Главные вкладки
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
На эту страницу я приглашаю всех, кому интересна работа с детьми. Всех, кто хочет разнообразить жизнь дошкольника новыми знаниями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с музыкальными руководителями ДОУ.
«Приобщение дошкольников к культуре России в
процессе игры на народных музыкальных инструментах»
Подготовила :
Шатрова Ольга Кузьминична,
музыкальный руководитель 1 к.к.
МДОУ детского сада № 3 «Тополек»
Г. Черепаново.
Руководитель ММО
музыкальных руководителей ДОУ.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в вопросах приобщения дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах» в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Познакомить участников МК с опытом использования методов и приемов в обучении детей игре на колокольчиках, с колокольным звоном – одним из видов народного творчества
2. Познакомить педагогов с историей и легендой колокола.
3. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов и
практически отработать творческие методы и приемы игры на колокольчиках
Участники: Музыкальные руководители, воспитатели
Оборудование: Мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация на электронном носителе, колокольчики разной величины, малая звонница, карточки для работы с попевками.
Размещение участников: группа педагогов размещается в зале, фокус-группа из 3 человек приглашается по желанию в центр зала к столам.
(презентация мастер-класса и приложение е прилагается).
1 часть. Вступительная
(слайд 1)
Добрый день, дорогие коллеги! Разрешите представиться Шатрова Ольга Кузьминична, музыкальный руководитель 1 к.к. МДОУ детского сада № 3 «Тополек» г. Черепаново. Руководитель ММО музыкальных руководителей ДОУ.
(слайд 2)
И сегодня я предлагаю вам принять участие в моём мастер-классе
«Приобщение дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах»
Введение в тему, актуальность:
И для начала я предлагаю вам ответить на простой вопрос -Что здесь изображено?
(слайд 3)
- Русские народные инструменты.
- Про один из них я загадаю вам загадку
Загадка:
Ты держал его в ладошке – он молчал,
А потом, держа за ушко, покачал.
Покачал старательно, что есть сил,
Он в ответ так звонко зазвонил: (Колокольчик.)
У колокольчика большая семья. Где он-самый младший. Но у него есть и старшие братья. Давайте их послушаем.
(слайд 4)
Звонят, звонят колокола России,
Благую весть несут во все края.
Любовью к ближнему живет Россия
И молодость свою хранит в веках.
И снова избавляется от скверны,
И очищенья слышен в мире звон.
В веках ее все беды неизменны,
В веках у Руси слышен в мире стон.
И сегодня мы будем говорить о народном достоянии России – о колокольном звоне.
Я хотела бы вам рассказать легенду, которую использую в беседе с детьми
(слайд 5)
Легенда о колоколе и колокольном звоне
По преданию, ещё в далёкие времена, один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал, да и прилёг у дерева. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать.
Когда же он открыл глаза, то увидел, Ангелов с поющими цветами –колокольчиками. И он понял, что именно звук этого цветка помог ему.
(слайд 6)
Возвращаясь в храм, монах решил, установить там звонницу с цветами из металла. Чтобы все могли наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов
(слайд 7)
У храма построили колокольню, отлили колокола разной величины и поместили на колокольную башню.
А чтобы мы с вами слышали прекрасное пение колоколов, как вы думаете, что пришлось приделать к нему мастеру? Конечно же язык. Ведь без него колокол бы не зазвучал. Давайте проверим. Сможем ли мы говорить, или петь с вами, если у нас вдруг нет языка. (Приём, который использую с детьми)
А к языку, чтобы он ударял о колокол- привязали крепкие верёвочки.
Человека, который звонил в колокола стали называть звонарь.
Люди хорошо понимали язык колокола. Колокол сообщал о разных событиях. О времени, праздниках, о врагах и победах, о пожарах и службе в храме. В общем, колокол плотно влился в жизнь русского народа. Без него не начинался и не заканчивался ни один день.
Колокольный звон-это часть русской культуры. Это голос Родины.
А давайте-ка и мы с вами отправимся на звонницу. (Достаю мини-звонницу)
Это малая звонница. Будем с ней знакомиться.
Описание метода
(слайд 8)
- Существуют три вида колоколов: басовые, теноровые и триольные.
Басовые - самые большие, они издают глухие, тяжелые звуки,
Теноровые - средние по размеру, и звуки у них мягче
Триольные - самые маленькие на колокольне колокола. И звуки у них звонкие и весёлые
(слайд 9)
Но как запомнить звоны, как их записать? Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят к тому или иному звону.
