Консультации
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 5
Тема: « Состав числа 7»
Цель занятия
Учить детей составлять число семь из двух меньших чисел; закрепить название дней недели, осенние месяцы, перелетных и зимующих птиц, подготовку зверей к зиме; упражнять в составлении числа 7 из единиц. Закрепить состав чисел 3, 4, 5, 6. Продолжать учить детей ориентировки в пространстве. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь.
Материалы : картинки с птицами: сорока, скворец, ворона, синица, воробей, ласточка журавль. 5 конвертов: 1 – для письма, другие – для заданий. План группы, с отмеченными заданиями. Мешочек с разными геометрическими фигурами. Математические наборы на каждого ребенка. Цифра 7 –демонстрационный материал. Числовые домики от 2 до 7.
Ход занятия
Стук в дверь, заносится письмо без обратного адреса, вместо адресата написана загадка:
Вянет трава, желтеет листва.
Холод наступает. Когда это бывает? (Ответы детей)
Действительно, это Осень нам прислала письмо ( открываю письмо и читаю). «Дорогие ребята, мне очень нужна ваша помощь. В природе все так перепуталось и я не могу навести порядок и прошу вас о помощи. Звери не готовятся к зиме, а птицы забыли кто должен улетать в теплые края. Но дорога будет нелегкая. Я вложила план, который вам поможет найти дорогу, но по дороге вам надо справиться с заданиями, которые вы найдете в конвертах. Очень надеюсь на вашу помощь!!!»
Достаю план, рассматриваем и начинаем движение. В процессе задаю вопросы:
- Как вы думаете в какую сторону нам надо идти? ( Дети закрепляют право-лево,впереди- сзади).
- Задание «Отгадай фигуру».
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (Квадрат)
У него три стороны,
И они могут быть разной длины. (Треугольник)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Дети должны угадать на ощупь геометрическую фигуру. Сопровождаю вопросами:
- Какую фигуру ты нащупал?
-Почему ты так решил?
- Какого размера эта фигура?
- Сможешь ли ты, не глядя на фигуру определить ее цвет?
- Сколько углов у твоей фигуры?
- Задание ( сидя за столом)
Отгадайте, что будет в третьем задании.
Кнутом не гонят, овсом не кормят;
Когда пашет-
Семь плугов тянет. (Трактор).
Братцев этих ровно семь, вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний. (Дни недели)
- Какое число вы услышали в загадках? (Число семь.) возьмите карточку с цифрой семь. На что она похожа?
На крыше флаг. Смотрите все! Ведь он похож на цифру 7!
7 – точно острая коса.
Коси коса, пока роса.
Попробуйте выложить варианты состава числа 7 у себя на столах с помощью геометрических фигур. ( Во время выкладывания состава числа проверяю правильность выполнения заданий детьми. Как только дети закончат работу, предлагаю отдельным детям рассказать, как способы составления числа 7. ) А для того, чтобы вы запомнили состав числа 7, я повешу домик на доске.
- Задание «Поможем птицам»
Какое сейчас время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? Почему птиц называют перелетными? Какие птицы улетают? Почему они улетают? Кто ведет птиц? Почему его так называют? Какие птицы улетают первыми, а какие последними? Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых- они и улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже скворцы. Какие улетают последними, как вы думаете, почему? (Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.) Все ли птицы улетают? Как называются птицы, которые остаются? Посмотрите внимательно на картинки . каких птиц вы узнали? На какие группы их можно разделить? Сколько всего птиц у нас получилось? Сколько зимующих? Сколько перелетных? Давайте пожелаем нашим перелетным птицам счастливого пути, а зимующим пообещаем, что обязательно их будем подкармливать зимой. А нам надо двигаться дальше. Сколько у нас дней в неделе? Давайте вспомним про каждый день.
Физминутка с элементами гимнастики для глаз и пальцев
В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики прыгают на двух ногах. Полюбили крепко их
Девочки и мальчики обхватывают себя руками. Пригласили их плясать,
Дружно ножки выставлять по очереди выставляют ноги вперед.
Присядь вправо поворачиваются вправо с приседанием, смотрят назад,
Присядь влево поворачиваются влево с приседанием, смотрят назад,
А затем кружись ты смело. кружатся.
А ладошки у ребят,
словно листики, шуршат трут ладони одна о другую.
К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий взмахивают ладощками вверх-вниз.
По болоту он шагал,
Рыб, лягушек доставал Ходьба на месте, высоко поднимая колени,
Наклонялся, выпрямлялся наклоны вперед, руки назад,
Вдаль смотрел на край болот, смотрят вдаль, приставив руку к голове, как козырек
И на нос. Ой! Где он? Вот он! Смотрят на выставленный вперед палец; подводят
палец к носу, не отрывая от него взгляда.
Аист полетел домой . взмахивают руками вверх-вниз. Машем мы ему рукой. машут одной рукой или одновременно двумя.
