Использование интернет-ресурсов в формировании социо-культурной компетенции на уроках немецкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_resursov_internet_v_formirovanii_sotsiokulturnoy_kompetentsii_na.pptx | 2.53 МБ |
in_res.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное общество ждет и требует от нас широкого внедрения инноваций в образование, в технологию и структуру урока, в формы организации учебно-познавательного процесса.
Сегодня из всех инновационных технологий на первое место выходят информационные технологии, все глубже проникая во все сферы жизни человека, а информационная компетентность непосредственно определяет уровень его образованности.
Сегодня без широкого использования ИКТ построить учебный процесс очень сложно. Ученики, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и мой предмет – немецкий язык.
Начиная осваивать и внедрять ИКТ технологии, я поставила себе одной из целей – изучение и систематизацию опыта использования данных технологий в деятельности учителей иностранного языка.
Дидактические задачи, которые можно успешно решать в процессе преподавания иностранного языка с помощью ИКТ: формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования ; расширение активного и пассивного словарей; приобретение культурологических знаний; формирование культуры общения; формирование навыков работы в группе; формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности и потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
Microsoft Word (это создание раздаточного материала, текстовых заданий и карточек для учащихся, оформление учебной наглядности и т.д ); Различные интернет -браузеры (поиск информации учителем и учащимися, виртуальные интернет- экскурсии (например по городам, музеям Германии и России ; Microsoft Power Point К омпьютерные обучающие программы.
Широкое применение в обучении возможностей программы Power Point породило у учащихся стремление использовать ИКТ- технологии
Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач: -активизировать мыслительные способности учащихся, -привлекать к работе пассивных учеников, -делать занятия более наглядными, -обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами, -приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами, -обеспечивать моментальную обратную связь, повышать интенсивность учебного процесса, -обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур, -формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования , монологической и диалогической речи, -расширять словарный запас.
Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку, сейчас это стало намного доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало .
Интернет позволяет мне: 1. П роводить самостоятельный поиск информации учителем и учащимися 2. Формировать и развивать умения и навыки чтения, аудирования , говорения и письма 3. Пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка 4. Получать знания о стране изучаемого языка .
Применение ИКТ технологий и мультимедийных средств обучения , в частности, создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе изучения иностранного языка.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Использование интернет-ресурсов в формировании
социо-культурной компетенции на уроках немецкого языка
Подготовила учитель немецкого языка
МБОУ ООШ с. Ягодное : Потехина Н.М.
Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах экономики, политики и культуры сделали особо актуальной проблему межкультурного общения. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.
Проблема содержания обучения иностранным языкам была и остается одной из самых важных проблем методики. Это естественно, ибо социальный заказ современного общества в этой области выдвигает задачу сформировать такую личность, которая была бы способна адаптироваться в быстроразвивающихся условиях жизни.
Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, они должны иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с носителями языка и т. д. Необходимость владения навыками и умениями устного и письменного иноязычного общения в личностных и профессиональных целях является общепризнанным фактом. Владение иностранным языком, выступая в качестве фактора, повышающего ценность специалиста на рынке труда, является сегодня в большинстве случаев одним из обязательных условий приема на работу.
Именно такая постановка обучения соответствует потребностям, предъявляемым к иностранным языкам на современном этапе развития общества. В настоящее время ставится вопрос о приобщении жителя XXI века к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к европейскому стандарту, о владении им не менее чем двумя иностранными языками. Для этого, в свою очередь, необходимо постепенное ознакомление через изучаемый язык с историей и современной жизнью страны, язык которой изучается, её традициями и культурой.
В современных условиях информатизации общества все больше возрастает роль средств массовой информации, особенно Интернета, и их влияние на все сферы человеческой деятельности. Интернет стал универсальным инструментом, необходимым в любой профессиональной деятельности. Возрастает и уровень запросов социума к специалисту, к его профессиональной компетентности. Поэтому важно формировать у учащихся наряду с другими компетентностями информационную компетентность, которая предполагает умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить в разных источниках необходимую информацию и использовать её в учебном процессе, а также с целью саморазвития.
