Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда в группе
В детском саду ребенку приходится находиться довольно продолжительный период времени. Поэтому детский сад, и группа в частности, являются тем местом, где ребенок получает значительный опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с окружающими - взрослыми и сверстниками. Один из способов получения этого опыта - это конечно же те предметы и условия, что его окружают. Именно поэтому к развитию предметной среды в группе предъявляются высокие требования. В соответствии с ФГОС, я придерживаюсь принципов организации предметно-развивающей среды в своей группе:
- Содержательно-насыщенная
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:
- игровую активность - воспитанники имеют возможность осуществлять свою игровую потребность в центрах активности. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами, не мешая друг другу по общим интересам: конструирование, сюжетно-ролевая, продуктивная, театрально-игровая деятельность;
- познавательно-исследовательскую активность - среда в группе интенсивно развивающая, стимулирует на возникновение и развитие познавательных интересов ребенка в разных центрах активности: в доступности имеются периодически сменяемый книжный материал по изучаемой теме, в центре сенсорного развития - разнообразное игровое оборудование, в центре конструирования дети активно пользуются различными видами развивающих конструкторов. Центр патриотического воспитания развивает интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей, культуре, природе своей Родины и края.
- экспериментирование с доступными материалами - в центре экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста имеется оборудование для осуществления опытов с песком, водой, ухода за комнатными растениями. Также дети используют для опытно-поисковой работы магниты, увеличительные стекла, компас, весы, трубочки. В группе имеется большой выбор природного материала для изучения (шишки, веточки, семена, желуди, кора, камни, разнообразного вида крупа). Ребята младшего дошкольного возраста очень любят играть с соленым тестом, кинетическим песком, экспериментировать с красками.
- творческую активность всех категорий воспитанников, которая реализуется прежде всего в изобразительной деятельности. Дети очень любят рисовать разными средствами в разных техниках, лепит, мастерить поделки из бросового материала.
- двигательную активность - для удовлетворения естественной потребности детей в движении, в группе оборудован центр физической активности, имеется достаточно инвентаря для самостоятельной игровой подвижной деятельности, развития глазомера, равновесия, мелкой и общей моторики;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка обеспечивается с помощью размещения в группе фотографий близких родственников - родителей, братьев, сестер - создан фотоальбом "Моя семья". Дети имеют свободный доступ к игровому материалу, а также возможность приносить из дома любимую игрушку. Групповое, спальное помещение имеет продуманное пространственное, световое и цветовое оформление. Ну и конечно стиль взаимоотношений воспитателя и ребенка через уважительное отношение к его чувствам и потребностям, обеспечивает хорошее эмоциональное состояние, особенно в период адаптации к условиям детского сада;
- возможность самовыражения детей проявляется в различных центрах активности: творческие способности дети раскрывают в художественном, музыкальном, театральном, центре ряжения, игровых центров "Дом", "Магазин", "Парикмахерская".
- Полифункциональная
Полифункциональность материалов в группе дает детям возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, ширм). Кроме этого в группе имеются полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности в качестве предметов-заместителей в детской игре.
- Трансформируемая
Предметно-пространственная среда в группе может быть изменена в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Дети имеют возможность расположиться для игровой деятельности в удобном для себя месте - одиночно или малой группой. Например, с детьми мы используем ширму и как театральную, и в качестве сюрпризного момента, и для выставки работ. Ширма "Машина" быстро организует детей на совместную игру. В центре безопасности дети используют игровое поле "Перекресток" - стоит только добавить по ходу игры сооружения из конструктора, предметы-заместители.
- Вариативная
В группе пространство разделено на три центра - активная, спокойная и рабочая. Каждая из них имеет свое наполнение различным оборудованием, обеспечивающим свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняю в соответствии с тематическим планированием, вношу новый, стимулирующий игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Гендерному воспитанию способствуют материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек (предметы одежды для ряжения: платья, сумочки, панамки, украшения - для девочек; фуражки, бескозырки, гюйсы, костюмы спасателя и инспектора - для мальчиков, игрушки).
- Доступная
Пространство группы открыто для воспитанников, насколько это возможно по правилам безопасности. Дети имеютсвободный доступк играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
- Безопасная
Оборудование в группе соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности его использования. Своевременно осуществляется ремонт или замена поломанного оборудования. Батареи центрального отопления закрыты решетками.
Таким образом, реализация вышеперечисленных принципов построения предметно-пространственной среды в группе позволяет воспитанникам комфортно чувствовать себя в помещении детского сада, оказывает благоприятное воздействие на его всестороннее развитие и соответствует требованиям ФГОС ДО.