В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил ходьба на месте,
И наклоны выполнять наклоны вперед,
И на цыпочках стоять подниматься на носочки. Мы покрутим головой,
Словно хоботом, с тобой круговые повороты головой, смотрят вверх, вправо, вниз,
влево и в обратном порядке.
В прятки мы играем,
Глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем слона искать.
Пять, четыре, три, два, один!
Слон уходит в магазин. плотно закрывают глаза пальцами рук, считают до пяти и
широко открывают глаза.
А в четверг к нам приходила
Хитрая лисичка ходьба на месте с имитацией мягких
шагов лисицы.
Показала хвостик рыжий, Такой мягкий и пушистый туловище вправо и влево, стараясь смотреть
как можно дальше назад.
Посидели, постояли,
Притаились, как лиса приседание, Мышку в норке поискали приседают и пальчиками разгребают землю.
Вот такие чудеса! Встают и разводят руки в стороны, приподнимая плечи.
Мишка в пятницу пришел ходьба на месте с имитацией шагов медведя,
Он в лесу медок нашел руки так, как будто дети держат перед собой
бочонок меда; приседания с поворотом туловища вправо, влево
На высокой елке, где колкие иголки смотрят вверх-вниз; пальцы рук
раздвинуты-«иголки.
Мы у пчел медку попросим встряхивают кистями.
На дворе настала осень тянутся.
Скоро мишка ляжет спать медленно приседают,
Будет лапу он сосать голову вправо-влево, руки под головой.
Пчелы дали меду целую колоду хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах.
Мы в субботу пригласили взмахи руками к себе
Шустрых белок на обед по вороты туловища вправо, влево с приседанием.
Щей вкуснейших наварили. обе кисти сжаты вместе, круговые движения обеими
руками, туловище поворачивается вслед за руками,
Наготовили котлет. меняют местами ладони, лежащие одна на другой.
Белки в гости прискакали прыжки на месте, Посмотрели на столы, широко открывают глаза и крепко их зажмуривают,
В лес обратно убежали бег на месте
За орешками они постукивают кулаками один о другой.
В воскресенье - выходной,
Мы идем гулять с тобой ходьба на месте.
Смотрим вправо туловище вправо, смотрят назад,
Смотрим влево туловище влево, смотрят назад,
Ничего не узнаем разводят руки в стороны: удивляются.
Вот забор, а за забором руки вытягивают перед собой, кисти ставят
вертикально, пальцы раздвигают - «иголки»
Ходит, лая, грозный пес обе руки одновременно переводят справа налево,
глаза следят за руками.
Вот корова замычала: «Му-у-у!» туловище вперед,
Заработал паровоз: «Ду-ду-ду-у!» имитация движущегося поезда,
А лошадка бьет копытцем,
Предлагает прокатиться руки на поясе, приподнимают и опускают сначала
правую, а затем левую ногу.
Мы на этой карусели
Прокатиться захотели произвольные круговые движения
( Дети присаживаются на свои места.) Мы с вами немного вспомнили дни недели, а сейчас ответьте на вопросы, но отвечать будем быстро и тот, на кого я укажу:
- Какой день наступит после понедельника?
- Как называется день, обозначающий середину недели?
- Сколько дней рабочих?
- Как называется день перед понедельником?
- Сколько и какие дни выходные?
- Как называется день, который идет после среды?
Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Я думаю, что осень будет нами довольна. Осталось выполнить последнее задание.
Я читаю вам задание, а вы выкладываете на столе ответы.
- Шесть веселых медвежат
За машиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Проверяю правильность ответов.
- Как медведи готовятся к зиме? Следующий вопрос:
- Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Как готовятся к зиме зайцы? Делают ли они какие-то запасы?
- Еж спросил ежа-соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме:
Видищь яблоки на мне.
Собираю их в лесу:
Пять унес, да два несу.
Призадумался сосед:
- Это много или нет? - Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.
- Ну, вот, мы с вами справились со всеми заданиями, а это что за конверт? (раскрываю конверт, там письмо от Осени)
« Ребята! Если вы читаете это письмо, значит, вы справились со всеми заданиями. Спасибо вам огромное за помощь! Я в саду вам оставлю гостинец от меня! До встречи через год! Осень.»
- Спасибо Осень! А нам надо возвращаться в детский сад. Отгадайте загадку:
Приглашает нас в полет
Необычный самолет.
С виду он ковер обычный.
Но летает он отлично. (Ковер - самолет)
Усаживайтесь поудобнее, возьмитесь за руки, чтобы не упасть, мы отправляемся»
- Кому мы сегодня помогали?
- Чем занимались?
- О чем говорили?
- Чем понравилось больше всего заниматься?
- Вспомним состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7.
- Вот мы и в детском саду, посмотрите, что нас ждет. (Достаю корзинку с угощениями.)
.