих уроках, и не только, в т.ч. с применением информационно-коммуникационных технологий, и которые надеюсь ВАМ также смогут пригодиться при проведении занятий по предмету. Причем некоторые из них вполне можно применять и на других уроках, по другим предметам! Остается добавить, что все предложенные методики не только прошли с успехом проверку временем, но представляют интерес и в настоящее время. Конечно не забыты и новые методы обучения и воспитания, которые предлагают наши коллеги, учителя -новаторы и ученые -педагоги. Хотя к слову "новые", не всегда следует относиться серьезно, бывает лучше понять их с чуством юмора. Впрочем и в педагогике бывает, что "несерьезные" разработки могут вполне серьезно помочь активизации образовательного процесса. Например не так давно прочитал в "Российской газете" о новых исследованиях наших отечественных ученых, которые установили, что ученики пишущие перьевыми ручками быстрее овладевают навыками письма и формируют красивый почерк, чем их сверстники, которые пишут обычными шариковыми ручками.
Предлагаю Вашему вниманию опыт применения интеллект-карт на уроках Технологии. Для начала прошу ознакомиться с материалом из Википедии. Затем можно ознакомиться с работами наших учеников, которые сначала с недоверием отнеслись к новой методике, но потом быстро освоились и стали самостоятельно и увлеченно создавать пусть может и для кого-то неказистые, но в своем роде неповторимые, авторские работы ( прилагаемом файле).
Диаграмма связей (интеллект- карта)
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
История создания и развития
[править]
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- (Перенаправлено с Mindmap)
- Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июля 2011; проверки требуют 23 правки.
- Эта статья о способе представления знаний.
- Данный инструмент использовался с 1970-х годов в создании революционного прорыва в экономике Японии. Тогда это было четыре отдельных способа:
- диаграмма связей,
- древовидная диаграмма,
- диаграмма Исикавы,
- диаграмма осуществления деятельности.
- Потом применялись[1]:
- матрица связей,
- диаграмма Ганта (план-график работ), что актуально и ныне.
- В настоящее время Э. Голдратт предлагает ещё несколько более громоздких способов[2]:
- деревья текущей и будущей реальности,
- грозовая туча.
- Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».
- В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы.[источник не указан 718 дней]
- Методика разработана психологом Тони Бьюзеном.Содержание [убрать]
- 1 История создания и развития
- 2 Области применения
- 3 Правила оформления диаграмм связей
- 4 Описание вариации метода диаграммы связей — метода омега-мэппинга [1]
- 5 Программное обеспечение для управления диаграммами связей
- 6 Литература
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
- [править]
- Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей. Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.
- Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева-направо и сверху вниз, — неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве доказательства того, что диаграммы связей — наилучший способ конспектирования информации.
- Диаграммы связей продолжают использоваться в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концепт-картами (которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х) структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.
- [править]
- Области применения
- обучение
- конспектирование лекций
- конспектирование книг
- подготовка материала по определенной теме
- решение творческих задач
- мозговой штурм
- презентации
- планирование и разработка проектов разной сложности
- составление списков дел
- общение
- проведение тренингов
- развитие интеллектуальных способностей
- решение личных проблем
- [править]
- Правила оформления диаграмм связей
- Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.
- В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
- От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
- Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
- Использовать желательно печатные буквы
- Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
- Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме
- [править]
- Описание вариации метода диаграммы связей — метода омега-мэппинга [1]
- В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик — по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.
- Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации — их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.
- От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).
- В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.
- В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.
- [править]
- Литература
- Тони и Барри Бьюзен, Супермышление, ISBN 978-985-15-0017-4
- Тони Бьюзен, Супер-интеллект, ISBN 985-483-157-4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
int-karty._internet.zip | 400.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Диаграмма связей (интеллект- карта)
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Mindmap)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июля 2011; проверки требуют 23 правки.
Эта статья о способе представления знаний.
Запрос «Карты памяти» перенаправляется сюда. О картах флэш-памяти см. Карта памяти.
Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы FreeMind
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Данный инструмент использовался с 1970-х годов в создании революционного прорыва в экономике Японии. Тогда это было четыре отдельных способа:
диаграмма связей,
древовидная диаграмма,
диаграмма Исикавы,
диаграмма осуществления деятельности.
Потом применялись[1]:
матрица связей,
диаграмма Ганта (план-график работ), что актуально и ныне.
В настоящее время Э. Голдратт предлагает ещё несколько более громоздких способов[2]:
деревья текущей и будущей реальности,
грозовая туча.
Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».
В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы.[источник не указан 718 дней]
Методика разработана психологом Тони Бьюзеном.Содержание [убрать]
1 История создания и развития
2 Области применения
3 Правила оформления диаграмм связей
4 Описание вариации метода диаграммы связей — метода омега-мэппинга [1]
5 Программное обеспечение для управления диаграммами связей
6 Литература
7 См. также
8 Примечания
9 Ссылки
[править]
История создания и развития
Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей. Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.
Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева-направо и сверху вниз, — неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве доказательства того, что диаграммы связей — наилучший способ конспектирования информации.
Диаграммы связей продолжают использоваться в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концепт-картами (которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х) структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.
[править]
Области применения
обучение
конспектирование лекций
конспектирование книг
подготовка материала по определенной теме
решение творческих задач
мозговой штурм
презентации
планирование и разработка проектов разной сложности
составление списков дел
общение
проведение тренингов
развитие интеллектуальных способностей
решение личных проблем
[править]
Правила оформления диаграмм связей
Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.
В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
Использовать желательно печатные буквы
Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме
[править]
Описание вариации метода диаграммы связей — метода омега-мэппинга [1]
В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик — по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.
Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации — их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.
От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).
В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.
В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.
[править]
Литература
Тони и Барри Бьюзен, Супермышление, ISBN 978-985-15-0017-4
Тони Бьюзен, Супер-интеллект, ISBN 985-483-157-4