Камешки "Марблс" в моей работе
В своей работе с детьми я стараюсь использовать различные инновационные технологии. Ведь только творческий подход к работе может дать положительный результат в развитии детей. С недавних пор мое внимание привлекла здоровьесберегающая технология - камешки "Марблс".
Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.
Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Использовать камешки можно в различных образовательных областях.
Картотека дидактических и подвижных игр с камешками Марблс.
Дидактические игры на развитие тактильного восприятия.
"Золушка"
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев рук.
Ход:
1. Перед детьми подносы с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.
2. Перед детьми подносы с разными камешками. Детям завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по признакам, определяемым осязательно.
3. Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза. Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба начинают разбирать камешки - кто быстрее.
Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т. д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Ход: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камушками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Дидактические игры и упражнения для закрепления сенсорного эталона "форма".
Дидактические игры для закрепления сенсорного эталона "величина".
"Тропинки"
Протянулся поясок
Через поле и лесок,
Да не взять его руками,
Не смотать его в клубок. (Тропинка)
Цель: развитие представлений о величине (длина), сличение объектов собой, формирование навыков речевых обозначений протяженности с использованием эталонов цвета и величины.
Ход: Дети выкладывают ряды - "тропинки" разной протяженности из камешков, соотносят протяженность с количеством камешков, сравнивая, что длиннее, что короче. Необходимо выложить несколько рядов из камешко по убывающей величине и по возрастающей.
Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс".
Ход: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Дидактические игры и упражнения для закрепления сенсорного эталона "цвет".
"Радуга-дуга"
Краски сегодня ужасно устали
Радугу в небе они рисовали
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.
Цель: определение пространственного расположения изображения по отношению к себе, дифференциация правой и левой руки, формирование цветового восприятия.
Ход: У детей листы бумаги с нарисованными половинками радуги справа и слева. Предложить детям собрать радугу, чередуя руки.
Упражнение "Помоги"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Ход: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Упражнение "Выложи по заданию"
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Дидактические игры при изучении лексических тем.
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
Упражнение "Выложи по контуру".
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
Упражнение "Звуко - буквенный анализ слов".
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза
Упражнение "Фишки-камушки выкладывать под буквами".
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.
1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
2. На каком мест находится звук (:) ( в начале, середине, конце?)
3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
4. Составление предложений.
1. Составление предложений с предлогами.
2. Составление предложения с заданным словом.
3. Сосчитать сколько слов в предложении
5. Развитие пространственных представлений
Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
1. Помоги бабочке долететь до цветка.
2. Помоги двум друзьям встретиться.
3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.
Ход: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Игра «Зеркало»
Ход: Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Игра «Техники»
Цель: Учить детей видеть "сломанные слоги" (АП, КИ, УХ).
Ход: У детей лежат картинки с "неправильными" слогами, дети должны составить правильно слог из камешков.
Игра «Знакомство с буквой».
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы.
Ход: Детям раздаются картинки с изображением букв, дети с помощью камешков Марблс выкладывают контур этих букв.
Игра «Лабиринты»
Цель: Развитие пространственных отношений
Ход: С помощью камешков Марблс дети выкладывают дорожку лабиринта.
Упражнение «Лабиринты на автоматизацию звуков»
Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука.
Упражнение "Разбери по группам"
а) Разбери по цвету.
Ход: В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
б) Разбери по размеру.
Ход: В общей емкости большого объема находятся цветные камешки разных размеров – большие и маленькие.
в) Разбери по форме.
Ход: В общей емкости большого объема находятся цветные камешки разной формы – овальные, круглые.
Упражнение "Собери по образцу"
Ход: Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
б) Заполни пустой шаблон.
Ход: Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки воспитателя.
Игра "Крестики – нолики"
Ход: Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.
"Математический диктант"
Ход: Перед ребенком лежит лист бумаги с расчерченным полем, на котором находятся квадраты. В середину поля ставится камешек, воспитатель называет влево либо вправо, вверх либо вниз, а ребенок должен перемещать камешек в нужную сторону.
Упражнение "Придумай картинку по теме…"
Ход: Предлагается тема «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме» и т. д.
Игра "Построй домик"
Ход: Детям предлагаются камешки Марблс из которых они должны выложить домик.
Игра "Найди круглые камешки"
Ход: Дети должны найти круглые камешки Марблс.
Игра "Разложи по цветам"
Ход: У ребенка стоит контейнер с камешками, задача ребенка разобрать все камешки Марблс по цветам в отдельные тарелочки.
Игра "Выложи картинку"
Ход: Детям предлагается сделать предмет, который они выкладывают из камешков Марблс.
Игра "Короткая - длинная дорожка"
Ход: Задача детей выложить из камешков Марблс короткую рядом с длинной дорожкой.