Целью обучения иностранному языку в школе является развитие у учащихся способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, формирование иноязычной коммуникативной компетентности - готовности и способности к иноязычному общению, формирование и развитие личности средствами иноязычной культуры как субъекта учебной деятельности, личности, конструктивно думающей, способной к саморазвитию, которая могла бы свободно интегрироваться в систему национальной и мировой культур.
Реализации этой цели во многом способствует использование на уроках иностранного (немецкого) языка Интернет-ресурсов.
Использование Интернет-ресурсов в сочетании со знаниями и умениями в сфере иностранных языков позволяет учащимся получить представление о ментальности и в целом о культуре народов стран изучаемого языка, легко ориентироваться во "всемирной паутине", способствует формированию информационной компетентности школьника и его успешной социальной адаптации.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, повышающего свои профессиональный уровень.
Применение ИКТ на уроках иностранного языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе и с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут "блеснуть" своими познаниями в сфере технологий.
Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках немецкого языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.
Сначала я использовала Интернет как средство получения информации по интересующей меня теме. Я использовала Интернет и для получения информации по страноведческой тематике. Ведь в учебниках этот страноведческий материал часто преподносится не так интересно, не красочно и часто без наглядности. Посмотреть на достопримечательности городов Германии, Швейцарии и Австрии было потрясающе не только для моих учащихся, но и для меня лично. Интернет делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на немецком языке.
Для формирования навыков чтения Интернет - эффективное средство. Чтение при изучении немецкого языка делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть всеми видами чтения. К сожалению, учебники не содержат текстов в нужном количестве для всех указанных видов чтения. С помощью Интернета можно восполнить этот пробел. Изучающее чтение является наиболее трудным видом, так как необходимо знать все слова, содержащиеся в тексте.
Ребята выписывают незнакомые слова, переводят, можно проработать их в наиболее похожих словосочетаниях. Иногда использую определенный текст в качестве теста, в котором учащиеся восполняют пропущенную информацию. Если предусматривается работа по формированию навыков ознакомительного, просмотрового, поискового чтения, то я готовлюсь к этому заранее, сначала подыскиваю подходящие тексты, и сохраняю ссылку в папке "Избранное", и затем с учащимся выходим в сеть и прочитываем данный текст.
Часто предлагаю ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.
В дополнение к работе над навыками чтения, ребята пополняют словарный запас. Для этого предлагаю учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы становится создание своей презентации, посвященной одному конкретному событию, где ребята пытаются дать свое видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств.
Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке немецкого языка в этом смысле просто незаменимо. Это действительно средство коммуникации. Общение в виртуальной реальности может осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом:
1. Установление дружеской переписки. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.
2. Создание совместных учебных проектов. Но это только задумка на будущее.
Я постоянно использую информацию, полученную в Интернете. Из своего опыта общения с Интернетом я могу посоветовать учителям любого предмета "поплавать" в бескрайнем море информации. По Интернету можно заказывать книги, фильмы, диски, видео. Можно получить исчерпывающую информацию, чем славен тот или иной день в истории.
Со старшеклассниками работается легче. Их уровень языковых знаний позволяет использовать многообразный материал. Материал же для V - VI классов приходится собирать в Интернете по крупицам. В работе помогает то, что большинство учащихся уже научились обращаться с компьютером.
На уроке ребятам удобнее, чтобы все необходимые адреса для работы в Интернете, находились перед ними. Тогда они делают меньше ошибок при наборе адреса.
Наиболее интересные, по их мнению, адреса они записывают в обычную тетрадь. Таким образом, у них появляется своя коллекция учебных адресов, которой можно будет воспользоваться и дома, если не удалось завершить работу на каком-либо сайте на уроке.
Вот мои самые любимые адреса для работы с Интернет-ресурсами в школе и для самообразования:
На сайте www.nd.ru и www.grenzenlos-life.de можно заказать одну из учебных программ, которая может быть использована, начиная с III-IV классов . В этой программе более 20 лексических тем, к которым подобрана "базовая" лексика.
