Разработка урока по истории Древней Руси в 6 классе.
Разработка урока по истории Древней Руси в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_rossii_v_6_kl.rar | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №16 с.Гыршелун.
Разработка урока истории Древней Руси в
6 классе.
тема: Батыево нашествие на Русь.
Учитель: Пятых И.С.
2017 год.
Класс: 6
Предмет: история Древней Руси.
Тема: « Батыево нашествие на Русь».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Авторы УМК: « История России 6 класс», часть 2, под редакцией А.В.Торкунова, авторы: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. Издательство « Просвещение», 2016 г.
Цель урока: Используя факты и имеющиеся знания, сформировать представление о нашествии монголо-татар на нашу страну.
Задачи урока:
Практическая: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
Образовательная: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
Воспитательная:
- создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны. Дать возможность оценить последствия нашествия.
- развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
Развивающая:
- содействовать установлению в сознании ученика устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
- формировать и развивать учебно- организационные умения и навыки ( взаимоконтроль, работа с историческим источником, работа с исторической картой, работа с текстом учебника);
- развивать способность к рефлексии.
Основные даты: 21 декабря 1237 г., 7 февраля 1238 г., 1239 г., 1241 г.,
1242 г.
Основные понятия и термины: баскаки, стан, фураж,
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Научатся определять термины: баскаки, фураж, стан
- Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя.
УУД:
Личностные:
- Творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная самооценка своих успехов в учебе;
- Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками;
- Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Познавательные:
- Выбирать наиболее эффективные способы решения ситуаций, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- Формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников;
- Искать и выделять необходимую информацию из текста.
Регулятивные:
- Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, исторической картой, дополнительной литературой; оценивать свою работу на уроке.
- Адекватное восприятие оценки учителя и одноклассников.
Оборудование:
- Компьютер,
- Проектор,
- Экран,
- Лента времени ( стенд в кабинете);
- Учебники,
- Рабочие тетради по истории России 6 класс, авторы: А.А.Данилов, А.В.Лукутин, И.А.Артасов.
- Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»
- Исторические документы:
-« Повесть о разорении Рязани Батыем»- перевод Д.С.Лихачёва,
- « Летопись о взятии монголами Киева»
Электронные цифровые образовательные ресурсы:
- Мультимедийная презентация Microsoft Office PowerPoint.
- Интернет ресурсы:
lesson- history.narod.ru
иллюстрация с сайта www. historya.ru
http://www.school.collection.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Разработка урока.
№ | Учебные эпизоды ( этапы урока, цели урока) | № слайда, время | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент. Цель: погружение в урок. | 1 мин. | Приветствие учащихся | Приветствие учителя | Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. |
2 | Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: мотивация учащихся на работу. | 4мин. Слайд 2-3 | Ребята, откройте, пожалуйста, оглавление учебника. Как называлась тема прошлого урока? К изучению какого периода в истории Руси мы приступили на прошлом уроке? Какая угроза нависла над Русью в XIII веке? Какие факты свидетельствуют о возникновении угрозы? | Учащиеся открывают оглавление учебника, называют тему прошлого урока «Монгольская империя и изменение политической карты мира», и главу, в которой находится тема (Русские земли в середине XIII- XIV в.).Называют угрозу, которая нависла над Русью в XIII веке- угроза монголо- татарского нашествия, указывают факты,свидетельствующие об этой угрозе; формулируют значение термина империя и баскаки и время образования Монгольской империи. | Познавательные: анализировать вопросы, формулировать ответы; Коммуникативные: взаимодействие с учителем; Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачи. Личностные: Мотивация учебной деятельности. |
3 | Повторение. Цель: определить уровень усвоения ранее изученного материала . | 3 мин. Слайд 4 2 мин Слайд 5-6 | 1.Организует работу групп, указывает на время подготовки. 1гр.-1 вопрос. 2гр.-2 вопрос. 3гр.-3 вопрос. 2.Проводит тест. | 1.Учащиеся готовят ответы на вопросы в группах, обсуждают варианты ответов, отвечают. 2.Отвечают на вопросы теста, проводят взаимопроверку ( с соседом по парте), оценивают работу. | Познавательные: анализировать вопросы, формулировать ответы; Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности, умение работать в парах, излагать своё мнение, аргументируя его. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Личностные: формировать самооценку на основе успешности, учебной деятельности, мотивацию учебно- познавательной деятельности. |
