Программа дополнительного образования «Умелые ручки»
тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umelye_ruchki.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ОРЛЁНОК»
ПРИНЯТА Педагогическим Советом Протокол №1 от 30.08.2016 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ «Д/с «Орлёнок» №70 от 31.08.2016 г. |
Программа
дополнительного образования
«Умелые ручки»
Срок реализации программы: 2016-2017, 2017-2018 учебный год
Воспитатели
Букина Т.В., Кайлачакова И.В.
Абакан, 2016
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (художественно-эстетическая направленность) разработана в соответствии с:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г). Регистрационный N 30384 (далее ФГОС ДО);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Уставом МБДОУ «Д/с «Орленок».
Программа учитывает особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательные потребности воспитанников и запросы их родителей. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Цель Программы – создание условий для развития конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
- знакомить детей с различными приемами преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;
- развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать художественно-творческие способности и творчество детей, развивать мелкую моторику;
- изготавливать с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения;
- воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Принципы и подходы Программы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми;
- принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному «минимуму»);
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, прежде всего, игре;
- принцип тематического построения занятий;
- принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций русской культуры;
- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Используемые программы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента
воспитанников группы
1. Демографические особенности. В группе «Росток» воспитываются дети из полных (80%), неполных (20%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (20%), средним профессиональным (60%) и средним образованием (20%).
2. Национально–культурные особенности. Этнический состав воспитанников группы: русские (80%), хакасы (20%). Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями республики Хакасия.
3. Возрастные особенности. Численный состав группы компенсирующей направленности «Росток» - 12 человек, в том числе 6 мальчиков и 6 девочек: 1 ребенок 2010 г.р., 10 детей 2011 г.р., 1 ребенок 2012 г.р.
Шестой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно–образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
4. Индивидуальные особенности. Дети группы «Росток» имеют следующие заболевания и нарушения развития:
- детский церебральный паралич;
- плосковальгусные стопы;
- резидуально-органическое поражение центральной нервной системы;
- задержка психо-речевого развития;
- расстройства аутистического спектра;
- синдром глазодвигательных нарушений;
- синдром двигательной гиперактивности;
- общее недоразвитие речи.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Нарушения речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Нарушения опорно-двигательного аппарата. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР). Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Детский аутизм. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Комплексные нарушения. К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, а некоторые только компенсироваться.
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры Программы, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Проявляет способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности образовательной деятельности:
- Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
- Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
- Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту и развитию формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
- Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию задач трех образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической и речевой.
- Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в совместной и игровой деятельности.
Коррекционная направленность содержания образовательных областей:
- активизация мыслительной и речевой деятельности;
- развитие слухового, зрительного внимания, восприятия и памяти;
- развитие кинестетических функций (ощущать движения, положение частей собственного тела);
- развитие навыков коммуникации;
- развитие навыков социальной адаптации (элементарные нормы и правила поведения взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
Организация образовательной работы по Программе имеет ряд особенностей, способствующих созданию оптимальных условий для ее реализации. Она определяет задачи по этапам деятельности:
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап – знакомство с приемами изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Примерное календарно–тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшей группы
Месяц | Тема | Программные задачи | Материал |
Сентябрь | Заготовка бросового и природного материалов | Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок | Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена |
Октябрь (природный материал) | Звери и птицы по желанию детей Композиция из листьев, цветов, косточек, семян Портрет Осени | Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца | Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена |
Ноябрь (ткань) | Платочек Шапочки для гномиков Преобрази кусочек ткани (по желанию) Коллекция “Ткани” (пополнить) | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату | Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер |
Декабрь (бумага) | Снежинки Цепочки Елочки Маски Блокноты Аппликация “Птичья столовая” | Продолжать развивать умение детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию | Бумага, клей, ножницы |