Для учащихся V классов можно предложить следующие темы: "ich und du", "Zu Hause", "Mein Leben", "Zukunft", "Lernen und arbeiten", "Feste feiern". Под названием каждой темы дан алфавит. Нажав какую-либо букву, можно увидеть всю лексику, начинающуюся на эту букву и относящуюся к соответствующей теме. Каждое слово проиллюстрировано и имеет аудиосопровождение.
После работы по какой-либо теме ученик может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал. Это выполняется в доступной игровой форме.
В программе представлено 730 лексических единиц, которые рассчитаны на три уровня знаний. Лексические структуры представлены визуально так, что учащиеся самостоятельно догадываются о значении слов. Понимание лексики облегчает цветовое сопровождение: глаголы выделены в красной рамочке, прилагательные - в зелёной, имена существительные - в синей. Аудиопримеры можно прослушивать по несколько раз.
В подразделе "Кино" представлены различные виды текстов (Textsorten) разной степени трудности: аутентичные истории, проектные работы школьников, страноведческая информация, небольшие кино- сюжеты. Учащиеся пользуются лексикой в конкретных ситуациях. Одновременно тренируется контекстуальное понимание незнакомых слов.
Опираясь на текстовой материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка: написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты (Е-Маil), они пробуют себя в Chat (моментальное электронное общение в Интернете). Возможность общения со сверстниками во всём мире является важнейшим стимулом для изучения ИЯ.
Для начинающих изучение немецкого языка есть специальные АВС-упражнения. Учащиеся видят написание буквы, слышат, как она произносится, тренируют алфавит в различных типах упражнений. Затем похожая работа проводится с клавиатурой компьютера. Дети знакомятся с расположением букв на клавиатуре, что помогает им в дальнейшем в выполнении письменных работ.
При изучении темы "Рождество" можно воспользоваться адресом htpp://adventskalender.deutschlern.net. На этом сайте 23 задания различной степени трудности и одна прогулка по Рождественскому базару (№ 13) Другие задания также очень интересные, но они предназначены для учащихся старших классов.
Множество идей по ведению школьных праздников и вечеров можно найти на сайте www.zzzebra.de.Все праздники, которые популярны в Германии, распределены на этом сайте по временам года.
Для шестиклассников интересными оказались праздники и история их возникновения. Материал сайта позволяет сделать большие проектные работы по темам "Weihnachten", "Ostern". На этом же сайте можно многое узнать о традициях и обычаях, связанных с праздником святого Мартина. Через принтер можно перепечатать песни и стихи о св. Мартине.
Задания по страноведению Германии можно найти на сайте www.gs-katzenelnbogen.bildung-rp.de, на котором изображена карта Германии и выделены федеральные земли. Названия земель даны под картой, их нужно правильно перенести на карту. Если задание выполнено неправильно, то название земли само возвращается в исходное положение. На начальном этапе работы с этими заданиями около компьютера лежит настоящая карта Германии с названиями всех земель. В случае необходимости ученик может пользоваться этой подсказкой. Постепенно она станет ему не нужна.
На сайтах www.europschool.net, www.wasistwas.de и http://www.users.skynet.be/bd/pe/de даются всевозможные страноведческие задания.
На время нужно отгадать название страны и столицы из предложенных 4 -5 вариантов или же по изображению основных европейских достопримечательностей нужно назвать соответствующую страну. При необходимости можно пользоваться настоящей картой Европы.
На сайте www.europschool.net можно также найти игры, предназначенные детям разного возраста.
На этом сайте есть игры и для ребят примерно 11-12 лет. Предлагается составить Puzzle: даются фотографии наиболее известных европейских памятников архитектуры с аудиосопровождением. Есть Puzzle, состоящие из 4, 6 и 30 деталей. Когда Puzzle будет составлен, появятся названия архитектурного памятника и страны, в которой он находится.
На этом сайте для ребят размещены 10 кроссвордов по различным лексическим темам.