Игра "Широкая - узкая дорожка"
Ход: : Задача детей выложить из камешков Марблс широкую рядом с узкой дорожкой.
Игра "Собери бабочку, цветочек, зайку"
Ход: Дети должны выложить бабочку, цветочек или зайку из камешков Марблс.
Игра "Достань левой рукой"
Ход: Задача детей достать нужный камешек левой рукой.
Игра "Выложи узор"
Ход: Ребенок должен выложить узор, как по образцу.
Игра "Выложи по контуру"
Ход: Дана картинка, задача ребенка выложить контур этой картинки.
Игра "Заполни пустой шаблон"
Ход: Ребенку дается картинка, которую он должен заполнить камешками Марблс.
Игра "Что исчезло?"
Ход: Игра на внимание, перед детьми выкладывают несколько камешков Марблс, дети запоминают их, а потом закрывают глаза, воспитатель убирает один камешек, дети должны назвать камешек, который исчез.
Игра «Выложи геометрические фигуры, цифры»
Ход: нарисовать на листке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.
Пальчиковая игра
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
Подвижные игры
Игра "Собери камешки"
Ход: На полу расположены в хаотичном порядке камешки Марблс, по сигналу дети должны собрать все камешки.
Игра "Кто быстрее соберет"
Ход: Напротив каждого ребенка лежат несколько камешков Марблс, по сигналу они должны собрать камешки, кто быстрее.
Игра "Камешки"
Ход: По сигналу воспитателя дети собирают камешки по сенсорным ориентирам: нужного цвета, либо нужной формы, либо нужного размера.
Игра "Озорные ножки" - ходьба по камешкам, перекатывание камней пальцами ног.
Ход: Упражнение выполняется после дневного сна, для профилактики плоскостопия.
Игра «Семь камней»
Ход: 7 камешков прячут в разные места, дети должны найти и принести в указанное место все камни.
Игры – соревнования с камешками "Донеси – не урони"
Ход: Выбирается несколько детей, которым дается пластмассовая ложечка с помощью которой каждый ребенок должен донести камешек Марблс до определенной цели и не выронить его. Побеждает тот, кто, не уронив камешек с ложечки, раньше всех доберется до финиша.
Игра "Береги предмет"
Ход: Играющие образуют круг. Они стоят немного расставив ноги и держа руки за спиной. у ног каждого ребенка лежит камушек. Один ребенок (водящий) находится в середине круга. Водящий старается взять то у одного, то у другого ребенка камешек. Желая уберечь его, играющий к которому устремляется водящий приседает, закрывает камешек руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий от него отходит, играющий встает. Ребенок не защитивший свой камешек, выходит из круга. Когда водящему удается взять у 2-3 играющих, назначается новый водящий.
Игра "Передача камешков"
Ход: Воспитатель дает двум рядом сидящим детям по камешку и предлагает передавать им (один - вправо, другой - влево). Когда камешки встретятся, дети ударяют их друг о друга со словами "стукнулись", затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают "побежали, побежали..." Прибежав к своим стульчикам, дети со словом "встретились" отдают камешки воспитателю. Он передает их другим детям и игра повторяется.
Игра "Собери по одному"
Ход: Дети подходят к линии старта, становятся напротив дорожки из камешков (линия старта обозначается веревкой, за ней стоят игроки, у их ног «ямка». Напротив каждого игрока 5-8 камушков, на разных расстояниях). По команде «На старт! Внимание! Марш!» нужно собрать камушки по одному и положить их в обозначенную ямку.
Игра "Кто больше соберет"
Ход: На полу или ровной площадке высыпаются камешки. Из числа играющих выбираются 2-3 ребенка, им даются корзиночки или ведерки. По сигналу "Раз, два, три!" они начинают собирать камешки, при этом разрешается брать в руку только по одному камешку.
По сигналу "Стоп!" сбор камешков прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто собрал больше. Затем соревнуются другие дети.
Игра " Где купался, Иванушка?"
Ход: Дети садятся на скамейку. Одного из них назначают Иванушкой. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони "чашечкой" и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, камешек Марблс.
Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят:
- Где купался, Иванушка?
- Среди белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня...
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня...
В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камешек.
К тому времени, когда дети заканчивают произносить текст, все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камешек.
Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камешек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.
Игра "Сумей промолчать"
Ход: Воспитатель показывает детям камешек, и говорит, что спрячет его, а все должны будут его найти. Воспитатель предупреждает о том, что камешек будет видно, но плохо заметно. Каждый, кто заметит камешек, должен промолчать и только подойти к воспитателю и тихо, на ухо, сказать, где он находится. Никому, кроме воспитателя, говорить об этом нельзя.
Когда камешек будет найден большинством детей, воспитатель скажет всем, кто его нашел первым, вторым и третьим. Они считаются выигравшими, потому что раньше всех нашли и сумели промолчать об этом.