Январь (поролон) | Снежки Гусеница Детский сад будущего | Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца | Поролон, ножницы, шнурки, маркеры, клей, детали от конструктора |
Февраль (бросовый материал) | Домики Роботы Таблетки для игры в больницу Открытка в подарок папе | Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность. | Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки |
Март (кожа, нитки) | Кулончики Цветок Открытка в подарок маме | Поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы | Кожа, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань |
Апрель (природный и бросовый) | Кораблики Вертушки Самолеты Собачка | Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения | Бумага, клей, пилка, кора, поролон, береста, мех, ткань |
Май | Выставка работ для родителей и детей других групп |
Примерное календарно–тематическое планирование совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
Месяц | Тема | Программные задачи | Материал |
Сентябрь | Заготовка бросового и природного материалов Подставка для карандашей Пирамида для мелочей | Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок Развивать видение необычного в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, покрасить); развивать фантазию, творчество
| Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена Клеенка, фартуки, перчатки, черная и красная краска в баллончиках, платформа-след от обуви |
Октябрь | Кормушка для птиц Коврик из прутьев Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей | Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманный путем вырезывания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда, воспитывать заботу о птицах Вспомнить способы плетения из бумаги и ниток; познакомить с плетением коврика из прутьев и шпагата; развивать мелкую моторику рук; умение работать в коллективе и видеть результат своего труда Познакомить детей со значением слова флористика-создание поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер | Шпагат, прутья березы, нож-резак, ножницы Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, палочки, клей |
Ноябрь | Аквариум Кольца-держатели для салфеток в подарок маме Портрет Осени | Поделки из разных материалов; обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество Закрепить у детей умение выполнять поделку из бросового материала, закрепляя их свойства; использовать в работе полученные ранее знания, умения и навыки; развивать творчество, фантазию Закрепить знания детей о флористике; развивать фантазию, стремление к творчеству | Коробка, пластмассовые рыбки, веточки, камушки, бусинки, клей Проволока, ткань, ленточки, бусинки, клей Листья, косточки, цветы, клей |
Декабрь | Коробочки с секретом Чудесные превращения картона | Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой-декупаж, показать способы изготовления-оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус Познакомить детей с рукоделием квилинг, бумажная филигрань, бумагокручение; способствовать новым творческим возможностям детей в работе с бумажными полосками и картоном | Бумага, клей, ножницы, ткань, нитки, картон, коробочки Картон, бумага, клей, ножницы |
Январь | Домовенок Совенок Медвежонок | Работа с картоном и нитками; научить детей обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук, дружеские взаимоотношения | Картон, нитки, цветная бумага, ножницы, клей |
Февраль | Сердечко в подарок Цветок в подарок | Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус Предоставить детям возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, узнаваемое, используя знакомый способ конструирования-составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук Проволока, ткань, нитки, тесьма, ножницы | Пенопласт, проволока, перышки |
Март | Ваза в подарок Цветок из ракушек и лент | Продолжать учить детей использовать для своих поделок пластиковые бутылки; познакомить с новым способом изготовления поделки-обкручивание объемных форм; желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца | Пластиковые бутылки, гипсовый бинт, вода, ножницы, лак Картон, атласные ленты, ракушки, клей |
Апрель | Кораблик Чудесное превращение перчаток | Поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук Продолжать развивать видение необычного в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию | Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей
Перчатки, нитки, ленточки, пуговицы, мех, бусинки, клей, ножницы |
Май | Выставка для детей и родителей |
Вариативные формы, методы, средства реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в основных формах организации образовательной деятельности:
- Совместная деятельность взрослого и детей.
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Каждая форма может использоваться как самостоятельно, так и интегрироваться с другими, не нарушая требований СанПиН.
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей может протекать: с одним ребенком, с подгруппой детей, с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Совместная деятельность планируется и целенаправленно организуется педагогом с учетом интересов и потребностей детей. Она организуется как увлекательная проблемно–игровая деятельность, которая носит интегративный характер.
Формы организации совместной деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с родителями |
|
|
|
Содержание коррекционной работы
Программа имеет коррекционно-компенсаторную направленность, связанную с развитием основных движений, сенсорных функций, психических, познавательных процессов и речевой деятельности.
В группе созданы условия, необходимые для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- наличие специального оборудования (опоры для детей с ДЦП, кресла-коляски, вертикализатор, ходунки);
- наполняемость группы 12 человек;
- продолжительность совместной деятельности с детьми – 25-30 минут;
- включение физминуток в совместную деятельность (двигательных и для глаз).
