Эссе "Я – учитель"
Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад,
улица – требованиям сегодняшним, школа – требованиям, какие будут через 20 лет.
Михаил Гаспаров
Быть учителем непросто. Но это так здорово – быть учителем. Каждый раз, переступая порог школы, я убеждаюсь в правильности своего выбора профессии.
Будучи ребенком, я постоянно приставала к маме с вопросами: «А что?.. А как?..» Мама всегда старалась мне объяснить (не отмахивалась), но на все вопросы трудно знать ответы. Когда она затруднялась ответить, то говорила: «Вот пойдешь в школу, и учитель тебе все объяснит». Тогда я и решила, что Учитель - это тот, кто знает все…
Выбирая педагогический университет, я все равно еще до конца не осознавала, что значит быть учителем. Я – ребенок 90-х: в стране в те годы была неразбериха, большинство наших родителей были заняты прежде всего поисками «хлеба насущного», нравственные ценности как-то само собой оказались отодвинуты на второй план, модно и престижно стало учиться на юриста, экономиста. А мне хотелось связать свою жизнь с биологией. Ведь учитель биологии – это человек, который воспитывает у ребят чувство ответственности за природу, окружающий мир, учит любить и понимать все живое, наконец, бережно относиться к здоровью. А ведь это так важно в наше непростое время – воспитать неравнодушное поколение.
Окончив четвертый курс, на время летних каникул я пришла в свою Николинобалковскую среднюю школу. Попросила, чтобы меня взяли в пришкольный лагерь. Хотелось понять, а смогу ли я работать с детьми. И тут моя жизнь закружилась в фейерверке детского смеха, радостных улыбок и таких искренних, доверчивых глаз! Тогда я окончательно поняла - да, это мое!
Трудно ли мне быть учителем? Я не слукавлю, если скажу – да. С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается? Уроками. Ведь приходя с работы, с дочкой-первоклассницей делаю домашние задания, вместе осваиваем новые программы, занимаемся домашними делами. А уж когда приходит из детского сада малышка, то все внимание я отдаю ей - развивающие игры, мяч, книги, прятки… Когда же все собираются на вечерний ужин, то мы наперебой рассказываем папе о том, как у кого прошел день.
А когда же работа? Когда планы? Тетради? Утром, в 4 утра, когда вся семья мирно посапывает в подушки, я отдаюсь своей работе с головой. Читаю, проверяю, изучаю.… Недаром ведь говорится: утро вечера мудренее. Утром приходят новые мысли, идеи, пути решения.
Для меня очень важно видеть заинтересованные лица моих учеников, радоваться их успехам в освоении предмета, поэтому всегда стараюсь развить их познавательный интерес, используя новые формы работы, заставляющие думать, исследовать, рассуждать.
Как много «вбирает» в себя учитель… Это и мама, и психолог, и социальный педагог, и…
Так кто же такой - Учитель? Современный учитель? Какой он? Он должен уметь, знать, понимать, быть добрым, терпеливым… И главное – он должен уметь не только учить детей, но и сам способен учиться, и у своих учеников тоже. Должен видеть лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей получать радость от приобретенных знаний для того, чтобы, окончив школу, они нашли свое место в обществе. Ведь учитель не только помогает детям приобрести знания, он еще и воспитывает. Я – классный руководитель. Каждый день ко мне обращены взоры двадцати двух моих учеников. Очень важно, чтобы они мне верили как учителю, как человеку. Поэтому одним из принципов в общении считаю честность, ведь от этого зависит взаимопонимание, а значит, и успехи в воспитании. Родители моих шестиклассников росли вместе со мной в те лихие 90-е… Как вы думаете, только ли детей приходится учить?..
Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, шумными переменами, педсоветами, родительскими собраниями… Вот такой бурной оказалась моя жизнь благодаря любимой профессии.
Да, быть учителем непросто. Но это счастье – быть учителем!