Например, были такие:
1.«Пеки блин – дров нет,
пеки блин – дров нет»;
2. Б.-У нас денежки украли!
У нас денежки украли!
Ср.- Украли! Украли! Украли! Украли!
Мал.-А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем.
3. Б.-— По-чём трес-ка?
— По-чём трес-ка?
Мал.-Две ко-пейки с поло-виной!
Две ко-пейки с поло-виной!
Ср.- Врешь, врешь — Мал.- пол-то-ры!
Ср.- Врешь, врешь — Мал.-пол-то-ры!
2 часть. Передача навыка
Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевки!
(слайд 9)
Колокольный звон – целая наука.
Благовест – это мерные удары в большой колокол – это призыв к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди.
(слайд 10)
Давайте и мы попробуем изобразить эти звоны .
Фокус группа под руководством мастера выполняют упреждения
Зазвонил колокольный звон
Созывая к себе народ.
Зазвучал Благовест:
Дон-----------------Дон
А теперь Трезвон:
Дон----------------Дон
Динь-Динь-Дон, Динь-Динь-Дон
Колокольный перезвон:
Динь-Динь-Дон, Динь-Динь-Дон
Ди-ли-Ди-ли-Дон, Ди-лиДи-ли-Дон
(слайд 11)
Многие поколения русских звонарей развивали и обогащали своё искусство. Создавали новые формы и виды колокольных композиций. Малые звонницы стали использовать в русских народных оркестрах.
Давайте и мы с вами закрепим полученный материал и сыграем на нашей звоннице русскую народную мелодию
Какой замечательный перезвон у нас получился. Пусть к нам приходят исключительно благие вести! Считается, что звон колокольчика улучшает здоровье, приносит благополучие. Я желаю, чтоб мой колокольный мастер-класс, наполнил ваши сердца радостью и гордостью за нашу страну и дарю детскому саду вот этот Валдайский колокольчик, с пожеланием благополучия, процветания и успеха.
(слайд 13)
3 часть. Рефлексия
Ну и закончим мы с помощью рефлексии «да-нет»
1.Вы что-то новое узнали?
2. На мастер-классе вы скучали?
3.На работу вы пойдёте, что-то для себя возьмёте?
4. Потрудились вы на диво
Скажем все друг-другу СПАСИБО!
(слайд 14)
Завершение
Вот и всё, я закончила мастер- класс,
И пора подвести итог:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети гордятся Россией,
Если знают истоки страны,
Значит дети разумнее стали Им мы в этом чуть-чуть помогли. Значит, трудимся мы не напрасно И профессия наша прекрасна!
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематический план работы по знакомству и обучению детей игре на колокольчиках.
На 2019-2014 г.г.
Группа | Месяц | Форма работы |
2 мл.гр. | март | -Первое знакомство с маленьким колокольчиком и особенностью его звучания. Презентация «Мой цветочек-колокольчик». |
апрель | - упражнение «Отгадай на чём играю?», (колокольчик, погремушка, бубен) | |
Ср.гр. | октябрь | Оркестр колокольчиков «Детская полька» (Видеосюжет) |
ноябрь | Оркестр музыкальных инструментов «Новогодний» | |
февраль | «Танец с колокольчиками» на | |
Старшая группа | Сентябрь | Игра «Назови музыкальный инструмент по звучанию» |
Октябрь | - «Игра с колокольчиками» (в центре –водящий (без колокольчика). Дети с колокольчиками идут по кругу под музыку (не звонят). Муз останавливается- дети поворачиваются в круг лицом. Играют в такт музыке. Музыка заканчивается, дети кладут колокольчики впереди себя. И вместе с водящим двигаются по кругу. С остановкой музыки берут ближний колокольчик. Кому не достанется –тот водящий. | |
Апрель | Оркестр «Русская народная»- использование р.н.инструментов. | |
Май | Оркестр «Полька» Штраус | |
Подгот. группа | Сентябрь | Игра с колокольчиками.- повтор старш.гр. |
Октябрь | Танец с колокольчиками- девочки | |
Ноябрь | Оркестр «Светит Месяц» | |
Март | 1. Знакомство со звонницей. Легенда и история колокола 2. Три вида колоколов. Колокольные звоны. Попевки звонарей | |
Апрель | Упражнения с таблицами на экране проектора | |
Май | Итоговое занятие «Колокольный звон России». |
(Инструментарий в приложении Музыкальная Копилка