Способы и направления поддержки детской инициативы
Основное направление поддержки индивидуальности и инициативы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата это их самостоятельная деятельность, которая осуществляется через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в творческой деятельности.
Способами развития детской инициативы и самостоятельности являются:
- развитие активного интереса у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создание разнообразных условия и ситуаций, побуждающих детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянное расширение области задач, которые дети решают самостоятельно;
- постепенное выдвижение перед детьми более сложных задач, требующих сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрение детской инициативы;
- тренировка воли детей, поддерживание желания преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентирование дошкольников на получение хорошего результата;
- своевременное обращение особого внимания на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- дозирование помощи детям;
- поддерживание у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивание роста возможностей и достижений каждого ребенка, побуждение к проявлению инициативы и творчества.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основные задачи взаимодействия с семьей:
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка.
Основные направления и формы работы с семьей:
- ознакомление родителей с целями, задачами и результатами работы кружка «Умелые ручки» на групповых родительских собраниях;
- совместное участие в мероприятиях;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в детской опытно-экспериментальной деятельности на семинарах-практикумах, консультациях, открытых мероприятиях и мастер-классах.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы
Для обеспечения выполнения Программы в группе созданы необходимые материально-технические условия. Имеются стенды, подборки методических разработок, которые позволяют разнообразить образовательный процесс: расходные материалы для творческой деятельности детей (пластилин, цветная бумага, ножницы и пр.). Для организации и проведения образовательной деятельности имеются учебные материалы, наглядные пособия, игрушки, техническое оборудование (ноутбук, мультимедийная установка).
Методические пособия, обеспечивающие реализацию
образовательной деятельности
- Альбом самоделок “Мастерицам” Т. Грачева.
- Баева Т. Путешествие в антресолию, или чудесное превращение перчаток в…, серия “Самоделки”.
- Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1999.
- Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего возраста “Сделаю сам” Т.Н. Доронова, С.И. Мусиенко.
- “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.
- Кейт Ньюэл Поделки из бумаги. Перевод с английского Л.С.Мельник, 1996.
- Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.
- Пудова В., Лежнева Л. Игрушки своими руками. – М.: Махаон; СПб.: Валерии СПД, 1999.
- Рабочие тетради по художественному труду: “Тайны бумажного листа”, Н.Р. Макарова, “Ситцевый лоскуток”, Ю. Дорожин, “Я все умею делать сам”, Т. Геронимус.
- Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
- Фиона Кемпбелл Я делаю модели. Перевод с английского А.Г.Трусевич, 1996.
- Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста “Школа волшебников”, С.И. Мусиенко.
- Учебное пособие для подготовки детей к школе “Конструирование”, В.И. Романина.
Организация жизнедеятельности детей
Работа по дополнительному образованию организуется один раз в неделю во вторую половину дня. В год проводится 32 занятия. Длительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.
Подведением итогов реализации программы являются традиционные мероприятия: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, республики.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
При создании предметно-развивающей среды учитываются особенности детей, посещающих группу: возраст, нарушения развития, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности; санитарно–гигиенические нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям.
В групповой комнате оборудован центр творчества.
Центр содержит:
- бумагу (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои);
- картон (однослойный и многослойный);
- бересту;
- природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома);
- фломастеры, маркеры, карандаши;
- деревянные палочки, досочки;
- бутылочки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков;
- коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов;
- нитки (простые, шерстяные, капроновые);
- леску;
- пуговицы;
- резину;
- скотч;
- ткань;
- спичечные коробки;
- веревочки разной толщины;
- пробки от бутылок;
- пластмассовые баночки;
- проволоку;
- цветной бисер;
- упаковки от: тортов, киндер – сюрпризов;
- скорлупу от: грецких, кедровых орехов, фисташек;
- семечки, крупу;
- вату, пух, перья;
- обертки от конфет и шоколада;
- клей, пластилин и пр.
Основным оборудованием в уголке являются:
- ножницы;
- рулетка;
- сантиметр;
- линейка;
- шило, игла;
- наждачная бумага;
- маркер;
- дырокол.
При оборудовании уголка творчества учитываются следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.