Мои методические разработки

Полещук Ирина Ивановна

Предварительный просмотр:

Развитие партнерских отношений – условие  успешной работы с родителями.

Ключевые слова: родители, дети,  партнерские отношения,  взаимодействие с родителями, семья, общение, сотрудничество, детский сад.

Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.  Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Такое взаимодействие педагога и родителей  активизирует  и обогащает воспитательные умения семьи,  поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 Основными критериями  взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество. Развитие партнерских отношений  это залог успешной работы с родителями, так как в основе лежат человеческие взаимоотношения, понимание друг друга и помощь. Авторитарный стиль отталкивает  современных родителей,  уходит в  прошлое.

Каждый раз, набирая,  новую группу   я ищу  эффективные формы  работе с семьей, которые способствовали бы  повышению  интереса к жизни детей в дошкольном учреждении,  стали бы  стимулом для участие родителей в жизни группы. Анализирую опыт прошлых лет, я  выбираю  более успешные   формы работы,   мероприятия,  для положительного взаимодействия  с родителями в группе и в детском саду.

Большое значение в работе  с родителями являются анкеты-знакомства, так как позволяют  изучить семьи  воспитанников, их образование, общий культурный уровень,  настрой  и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.  В анкету включаем вопрос об увлечениях членов семьи. Анализ данных  помогает строить дальнейшую  работу с родителями.

Самое сложное в работе  является  установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, иногда на это уходит годы, чтобы  достичь  положительного результата. Современные семьи, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Необходимо заинтересовать родителей той работой,  которая проводится с детьми, сформировать у них положительный образ ребенка и педагога.    Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.  Сообщения о достижениях  помогает   родителям  увидеть ребенка в ином образе и правильного его воспринимать, так как многого  невозможно увидеть  в семье и оказываются неожиданными и интересными для них.  Такая форма общения способствует установлению сближению родителей с педагогом,  снимает напряжение, располагает  к общению.  Ежедневное доброжелательное общение формирует  положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Организуя разные мероприятия в группе и в детском саду, мной  было отмечено, что родители с удовольствием участвуют и разных выставках, часто посещают  детские праздники подготовленные педагогами и детьми. На очередном собрании предложила родителям принять участие в проведении Новогоднего утренника, сыграть  роли сказочных персонажей.  Предложение заинтересовало  многих пап и мам,  начали подготовку праздника  совместно  с музыкальным руководителем,  рассматривали разные предложения, обсуждали, все были равноправными  участниками мероприятия. После проведения праздника провели рефлексию,   родители поделились своими впечатлениями о подготовке к празднику, увидели,  сколько  труда вкладывают педагоги и как значима помощь родителей в организации мероприятий.    Постепенно  проводить совместные праздники  такие как «А ну-ка мамы!»,  «Папа, мама и я - дружная семья», «Новогодний карнавал»    стало традицией группы, количество желающих    поучаствовать увеличивалось.  Активное  участие родителей  помогает по другому взглянуть  на жизнь  детей в детском саду,   развитию    доверительных отношений между педагогами. Если раньше родители выражали недовольство, не желание участвовать где-либо, ссылались на занятость, то теперь интересовались планами, вносили свои предложения, предлагали помощь.

 Активность и заинтересованность родителей передавалась и старшему поколению, дедушкам и бабушкам.  Они тоже вносили свою лепту, участвовали в выставках, конкурсах, праздниках. Такое участие укрепляет внутрисемейные связи, способствует возрождению  традиций семейного воспитания.  Впоследствии была отмечена активность родителей, при  посещении  родительских  собраний, составляла 75-  90%   от всех участников. Родители легко отзывались и часто сами просили собрать собрание для решения разных вопросов. Тему составляла из часто задаваемых  вопросов,  чтобы отвечала запросам и интересам родителей, и  приходило в форме  диалога, беседы. У родителей была возможность услышать мнения других людей  воспользоваться их  опытом, поделиться своим в решении разных вопросов. Время собрание и его продолжительность предварительно обсуждали с родителями, что бы учесть возможности каждого. Данный подход способствовал личному обогащению всех участников взаимодействия, атмосферы понимания.

  Открытость детского сада позволила родителям быть активными участниками образовательного процесса и изнутри видеть работу, объективно оценить развитие своего ребенка, видеть и понимать необходимость участия в создании  предметно-развивающей среды. Так силами родителей были создан мини музей «Декоративно – прикладного искусства», прошла с успехом акция  «Поделись игрушками» -   родители с детьми принесли игрушки, игры, которыми  давно не играли.  В группе  среди  друзей дети с увлечением играли  с игрушками.  В последствии родители сами предлагали свою помощь, совместно в группе значительно обновили предметно - развивающую среду. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогом и родителями. У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка. Опрос родителей  на выявление эффективных форм работы с семьей  показал, что многие предпочитают индивидуальную беседу  лично или по телефону, так как не  требуют большого количества времени, можно подойти или позвонить и выяснить  все интересующие вопросы.