4 | Постановка учебной задачи Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий | 2 мин Слайд 7-8-9 | Организует работу с исторической картой, активизирует учебную деятельность учащихся для формулирования темы и цели урока, формулирует проблемный вопрос, на который учащиеся ответят в конце урока. | Работают с исторической картой, определяют территории, которые к XIII веку оказались завоёваны монголо- татарами, формулируют тему урока и сами ставят цель урока. | Познавательные: осуществлять применение необходимых знаний для выполнения учебной задачи. Коммуникативные: Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками; Регулятивные: Учащиеся сами называют тему урока, ставят цель урока, определив границы знания и незнания, закрепляют умение работать с картой. |
5 | Решение учебной задачи Цель: организовать построение изучения нового знания. | 5 мин Слайд 10 | Используя музыкальное сопровождение презентации слайда 10, учитель показывает трагизм ситуации, сложившейся на Руси накануне вторжения монголо-татарских войск, организует работу с иллюстрацией «Штурм монголами Рязани», работу с учебником и историческим документом «Повесть о разорении Рязани Батыем» (Приложение I) | Учащиеся работают в парах с материалом учебника, который указан в задании на слайде, отвечают на вопросы, предложенные на слайде, читают отрывок из документа, делают запись в таблицу ( Приложение II) | Познавательные: осуществлять применение необходимых знаний для выполнения учебной задачи, выделять существенную информацию из текста учебника и документа, объяснять исторические процессы, связи и отношения, делать выводы, составлять таблицу по тексту. Коммуникативные: Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками; Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. |
6 | Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать изучение нового знания. | 8-10 мин. Слайд 11,12,13 | Организует работу учащихся по группам: 1гр.-слайд11 2гр.- слайд12 3гр.-слайд13; разъясняет задание. | Учащиеся готовят ответы на вопросы в группах, обсуждают варианты ответов, работают с документом- 2-3 группа; отвечают, заполняют таблицу. 2 группа- используют документ «Летопись о взятии монголами Киева»- учебник с.18; | Познавательные. Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в таблицу) Коммуникативные. Умение эффективно сотрудничать в группе, внутри группы распределять функции, планировать способы работы, обмениваться знаниями, договариваться, кто и как будет представлять результат работы Регулятивные: Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, дополнительной литературой; оценивать правильность выполнения действий. Личностные:
|
7 | Физминутка Цель: снять утомление при помощи переключения на двигательную активность. | 2 мин Слайд14 | Организует тематическую физминутку 1.Называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к теме урока, а сесть, если не относится). 2. Поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли). 3.Шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.). 4.Гимнастика для глаз (Север-юг, запад-восток.)
| Учащиеся выполняют соответствующие упражнения. | Познавательные: определение терминов, событий на слух, выполнение физических упражнений. Коммуникативные: Общение со сверстниками |
8 | Первичная проверка понимания. Цель: определить уровень усвоения материала. | 4 мин Слайд15-16-17 | Организует работу с исторической картой «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», указывает направления завоевательных походов монголо-татар под руководством хана Батыя, предлагает ребятам, используя текст учебника, определить даты нашествия монголо-татар на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Подводит учащихся к выводу и к ответу на проблемныйвопрос, поставленный в начале урока. | Учащиеся работают с исторической картой, отмечают направления походов монголо-татар на контурной карте в Р.Т.- задание №1,записывают даты вторжений в таблицу (Приложение II)формулируют вывод: «Большая часть русских земель оказалась полностью опустошённой и попала в зависимость к монголо- татарам». Формулируют ответ на проблемный вопрос | Познавательные. Выделять существенную информацию из изученного материала Коммуникативные: Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, формулировать своё мнение и позицию. Регулятивные: Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать исторической и контурной картой, оценивать правильность выполнения действий. |
9 | Информация о домашнем задании. | 2 мин Слайд18 | Комментирует домашнее задание. Д/З: п.16 Выбор задания по степени сложности: на "3" - работа с контурной картой стр. 5 Р.Т- подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя. на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу на "5" – Р.Т задание №3 – работа с миниатюрой "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). | Учащиеся записывают Д/З, анализируют, делают выбор. | Познавательные: Осуществлять анализ информации. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: Способность определять уровень своих возможностей,способность делать правильный выбор, исполнительность. |
10 | Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: установить соответствие полученного результата поставленной цели. | 3 мин Слайд19 | Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Предлагает учащимся составить синквейн к уроку. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке, оценивает работу ребят с учётом групповой и индивидуальной работы. | Учащиеся составляют синквейны по данному уроку. Выставляют отметки, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: Анализировать содержательные и эмоциональные результаты урока. Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию. Регулятивные: Умение правильно оценивать себя в целом, осуществлять пошаговый контроль по результату. Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека. |