Экспериментальная стажировочная площадка «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС»
Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.
Создана стажировочная площадка для учителей изобразительного искусства и начальных классов по теме: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС» на базе МБОУ «Гимназия № 4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы».
Объект проектной деятельности: процесс формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Предмет проектной деятельности: процесс формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС.
Гипотеза проектной деятельности: деятельность стажировочной площадки по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС будет успешно реализована, если:
- будут созданы необходимые и достаточные кадровые, нормативные, материально-технические и методические условия реализации проекта;
- на базе МБОУ «Гимназия № 4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы» будет создана информационно-развивающая среда, способствующая формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства;
- будет осуществляться анализ и оценка профессиональных дефицитов и профессиональных потребностей учителей изобразительного искусства и начальных классов в области формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства;
- будет осуществляться интеграция основного и дополнительного образования в сфере формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.
Основная идея проекта состоит в организации совместной деятельности с ГБУ ДПО «Марийский институт образования» в области оценки профессиональных дефицитов учителей изобразительного искусства и начальных классов и в создании условий для повышения профессиональной компетенции в сфере формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства посредством стажировки.
Назначение стажировки заключается в распространении передового педагогического опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.
В рамках курсов повышения квалификации в ГБУ ДПО «Марийский институт образования» учителя изобразительного искусства и начальных классов могут пройти стажировку на базе МБОУ «Гимназия № 4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы», которые будут проводиться в форме мастер-классов, открытых уроков, семинаров, организации интерактивной работы со слушателями.
В ходе реализации проекта предполагается овладение стажерами новыми технологиями, формами и методами организации деятельности по формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.
МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина» имеет опыт работы стажировочных площадок муниципального уровня: муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства» (с 2008 по 2012 гг.), муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Формирование универсальных учебных действий у учеников начальных классов на уроках изобразительного искусства» (с 2013 по 2014 гг.). В рамках творческо-педагогической мастерской проводились следующие мероприятия:
- Открытые уроки для студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
- Педагогическая практика студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
- Методические консультации для учителей города.
- Республиканские семинары на базе гимназии.
Значимость проекта для развития системы образования Республики Марий Эл заключается в формировании и совершенствовании профессиональных компетенций педагогов республики по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства посредством включения их в практику организации деятельности лицея. На основе изученного инновационного опыта педагогами могут быть созданы собственные модели профессиональной деятельности, адаптированные к условиям своей организации.
Цель - организация и сопровождение стажировки учителей начальных классов и изобразительного искусства по развитию их профессиональных компетенций в плане формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- распространение инновационного опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства;
- повышение профессиональной компетенции учителей начальных классов и изобразительного искусства через деятельностное освоение опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства;
- организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров;
- разработка и апробация контрольно-измерительных материалов по изобразительному искусству (КИМ) для учеников и учителей;
- разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов и изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Прогнозируемые результаты:
- реализованы соглашения о сотрудничестве с партнерами стажировочной площадки;
- разработана нормативно-правовая база деятельности площадки (приказ МБОУ «Гимназии № 4 им. А.С.Пушкина города Йошкар-Олы», «О составе рабочей группы»;
- организованы стажировки в области формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства не менее 80 педагогов.
Будут разработаны:
- программы семинаров для учителей начальных классов и изобразительного искусства "Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства";
- методические пособия для слушателей семинаров по теме "Использование методов и приёмов художественной педагогики для формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства";
- комплекты КИМ для учителей и учеников.
В настоящее время в Республике Марий Эл Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 18 мая 2015 г. № 775 утвержден порядок создания и организации работы стажировочной площадки в системе образования в Республике Марий Эл. Создание стажировочной площадки при МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы» будет способствовать реализации положений вышеназванного приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
Проект соответствует приоритетным направлениям инновационной деятельности в региональной системе образования по теме: «Эффективные модели и механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования».
6.2. Этапы и сроки реализации инновационного проекта
I этап – подготовительно-организационный (апрель 2017 – сентябрь 2017 г). Цель: создание организационных и методических условий для повышения профессиональной компетентности для учителей изобразительного искусства и начальных классов по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства».
II этап – практический (сентябрь 2017 – июнь 2020 г).
Цель: организация и сопровождение стажировки учителей начальных классов и изобразительного искусства по развитию их профессиональных компетенций в плане формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства, оценка результатов и корректировка деятельности стажировочной площадки.
III этап – обобщающий (сентябрь 2020 - май 2021 г).
Цель: оценка результатов деятельности стажировочной площадки «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС», обобщение и представление материалов, полученных в результате проведения стажировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stazhirovochnaya_ploshchadka_kak_.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.
МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина» имеет опыт работы создания инновационных площадок муниципального уровня: муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства»(с 2008 по 2012 гг .), муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Формирование универсальных учебных действий у учеников начальных классов на уроках изобразительного искусства»(с 2013 по 2014 гг .).
В рамках творческо-педагогической мастерской проводились следующие мероприятия: Открытые уроки для студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Организация и проведение педагогической практики студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Методические консультации для учителей города. Республиканские семинары на базе гимназии:
27 марта 2009г Тема: «Интеграция предметов художественно – эстетического цикла как фактор гуманизации процесса обучения и воспитания младших школьников».
25 ноября 2009г Тема: «Интеграция предметов художественно – эстетического цикла как фактор гуманизации процесса обучения и воспитания младших школьников». 25 мая 2010г. Республиканский семинар Тема: Вариативность творческого развития школьников по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского
Стремление к педагогическим инновациям, поиску новых подходов к организации УВП по изобразительному искусству «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»Всероссийской научно – практической конференции 18 апреля 2013 г.Йошкар-Ола, ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет» Институт педагогики и психологии «Психолого-педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как условий социализации личности» IV Межрегиональная научно-практическая конференция » 29 марта 2013г. г. Козьмодемьянск
«Роль инновационных форм взаимодействия музея и школы в становлении ценностных ориентаций обучающихся» Международная научно-практическая конференция в рамках XX - й Мастерской Б.Неменского 5-6 ноября 2013г. г. Москва Департамент образования города Москвы , Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Центр непрерывного художественного образовани я
Стажировочная площадка «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС » Приказ от 19 апреля 2017 г. № 505 Автор :Л.Ю . Шашина, к.п.н ., доцент, кафедры начальной и общей педагогики Мар ГУ , учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы» Научный руководитель: Л.А. Неменская, к.ф.н., профессор, зам . директора Центра НХО по научной работе, лауреат премии Президента РФ
Цель: организация и сопровождение стажировки учителей начальных классов и изобразительного искусства по развитию их профессиональных компетенций в плане формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства
Задачи: распространение инновационного опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства; повышение профессиональной компетенции учителей начальных классов и изобразительного искусства через деятельностное освоение опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства; организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров; разработка и апробация контрольно-измерительных материалов по изобразительному искусству (КИМ) для учеников и учителей; разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов и изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.
23 ноября 2016г. Республиканский семинар «Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства»
12 октября 2017г . Республиканский семинар «Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства»
Значимость проекта для развития системы образования Республики Марий Эл заключается в формировании и совершенствование профессиональных компетенций педагогов республики по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства посредством включения их в практику организации деятельности гимназии. На основе изученного инновационного опыта педагогами могут быть созданы собственные модели профессиональной деятельности, адаптированные к условиям своей организации.