Материалы для занятий
Педагогам и родителям в помощь при работе с детьми в школе и дома..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чистоговорки со звуками [р-рь]
- Ру-ру-ру, скачет кенгуру;
- ра-ра-ра, у лисы нора;
- ры-ры-ры, летают комары;
- ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
- рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
- ря-ря-ря, новый день календаря;
- ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.
*****************************
Ар-ар-ар - кипит наш самовар,
ар-ар-ар - залетел к нам комар,
ор-ор-ор - подмету сама я двор,
ор-ор-ор - надо белить коридор,
ор-ор-ор - едет наш дедушка Егор,
ур-ур-ур - повесим новый абажур,
ур-ур-ур - Мура наша кормит кур,
ир-ир-ир - все выпили кефир?
ир-ир-ир - пусть везде будет мир!
оры-оры-оры - мы сажали помидоры.
**************************
- Арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
- ары-ары-ары, как поют гитары;
- уры-уры-уры, просят пшена куры;
- оры-оры-оры, мы увидим горы.
****************************
Тра-тра-тра - посидим мы у костра,
тру-тру-тру - встану рано поутру; быстро тряпкой пыль сотру,
тру-тру-тру - дрожат листочки на ветру,
вры-вры-вры - стелим новые ковры,
бры-бры-бры - быстро строят дом бобры,
тры-тры-тры - плывут большие осетры,
гры-гры-гры - кругом одни бугры,
тра-тра-тра - а мы поём с утра!
кра-кра-кра - в банке вкусная икра.
Предварительный просмотр:
Правила артикуляционной гимнастики
Выполнять упражнения каждый день, лучше делать 3-4 захода по 3-5 минут каждый.
1 заход – это 2-3 упражнения, причём только одно из них новое, остальные – на закрепление и повторение.
Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз. Упражнения делать сидя, спина прямая, тело расслаблено.
Упражнения идут от простых к сложным, постепенно.
Упражнения для губ
Улыбочка. Так, чтобы не было видно зубов, удерживать губы в улыбке.
Трубочка. Вытягивать губы трубочкой.
Заборчик. Улыбаться, при этом зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд, так что верхние и нижние резцы видны.
Заборчик - Бублик.
Улыбка - Трубочка.
Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для подвижности губ
Щётка. Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу.
Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Говорящие рыбки. Хлопать губами друг о друга.
Хлопок. Щёки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался отчётливый звук.
Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха посылать к губам, пока они не начнут вибрировать, и будет слышаться звук, похожий на фырканье лошади.
Сдувшийся мяч. Рот широко открыть, губы втягивать внутрь, плотно прижимаясь к зубам.
Упражнения для губ и щёк
Зарядка. Покусывать, похлопывать и растирать щёки.
Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щёки поочерёдно
Голодный хомячок. Втянуть щёки.
Рот на замок. Бить кулачком по надутым щекам, чтобы воздух выходил с шумом
Статические упражнения для языка
Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края языка подняты, но не касаются зубов.
Иголочка. Рот открыт. Напряжённый язык выдвинуть вперёд. Горка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь.
Качели. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Футбол. Рот закрыт. Напряжённым языком упираться то в одну, то в другую щёку.
Чистим зубы. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.
Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Предварительный просмотр:
Орфографическая сказка о сочетаниях жи, ши:
«Был жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала тучка. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли ж и ш. Испугались бедные, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет ж и ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква и. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула ж, другую – ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные ж и ш дружат только с и. Помните об этом, ребята!»
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.