Рабочая программа По художественному творчеству «Занимательные салфетки» Для детей средней и старшей группы
Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_hudozhestvennomu_tvorchestvu.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По художественному творчеству
«Занимательные салфетки»
Для детей средней и старшей группы
Воспитатель
МАОУ Прогимназия №108
Кокорина Наталья Юрьевна
Бурятия город Улан-Удэ
Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравним (лёгкость обработки, минимум инструментов). Работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна, а так, же дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Удивительно интересный и податливый материал - бумажные салфетки. Он доступен для ребёнка и позволяет открыть новые возможности в развитии мелкой моторики. Аппликация и художественное конструирование с использованием бумажных салфеток могут быть: предметными, сюжетными, и декоративными. В процессе работы ребёнок знакомится с разными приёмами обработки салфеток: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием и др. Занятия с использованием бумажных салфеток повышают самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, способствуют развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, развития мелкой моторики руки.
Аппликация – это способ работы с цветными кусочками бумажных салфеток. Аппликация развивает конструкторское мышление – собирать целое из кусочков.
Торцевание – этот вид бумажного творчества необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе, на пластилине, на пенопласте.
Жгутики – бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в жгутики, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Все эти техники помогают в развитии детского творчества:
· Эстетического вкуса и художественного воображения;
· Развивают тактильные ощущения и моторику;
· Помогают в изучении цветов и форм;
· Ребёнок узнает на практике слово «технология» – ведь чтобы получить результат нужно сначала потрудиться и сделать определенные действия – нарезать цветные квадратики ножницами, скатать комочки, намазать клеем, приклеить в определенное место и т. д.
Цели и задачи программы:
1.Прививать детям основы художественной культуры, развивать эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию, формировать образное мышление и эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, искусству как основе развития творческой личности; формирование эстетического вкуса и потребностей.
2. Дать детям представление о нетрадиционных способах изобразительной деятельности, развивать творческие способности и изобразительных навыков, обучать основам художественной грамотности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
-Обучать различным приёмам и поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;
-Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;
Развивающие:
-Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, пространственного мышления, способности к творчеству;
-Развитие художественного вкуса;
-Развитие навыков апплицирования и конструирования;
-Развитие уверенности в своих способностях;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к работе с бумажными салфетками;
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.
-Воспитание внимательного отношения к близким людям (подарки родным)
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность..
Содержание программы.
Содержание программы предполагает развитие творческих способностей детей по принципу от простого к сложному, и разделена поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;
1 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков из целой салфетки).
2 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации).
3 – «Жгутики» (приём скручивания бумажных полосок)
4 – «Торцевание»
5 – «Создание разных видов цветов» (изготовление полусфер из бумажных салфеток, объёмная поделка)
6 – «Гофротрубочки из салфеток»
7 – «Вышивание салфетками» (торцевание на пенопласте)
Ожидаемый результат:
1.Развитие творческих способностей детей.
2. Проявление интереса к изготовлению поделок из бумажных салфеток.
3. Владение различными приёмами работы с бумажными салфетками.
4.Развитие умелости рук, мелкая моторика, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;
презентации детских работ родителям (сотрудникам); представление опыта работы через публикации, проведения мастер-класс, открытые НОД.
Форма образовательной работы:
Кружок «Занимательные салфетки». Курс подготовки по бумажной пластике в течение 2 лет для детей дошкольного возраста. Первый год обучения – дети 4-5 лет (средняя группа), второй год обучения – дети 5-7 лет (старшая - подготовительная группа). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.
Расписание кружка строится в форме НОД с возрастными требованиями из расчёта 1 раз в 2 недели во второй половине дня в группе. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 18. НОД строится из трёх частей: вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала. Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помощь, индивидуальная работа. Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
Формы и методы, используемые на занятиях:
-Загадка, беседа, художественное слово;
-рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения приёмов и последовательности работы.
Материал к занятию:
-бумажные салфетки разного цвета, цветной картон, белая бумага, пластилин, кусочки пенопласта, ножницы.
- клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея, стиплер, зубочистки, деревянные шпажки.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Первый год обучения
Тематический план для детей средней группы 2013-2014 уч. год
Сентябрь
Сентябрь
№ | Тема | Содержание работы, цель. | Кол-во занятий | |||
1. | «Знакомство с салфетками» | Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д) Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик. | 1 | |||
2. | «Ваза с цветами» коллективная работа | Учить самостоятельно, выбирать салфетку по цвету для изготовления объёмного шара-цветка. Перед началом работы раскрыть сложенную салфетку. Умение находить место в общей композиции для своей работы. | 1 | |||
Октябрь | ||||||
3. | «Воздушные шары» | Закрепить приём скатывания салфетки для изготовления разноцветных шаров.Аккуратно пользоваться клеем, дорисовывать ниточки. | 1 | |||
4. | «Корзина с фруктами» коллективная работа | Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Наклеивать комочки бумаги на плоскостную форму в виде груши и яблока. | 1 | |||
Ноябрь | ||||||
5. | «Мимоза» | Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу.