Набирает популярность  обращение родителей к сайту ДОУ. Они находят интересующую их информацию о работе учреждения.  Знакомятся с интересными фактами  из  жизни детского сада, задают вопросы специалистам и получают разъяснения. Формы и методы работы с семьей применяем разные, но родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для  себя. Приведенные формы и приемы  работы с родителями  планирую использовать в  группе с вновь набранными детьми, и внедрять другие.

Таким образом, применение разных форм взаимодействия  способствует заинтересованности  и повышению педагогической культуры родителей   и  формирует  партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.



Предварительный просмотр:

Конспект прогулка-событие  вторая младшая группа

Тема . «Новогодний переполох»

Время проведение: первая половина дня , 20 мин

Цель .

  • Формировать  представления о елке;
  • Развивать воображение и творчество;
  • Развивать двигательную активность;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование. Выносные игрушки,  лопатки , украшение на елку.

Ход прогулки.

 Нарядили елку в группе остались  украшения, решили найти елочку  на территории детского сада и нарядить.

В. « Дети,  расскажите, как нам узнать елочку» (ответы детей)?

В.  «Подскажите, кто знает,  куда идти нам, где искать елочку»?

В. «Чтобы нам с пути не сбиться друга за руки возьмем,  

 По дорожке  все пойдем».

 Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

В. «Вправо, влево посмотри, что увидел, расскажи».

Подходим к деревьям, сравниваем их и определяем, где елка.

В. « Елка зимой тоже спит ее веточки в мороз очень хрупкие.  Наряжать будем аккуратно, чтобы не повредить дерево». (Предлагаю выбрать детям украшение и повесить на веточки. )

В . «Вот так елка, вот так диво, как нарядна и красива!»( Высказывания детей)

В. «Вставай честной народ, водить вокруг елки хоровод».

  Хоровод  « В лесу родилась елочка»

В. «Вот какие детки молодцы! Все нарядили, украсили»

В. «Интересно на нашем участке все в порядке. Как же нам быстрее добраться ?» (Высказывания детей ).

 Подвижная игра «Самолеты»

В. «Ой, снегом автобус замело, как мы в нем поедем ?» (Предложения детей)

  С.р. игра « Едем в автобусе».

В. «Ребята, сколько дел мы с вами сегодня сделали, много сил потратили, пора  подкрепится». Возвращаемся в группу.



Предварительный просмотр:

И. И. Полещук, воспитатель МБДОУ д/с №25 «Умка», г. Саяногорск

 Развитие чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Знакомство с большой Родиной – Россией является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Проект – самая эффективная форма из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию. Проект «Мой любимый город» направлен на решение вопросов патриотического воспитания. Его цель – создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности. Реализацию проекта мы начали с изучения своей семьи. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, детям и их родителям было предложено составить небольшой рассказ об истории создании своей семьи. Дети с восхищением поделиться семейными историями, рассказы сопровождали показом семейных фотографий. Это стало толчком для многих семей поучаствовать в конкурсе «Мое генеалогическое дерево семьи». Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Учитывая трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, исследование истории города начали с посещения краеведческого музея. Здесь для ребенка открылась возможность первого проникновения в историю родного края, узнать, как жили люди раньше. На первой экскурсии детям рассказали и показали экспонаты, найденные во время раскопок, познакомили с легендами. На следующей экскурсии дошкольников познакомили с жилищем коренного на- 5 рода Хакасии, их бытом, с национальным костюмом, и домашней обстановкой. Бытовая повседневность чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с народными промыслами, бытовыми предметами старины. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Работа по привитию детям патриотического духа строилась на тесной связи с родителями, социумом. Совместно с детской городской библиотекой провели ряд тематических встреч, на которых дети познакомились с выдающимися людьми города: первые строители СШГЭС, почетные горожане. Встретились с писателями и поэтами клуба «Стрежень», которые поделились своим творчеством, рассказали о самых значимых событиях в жизни. Яркие наглядные примеры взрослых, их жизненная позиция помогают усвоению ребенком своей роли в жизни и развитии страны, способствуют быстрому включению детей в добрые дела для семьи, детского сада, друзей, города. Ребенок начинает понимать,  что является маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, благополучного будущего свой страны. Совместно с родителями организовали автобусную экскурсию по родному городу, где профессиональный экскурсовод расширил представления детей о достопримечательностях нашего города, рассказал об истории названия главных улиц. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Дети приняли активное участие в конкурсах рисунков «Город глазами детей», «Саяногорск – город будущего», коллажей «С днем рождения, мой Саяногорск». Рисунки детей, отражали сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Т