Консультации

Щеглова Динара Эльмурзаевна

авпрапогродлждзэзэ

эж
ЭЖ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_matematike_1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

     

Конспект НОД  

по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 5

Тема: « Состав числа 7»

Цель занятия

Учить детей составлять число семь из двух меньших чисел; закрепить название дней недели, осенние месяцы, перелетных и зимующих птиц, подготовку зверей к зиме; упражнять в составлении числа 7 из единиц. Закрепить состав чисел 3, 4, 5, 6. Продолжать учить детей ориентировки в пространстве. Воспитывать доброту, отзывчивость,  желание прийти на помощь.

Материалы : картинки с птицами: сорока, скворец, ворона, синица, воробей, ласточка журавль. 5 конвертов: 1 – для письма, другие – для заданий. План группы, с отмеченными заданиями. Мешочек с разными геометрическими фигурами. Математические наборы на каждого ребенка. Цифра 7 –демонстрационный материал. Числовые домики от 2 до 7.

Ход занятия

Стук в дверь, заносится письмо без  обратного  адреса, вместо адресата написана загадка:

Вянет трава, желтеет листва.
Холод наступает. Когда это бывает?
 (Ответы детей)

Действительно, это Осень нам прислала письмо ( открываю письмо и читаю). «Дорогие ребята, мне очень нужна ваша помощь. В природе все так перепуталось и я не могу навести порядок и прошу вас о помощи. Звери не готовятся к зиме, а птицы забыли кто должен улетать в теплые края. Но дорога будет нелегкая. Я вложила план, который вам поможет найти дорогу, но по дороге вам надо справиться с заданиями, которые вы найдете в конвертах.  Очень надеюсь на вашу помощь!!!»

Достаю план, рассматриваем и начинаем движение. В процессе задаю вопросы:

- Как вы думаете в какую сторону нам надо идти? ( Дети закрепляют право-лево,впереди- сзади).

  1. Задание  «Отгадай фигуру».

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(Круг)

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его...
(Квадрат)

У него три стороны,
И они могут быть разной длины.
 (Треугольник)

Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Дети должны угадать на ощупь геометрическую фигуру. Сопровождаю вопросами:

- Какую фигуру ты нащупал?

-Почему ты так решил?

- Какого размера эта фигура?

- Сможешь ли ты,  не глядя на фигуру определить ее цвет?

- Сколько углов у твоей фигуры?

  1. Задание ( сидя за столом)

Отгадайте, что будет в третьем задании.

Кнутом не гонят, овсом не кормят;

Когда пашет-

Семь плугов тянет. (Трактор).

Братцев этих ровно семь, вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.  (Дни недели)

- Какое число вы услышали в загадках?  (Число семь.) возьмите карточку с цифрой семь. На что она похожа?

На крыше флаг. Смотрите все! Ведь он похож на цифру 7!

7 – точно острая коса.

Коси коса, пока роса.

Попробуйте выложить варианты состава числа 7 у себя на столах с помощью геометрических фигур. ( Во время выкладывания состава числа проверяю правильность выполнения заданий детьми. Как только дети закончат работу, предлагаю отдельным детям рассказать, как способы составления числа 7. ) А для того, чтобы вы запомнили состав числа 7, я повешу домик на доске.

  1. Задание  «Поможем птицам»

                Какое сейчас время года? Какие  осенние месяцы вы знаете? Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? Почему птиц называют перелетными? Какие птицы улетают?  Почему они улетают? Кто ведет птиц? Почему его так называют? Какие птицы улетают первыми, а какие последними?  Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых- они и улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже скворцы. Какие улетают последними, как вы думаете, почему? (Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.) Все ли птицы улетают? Как называются птицы, которые остаются?  Посмотрите внимательно на картинки . каких птиц вы узнали? На какие группы их можно разделить? Сколько всего птиц у нас получилось? Сколько зимующих? Сколько перелетных? Давайте пожелаем нашим перелетным птицам счастливого пути, а зимующим пообещаем, что обязательно их будем подкармливать зимой. А нам надо двигаться дальше. Сколько у нас дней в неделе? Давайте вспомним про каждый день.

Физминутка с элементами гимнастики для глаз и пальцев

В понедельник в детский сад                                                                                

 Прискакали зайчики                                              прыгают на двух ногах.                                  Полюбили крепко их  

Девочки и мальчики                                                        обхватывают себя руками.                   Пригласили их плясать,                                    

Дружно ножки выставлять                                            по очереди выставляют ноги вперед.                         

  Присядь вправо                           поворачиваются вправо с приседанием, смотрят назад

Присядь влево                               поворачиваются влево с приседанием, смотрят назад,                       

А затем кружись ты смело.                                                кружатся.                                                                             

А ладошки у ребят,

словно листики, шуршат                      трут ладони одна о другую

К нам во вторник прилетал

 Аист длинноногий             взмахивают ладощками вверх-вниз.

По болоту он шагал,

Рыб, лягушек доставал                 Ходьба на месте, высоко поднимая колени

Наклонялся, выпрямлялся                                   наклоны вперед, руки назад

Вдаль смотрел на край болот,            смотрят вдаль, приставив руку к голове, как козырек

И на нос. Ой! Где он? Вот он!     Смотрят на выставленный  вперед палец; подводят

                                                           палец к носу, не отрывая от него взгляда. 

Аист полетел домой .                      взмахивают руками вверх-вниз.                                           Машем мы ему рукой.                    машут одной рукой или одновременно двумя.

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил                                  ходьба на  месте

И наклоны выполнять                                    наклоны  вперед,                                                     

И на цыпочках стоять                                   подниматься на носочки.                                         Мы покрутим головой,                                                                            

Словно хоботом, с тобой           круговые повороты головой, смотрят вверх,  вправо, вниз,

                                                             влево и в обратном порядке.                                                  

В прятки мы играем,

Глазки закрываем.                                                      

Раз, два, три, четыре, пять!