| 1 | |||
6. | « Подснежники» «Колокольчики» | Приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации. Закрепить умение работать с ножницами. | 1 |
Декабрь
7. | «Зимнее дерево» | Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность. | 1 |
8. | «Новогодняя ёлочка» | Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции | 1 |
Январь
9. | «Снегири» | Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества. | 1 |
10. | «Рыбки в аквариуме» Коллективная работа | Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок, используя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность. | 1 |
Февраль
11. | «Дангина - принцесса Белого месяца» Коллективная работа | Закрепить умения детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить на подготовленную основу. Поощрять детей работать сообща. | 1 |
12. | «Валентинки» | Учить декорировать готовую рамочку в форме сердечка для подарка своим близким. Учить детей новому приёму торцевание, аппликативной мозаике, из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе. | 1 |
Март
13. | « Волшебное дерево» | Учить моделировать образ дерева. Упражнять в использовании приема работы торцевания цветных кусочков салфеток, с использованием зубочисток и пластилина. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | 1 |
14. | «Гиацинты в подарок маме» | Продолжать учить создавать красивые цветы, закрепить навыки работы в технике торцевания на пластилиновой основе, упражнять в декорировании работы. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус в выборе цветовых оттенков для работы. | 1 |
Апрель
15. | «Космея» «Ромашка» | Продолжать учить делать аппликацию из жгутиков, самостоятельно готовить материал (нарезать полоски салфеток) учить создавать объемные цветы. | 1. |
16. | «Украшение платья» | Учить детей самостоятельно выбрать приём создания украшений на платье ( форме) с использованием знакомых приёмов .Развивать воображение, фантазию. | 1 |
Май
17. | «Одуванчики» | Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата. | 1 |
Основные требования к уровню подготовки детей. Ребёнок должен: | |||
Знать Различные способы и приемы бумажной пластики с использованием бумажных салфеток: свертывание, скатывание, скручивание, складывание, изготовление полусфер, аппликация из цветных полосок, комочков, объемная аппликация. Уметь Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации из полосок, а также объемные. Создавать композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания. Использовать навыки декоративного апплицирования, придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь формы. Пользоваться клеем, кисточкой. Оценка результативности Результат обучения детей по программе оценивается с помощью традиционных методов: - анализ готовых работ; - наблюдение за самостоятельной работой детей; - выставка работ воспитанников; - участие в конкурсах различного уровня; - самоанализ готового изделия. -проверка понимания и усвоения материала Педагогический анализ. Общие показатели развития детского творчества: творческая активность, креативность (творческая), инициативность, самостоятельность и ответственность, новизна, оригинальность, как способ развития творчества, способность к самооценке. | |||
Параметры | Характеристика уровней | ||
Низкий-1 балл | Средний-2 балла | Высокий-3 балла | |
1.Уровень эмоциональной отзывчивости и интерес к работе с бумажными салфетками | Не проявляет заинтересованности и активности, не выражает особого желания заниматься. | Эмоции выражены слабо, может работать увлечённо, но не всегда доводит до конца работу. | Ярко выраженная эмоциональная отзывчивость интерес и желание к творчеству. |
2.Способность восприятия и понимания поставленной задачи | Не воспринимает самостоятельно поставленную задачу, необходима поддержка и стимуляция со стороны взрослого | Воспринимает задание, но испытывает затруднения в выполнении поставленной задачи | Радостно воспринимает тему, проявляет самостоятельность в выполнении задания. |
3.Уровень технических навыков | Умения развиты слабо, формы расплывчаты, пропорции нарушены. Ребёнок не справляется с заданием. | Испытывает затруднения в освоении новых техник. Выполняет легкие задания, движения достаточно уверенные, есть незначительные искажения в приёмах, техническая сторона требует контроля со стороны взрослого. | Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия с материалом. Уверенно и самостоятельно выполняет задание, в случае необходимости обращается с вопросами. Чувствует и использует в работе пространство и место узора. |
4.Наличие художественно-творческих способностей и творчества детей. | Творческое воображение не развито, при выполнении задания нуждается в помощи воспитателя. | Творческие способности развиты слабо, работы и узоры банальны, однообразны, часто повторяемы. | Содержание работ базируется на понимании узора, предмета, на достаточном уровне развита фантазия, узоры на рисунках разнообразны и не повторяют друг друга. |
От 4-до 6 баллов - низкий уровень
От 7-до 9 баллов - средний уровень
От 8- до 12 баллов - высокий уровень.
Используемая литература:
«Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.
«Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.
«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.
«Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова