Урок математики во 2 классе по теме "Деление и вычитание" УМК "Перспективная начальная школа"
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме «Деление и вычитание»
2 класс «Перспективная начальная школа»
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока:
- формирование понимания связи между арифметическими действиями деления и вычитания;
- вычисление значения частного с помощью многократного вычитания делителя из делимого;
- совершенствование вычислительных навыков;
- развитие логического мышления и памяти.
Планируемые результаты образования:
Предметные: учить находить значение частного с помощью вычитания;
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, работать по предложенному учителем плану, адекватно воспринимают оценку учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, проводить сравнение и классификацию, строить устный ответ в соответствии с заданным вопросом, осуществляет анализ объекта, формулирует общий вывод на основе сравнения объектов, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, принимает другое мнение и позицию, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные УУД: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», проявлять интерес к учебному материалу, участвовать в самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы: частично - поисковый
Метапредметные связи: окружающий мир
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Средства обучения: учебник «Математика» 2 часть, 2 класс (автор А.Л. Чекин. – М.: Академкнига/Учебник, 2011); тетрадь на печатной основе (авторы: О.А. Захарова, Е.П. Юдина – М. Академкнига/Учебник, 2012).
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивирование (самоопределение) к деятельности | Мы друг друга понимаем? Хорошо всегда считаем? А примеры мы решаем? На уроке засыпаем? Игры, шутки, все для вас. За работу, в добрый час! Сегодня на уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы, а в конце урока нужно самим выставить себе общую оценку. Готовы? На парте лежит Лист самооценки. В пустую колонку будете записывать баллы. Критерии оценивания будем определять вместе. На листе запишите свою фамилию и имя. Критерий оценивания. 2б – без ошибок 1б- 1ош, исправление 0б – 2 ошибки | Проверяют готовность рабочего места. Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. |
2. Актуализация опорных знаний. Мотивация к деятельности. Подготовка мышления детей, повторение изученного материала, осуществляется выход на задания, вызывающее познавательное затруднение в деятельности. | Перед вами задание. Как вы думаете, какую работу будем выполнять? Слушаем внимательно и решаем быстро. Устный счет1. Игра «Исправьте ошибку». Петя перепутал наименование чисел. Помогите ему исправить ошибки: а) Петя записал, что длина муравья равна 6 м. Какое наименование будет правильным? б) Высота слона 3 см. Исправьте ошибку. в) Длина тетради равна 2 м. Скажите правильно. г) Длина ручки равна 1 м 3 дм. Исправьте ошибку. 2.Математический диктант. 1) Найдите сумму чисел 32 и 33. 2) Первое слагаемое – 73, второе – 17. Чему равна сумма? 3) 96 увеличить на 4 4) 86 уменьшить на 42. 5) Сколько нужно добавить к 26 до 60. 6) Сколько нужно вычесть из 50, чтобы получить 27? 7) Найдите разность 96 и 58. 8) 100 без 72. 9)Первый множитель - 9, произведение 36. Чему равен второй множитель? Оцените свою работу | Дети отвечают на вопросы, повторяют изученный материал. |
3. Постановка учебной задачи. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания, учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность в освоении нового знания | Ребята, давайте поможем первоклассникам решить очень сложную для них задачу. Каждый первоклассник должен оформить несколько игрушек. Первокласснику, который обратился к нам за помощью, дали цветную бумажную полоску длиной 8 см (ему могла достаться ленточка и другой длины – 12 см, 6 см, 10 см). Из ленточки надо нарезать цветные марочки по 2 см и приклеить каждую марочку к игрушке. Ни один первоклассник не может решить, сколько же игрушек для оформления он должен взять из общей коробки. Предлагаю найти способ решения такой задачи и рассказать о нем первоклассникам. Вспоминаем задачу и устно находим ответ 8 см : 2 см = 4 (игрушки). Но первоклассники не знают деление и умножение, однако они умеют складывать и вычитать числа. Обобщаем наши записи: 8 см – 2 см – 2 см – 2 см – 2см = 0 (пишем действие вычитания на доске - 4 раза) Делаем вывод: из 8 см можно 4 раза последовательно вычесть по 2 см. Следовательно, ленточкой длиной 8 см можно оформить 4 игрушки.
