Выступление на МО
Выступление на МО. Проектная деятельность младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_festivale_po_obobshcheniyu_opytom_raboty.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом фестивале по обобщению опытом работы
1,2 слайд
Немного о себе: Образование – высшее. Окончила Адыгейский государственный институт
Специальность по диплому (учитель начальных классов)
Место работы (БОУ СОШ №2)
Должность (учитель начальных классов)
Педагогический стаж (25 лет)
Стаж работы в занимаемой должности (25 лет)
Квалификация - высшая
3 слайд
Тема моего опыта: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Я ставила перед собой цели:
- Выявление детской одарённости.
- Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.
- Развитие способности к созидательной деятельности.
- Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.
4 слайд: Мой опыт формировался с следующих условиях:
- изучение методической литературы;
- изучение опыта своих коллег;
- активная работа в школьном методическом объединении;
- .отслеживание результатов деятельности учащихся класса в творческом и исследовательском направлениях;
- Разработка системы педагогической деятельности по использованию метода проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время
- Формулирование выводов, по использованию метода проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.
5 слайд « Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
Китайская пословица.
6 слайд: основная идея моего опыта это :
повышение
познавательного интереса у учащихся в начальной школе может быть достигнуто, если в обучение будет включен метод проектов ,который в полной мере реализует деятельностный подход и является личностно-ориентированным
7 Слайд Прежде , чем я перейду к технологии моего опыта позволю себе напомнить типологию проектов По месту , времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть различна.
По месту проведения - во время учебных занятий и во внеурочное время.
По количеству участников- индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
По времени выполнения проекта- кратковременная, средней продолжительности или долгосрочная.
По содержанию -монопредметная и межпредметная
8слайд: Я работала над данной проблемой в течении 5 лет и строила работу следующим образом:
Изучала индивидуальные особенности учащихся – и физические ( здоровья), и психологические, и личностные. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и условий жизни в семье. Для этого я использовала личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опиралась на результаты обследований, проводимых школьным психологом и логопедом.
9 слайд
Первым шагом к проектной деятельности учащегося является урок.
Я планомерно готовлю детей к проектно-исследовательской деятельности.
Начиная с первого класса использую:
- проблемное введение в тему урока;
- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
- совместное планирование практического задания;
- групповые работы на уроке;
- ролевое распределение работы в группе;
- формулировку предположения;
поиск альтернативных способов решения проблемы;
- самооценку учащихся.
10слайд
Особое внимание уделяю, развитию приёмов логического мышления, навыков речи.
Используя игровые упражнения, учу формировать собственную точку зрения, видеть объект исследования с разных сторон.
11слайд
Используя задания- рассуждения помогаю ученикам выдвигать гипотезы, оперировать словами: «возможно», « предположим», « я думаю», « считаю»
12 слайд
В 1 классе на уроках проектно-исследовательская деятельность учащихся носит подготовительный и творческий характер: рисунки , поделки , устные рассказы. При этом роль родителей в данной работе очень важна.
13 слайд Для того чтобы взрослые знали как правильно оказать помощь своему ребёнку в том или ином задании в обязательном порядке провожу педагогические консультации с родителями , тематические родительские собрания « Проектно-исследовательская деятельность младших школьников» , « Когда учиться интересно?», « Что такое презентация?». Большинство проектов в 1 классе носят кратковременный характер
14 слайд
Во 2 классе уровень знаний учащихся существенно меняется , а следовательно раскрываются и их возможности при работе над проектами. Возрастает их роль в выборе тематики проекта.
15 слайд Учитывать интересы и способности учащихся помогает вариативность тем проекта. В классе учатся дети с разными способностями и возможностями, а следовательно необходим дифференцированный подход. Объём проектной работы, её сложность , доля самостоятельности ученика – всё это определяю для каждого ребёнка индивидуально Роль учителя-консультанта по-прежнему основополагающая Во 2 классе изменяется и время выполнения проектов. В деятельности учащихся начинают появляться долгосрочные проекты.
Слайд 16
В 3 классе проектно- исследовательская деятельность учащихся является, более расширенной. Дети могут работать с дополнительной научной литературой, устную информацию преобразовывать в письменную и делать простейший анализ полученной информации. Формы работы над проектом преобладают групповые.
Начиная с 3 класса постепенно ввожу и индивидуальные проекты, но их немного и выполняют их ребята , обладающие повышенной учебной мотивацией
Слайд17
Частично- поисковый метод на уроках в 3-4 классах является частью практически каждого урока. Теперь уже ребята отрабатывают те навыки по выдвижению гипотез, путей решения проблемных ситуаций, которые формировались в1-2 классах
Слайд 18
В 4 классе проектно-исследовательская деятельность учащихся отличается более самостоятельным характером , что обусловлено их возрастными особенностями . Дети уже могут выбрать главное из общего потока информации , оформить свой проект самостоятельно. Следовательно, изменяется и типология проектов. Они имеют в подавляющем большинстве индивидуальный характер, появляются проекты, требующие длительных наблюдений, постановки опытов и т.д.
Слайд19
Моя позиция как учителя по-прежнему подчиняется следующим правилам:
1 .Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности
2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации
Слайд20
Однако, не смотря на положительные результаты применения проектно-исследовательского метода в урочное время, имеется и ряд недостатков. Среди них ограничение по времени, обязательность работы по предложенной теме, опасение получить плохую отметку и т.д.
На помощь приходит внеурочная деятельность
Мною регулярно проводятся заседания клуба « Почемучек» Занятия в клубе строятся на тех же принципах, что и проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках. Но свобода выбора темы для занятия учеником значительно расширяется.
Обязательно детские работы демонстрируются на выставках как в классе, так и в школе, а также в форме презентаций среди одноклассников и учащихся параллельных классов во время классных часов, внеурочных занятий по предмету и т.д. . Ведь каждый ребёнок должен испытывать удовольствие от своего труда и успешность .
Количество участников заседания клуба « Почемучек» неуклонно растёт, что подтверждает интерес детей к данному виду деятельности.
Слайд21 -22
. Результаты показали успешность применяемых мною методов работы.
. Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций. Среди них призёры районных олимпиад, дипломанты районных и школьных научно-практических конференций, победитель и лауреат районных творческих конкурсов , участник зонального тура НПК « Эврика-Юниор».
Учащиеся класса участники проекта для одарённых детей «Алые паруса» , о чем имеются свидетельства о публикации в социальной сети педагогов.
Активность учащихся класса в целом подтверждена грамотами администрации школы
Слайд 23
Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы , которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.