 Мы идем слона искать.                                            

Пять, четыре, три, два, один!                                                                      

Слон уходит в магазин.                                              плотно закрывают глаза пальцами рук,                                                                считают до пяти                        и

                                              широко открывают глаза.

А в четверг к нам приходила

 Хитрая лисичка                                                         ходьба на месте с имитацией мягких

                                                                                                 шагов лисицы.                                                                                                      

Показала хвостик рыжий,                                                                                                                  Такой мягкий и пушистый                           туловище вправо и влево, стараясь смотреть    

                                                                         как можно дальше назад.

Посидели, постояли,                                                                  

Притаились, как лиса                                       приседание,                                                    Мышку в норке поискали                            приседают и пальчиками  разгребают землю.                   

Вот такие чудеса!                          Встают и разводят руки в стороны, приподнимая плечи.

 

Мишка в пятницу пришел                             ходьба на месте с имитацией  шагов медведя,                     

Он в лесу медок нашел                руки так, как будто дети держат перед собой

                                             бочонок меда; приседания с поворотом туловища вправо, влево                                                               

На высокой елке, где колкие иголки                        смотрят вверх-вниз; пальцы рук

                                                                                      раздвинуты-«иголки.                                                                                                   

Мы у пчел медку попросим                                     встряхивают кистями.                                                     

На дворе настала осень                                                тянутся.                                                            

Скоро мишка ляжет спать                                             медленно приседают,                                           

Будет лапу он сосать                                             голову вправо-влево, руки под головой.                           

Пчелы дали меду целую колоду                       хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах.

Мы   в   субботу   пригласили                                   взмахи руками к себе

Шустрых белок на обед                          по вороты туловища вправо, влево с приседанием

Щей вкуснейших наварили.              обе кисти сжаты вместе, круговые движения обеими

                                                                 руками, туловище поворачивается вслед за руками,                                 

Наготовили котлет.                               меняют местами ладони, лежащие одна на другой

Белки в гости прискакали                       прыжки на месте,                                                            Посмотрели на столы,              широко открывают глаза и крепко их зажмуривают

В лес обратно убежали                              бег на месте                                                                         

За орешками они                              постукивают кулаками один о другой. 

В воскресенье - выходной,

Мы идем гулять с тобой                           ходьба на месте

Смотрим  вправо                                          туловище вправо, смотрят назад, 

Смотрим влево                                             туловище влево, смотрят назад

Ничего не узнаем                                         разводят руки в стороны: удивляются

Вот забор, а за забором                               руки вытягивают перед собой, кисти ставят

                                                                      вертикально, пальцы раздвигают - «иголки» 

Ходит, лая, грозный пес                           обе руки одновременно переводят справа налево,

                                                                     глаза следят за руками. 

Вот корова замычала: «Му-у-у!»               туловище вперед,

Заработал паровоз: «Ду-ду-ду-у!»              имитация движущегося поезда,               

А лошадка бьет копытцем,                                                                              

Предлагает прокатиться                          руки на поясе, приподнимают и опускают  сначала

                                                                   правую, а затем левую ногу.

Мы на этой карусели                                              

Прокатиться захотели                          произвольные круговые движения 

( Дети присаживаются на свои места.)  Мы с вами немного вспомнили дни недели, а сейчас ответьте на вопросы, но отвечать будем быстро и тот, на кого я укажу:

- Какой день наступит после понедельника?

- Как называется день, обозначающий середину недели?

- Сколько дней рабочих?

- Как называется день перед понедельником?

- Сколько и какие дни выходные?

- Как называется день, который идет после среды?

Молодцы ребята,  и с этим заданием вы справились. Я думаю, что осень будет нами довольна. Осталось выполнить последнее задание.

Я читаю вам задание, а вы выкладываете на столе ответы.

  • Шесть веселых медвежат

             За машиной в лес спешат.

               Но один малыш устал,

            От товарищей отстал.

           А теперь ответ найди:

           Сколько мишек впереди?

Проверяю правильность ответов.

- Как медведи готовятся к зиме? Следующий вопрос:

  • Раз к зайчонку на обед 
      Прискакал дружок-сосед.
      На пенек зайчата сели
      И по две морковки съели.
      Кто считать, ребята, ловок?
      Сколько съедено морковок?

Как готовятся к зиме зайцы? Делают ли они какие-то запасы?

  • Еж спросил ежа-соседа:
    - Ты откуда, непоседа?
    - Запасаюсь я к зиме:
    Видищь яблоки на мне.
    Собираю их в лесу:
    Пять унес, да два несу.
    Призадумался сосед:
    - Это много или нет?
  • Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей -

Посчитай-ка всех зверей.

- Ну, вот, мы с вами справились со всеми заданиями, а это что за конверт? (раскрываю конверт, там письмо от Осени)

« Ребята! Если вы читаете это письмо, значит, вы справились со всеми заданиями. Спасибо вам огромное за помощь! Я в саду вам оставлю гостинец от меня! До встречи через год! Осень.»

- Спасибо Осень! А нам надо возвращаться в детский сад. Отгадайте загадку:

Приглашает нас в полет

Необычный самолет.

С виду он ковер обычный.

Но летает он отлично.   (Ковер - самолет)

 Усаживайтесь поудобнее, возьмитесь за руки, чтобы не упасть,  мы отправляемся»

- Кому мы сегодня помогали?

- Чем занимались?

- О чем говорили?

- Чем понравилось больше всего заниматься?

- Вспомним состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7.

- Вот мы и  в детском саду, посмотрите, что нас ждет. (Достаю корзинку с угощениями.)

.