– Прочитайте тему урока и попробуйте определить, чему вы должны научиться сегодня на уроке? Какие задачи сегодня поставим перед собой на урок? На доске: - научиться вычислять значения частного с помощью вычитания Поставить на доске знак цели Составим план работы. -повторение … -открытие новых знаний… -закрепление… -самостоятельная работа… -подведение итогов… | (мнения детей) Отвечают на вопросы учителя; связь с окружающим миром Формулируют тему урока и цель. Составляют план работы |
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Предлагаю самостоятельно составить для первоклассников рассказ о способе нахождения частного (6 см : 2 см) действием вычитания. Предлагаю разделиться на группы, раздаю им ленточки длиной 6 см. Помогаю той группе, которая испытывает трудности. Слушаем рассказ одной из групп. На доске: 6 см - 2 см – 2 см – 2 см = 0, следовательно, 6 см : 2 см = 3 (игрушки) Оцените свою работу | Работа в группах с полосками бумаги , отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и делают выводы |
5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач | Задание №2 (У – 2, с.95) Учащиеся самостоятельно читают задание, затем один из учеников пересказывает своими словами. Выясняем, что делимое – 21, делитель – число 7. Предлагаю устно рассказать , как будем выполнять задание. Даю время на вычисления, слушаем ответы и предлагаю проверить правильность оформления решения по образцу, записанному на доске: 21 – 7 = 14 14 – 7 = 7 7 – 7 = 0 Ответ: 21 : 7 = 3, т.к. 21 – 7 – 7 – 7 =0 Еще раз делаем вывод: значение частного (3) равно числу 3, показывающему, сколько раз из уменьшаемого можно вычесть вычитаемое. Оцените свою работу | Дети работают самостоятельно, делают вывод |
Физкультминутка | ||
6. Отработка полученных навыков (Самостоятельное использование сформированных умений и навыков) 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Задание №4 (У-2, с.95) Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? 2 рисунка – 1 день 12 рисунков - ? дней. Решение: 12 : 2 = 6 (дней) 12 -2 = 10 10 – 2 = 8 8 – 2 = 6 6 – 2 =4 4 – 2 = 2 2 – 2 = 0 Оцените свою работу самостоятельно (лист самооценки) Задание №5 (У – 2, с. 95) 20 : 10 20 – 10 – 10 = 0 Ответ: 20 : 10 = 2 32 : 16 32 – 16 – 16 =0 Ответ: 32 : 16 = 2 Оцените свою работу самостоятельно (лист самооценки) Какую учебную задачу мы решали на уроке? Как можно вычислить значение частного? Ответили мы на поставленные вопросы? Какие открытия сегодня совершили? Оцените свою работу. Подсчитаем баллы по листу самооценки. Оцените свою работу:
| По учебнику, учащиеся решают задачу. Работа у доски Вычисляют значение частного с помощью последовательности вычитания делителя из делимого Учащиеся самостоятельно читают, выполняют и оформляют задание. Обобщающие ответы детей Учащиеся выполняют итоговую рефлексию, подсчитывают баллы по листу самооценки |
Все ли мы узнали? Постановка У.З на следующий урок, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет | Ставят учебную задачу на следующий урок | |
Домашнее задание: составить задачу по выражению 18 : 3. №3 (У – 2, с.95); задача 4 (Т – 2, с.45). | ||
Завершается урок Он пошёл ребятам впрок? Ответы полные давали? На уроках не зевали? Всё сумели? Всё смогли? Вы сегодня молодцы! | Эмоциональное завершение урока | |
Вид работы | Я выполнил(а) | Критерии оценивания: 2б – 0 ошибок 1б. – 1ошибка 0б. – 2 ошибки, исправление 8- 10 б. – 100% -«5»-высокий уровень 7-6 б. –70-60% - «4»- повышенный 5б. – 50% - «3» - базовый уровень |
1.Математический диктант | ||
2.Задание №1 | ||
3. Задание №2 | ||
4. Задание №4 | ||
5. Сам. работа №5 | ||
Итого баллов | ||
Оценка |