Каталог полезных сайтов, |
которые помогут подготовиться к уроку, провести внеклассное мероприятие, заняться самообразованием, познакомиться с новыми учебными программами: |
1. http://www.goethe.de Институт им. Гёте оказывает всестороннюю поддержку учителям немецкого языка, предлагая им обширный дидактический материал для уроков, внеклассных мероприятий и повышения своего самообразования.
2. http://deutsch-uni.com.ru На сайте – грамматика немецкого языка, топики, коллекция поговорок и цитат, методическая копилка учителя немецкого языка, планы уроков, игры и тесты на немецком языке.
3. http://www.uchportal.ru Учительский портал. Содержит материалы для учителя: поурочное планирование, открытые уроки, презентации и др.
4. http://www.spielekiste.de На сайте вы найдёте много занимательных игр на немецком языке.
5. http://www.forwunderkind.narod.ru Немецкий язык для вундеркиндов. На сайте вы найдёте всё для изучения и преподавания немецкого языка: аудио- и видеоуроки, презентации и тренажёры, мультфильмы, сказки и песни.
6. http://www.studygerman.ru Сайт предлагает уроки и игры онлайн, полезные видео, тесты, книги на немецком языке, разговорники, немецкое TV, форум и др.
7. http://www.uchiyaziki.ru/index.php/german Сайт предлагает вам учебники немецкого языка, самоучители немецкого языка, аудио-, видеокурсы, справочники по немецкому языку и др.
8. http://ingeb.org/kinderli.html На этом сайте предложены детские немецкие песни на различные темы, с нотами и мелодиями.
9. http://www.kinderbrockhaus.de Здесь можно найти немецкие шуточные вопросы, загадки, эксперименты и много интересной информации.
10. http://www.tivi.de/fernsehen/jonalu/start/index.html Интерактивный обучающе-игровой сайт немецкого мультфильма JoNaLu от телеканала KiKa совместно с ZDFtivi.
11. http://www.grammade.ru Грамматика на уроке немецкого языка. На этом сайте Вы найдете материалы для изучения немецкого языка, в частности, грамматики, предназначенные для начального этапа обучения.
12. http://marinasakratova.ucoz.ru Персональный сайт учителя немецкого языка. Статьи, рефераты на немецком языке; методические материалы по многим темам начального, базового и профильного курсов немецкого языка, элективные курсы, дидактические материалы; педагогические измерения и тесты; творческие находки и педагогические идеи по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании.
13. http://www.museen.de, http://www.galerie.de, http://www.archinform.de На страницах этих сайтов Вы познакомитесь с искусством Германии.
14. http://deutschdoma.ru/sajt-uchitelej-nemeckogo-yazyka.html Сайт предлагает аудио-, видеоматериалы, тесты, книги на немецком языке.
15. http://germanlang.web-3.ru/useful/portals Ресурс для всех, кто изучает немецкий язык. Все необходимые полезные и интересные материалы, ссылки на сайты, посвященные аналогичной тематике, подборка книг на немецком языке, статей по теме, справочников, учебных пособий.
16. http://www.kinderreimeseite.de/index.php На странице собраны прекрасные немецкие детские рифмовки, песенки и стихи.
17. http://www.jungschar.com/index.htm Сайт для учителей, преподающих немецкий на начальной ступени обучения: загадки, истории, музыка и многое другое.
18. http://startdeutsch.ru/ Изучение немецкого языка - StartDeutsch.
Итак, иностранный язык - это реальное средство общения между людьми разных стран, средство познания мира и популяризации своей культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции. Необходимо сформировать готовность к ведению диалога культур. Обучение иностранному языку дает большие возможности показать учащимся особенности (не только языковые, но и поведенческие) и специфику страны изучаемого языка.
Формирование социокультурной компетенции необходимо, т.к. без социокультурных знаний и умений нет практического владения языком. Кроме того, социокультурный компонент является стимулом повышения эффективности обучения, учащихся на всех этапах общеобразовательной школы.
При формировании социокультурной компетенции актуально использование проектной методики, методики обучения в сотрудничестве, игровых технологий, чтение текстов лингвострановедческого содержания, в том числе газетного текста, использование песенного материала и применение национально-регионального компонента и конечно информационно-коммуникационных технологий.
На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.