Материалы на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"
Данная страница содержит конкурсные материалы: методический семинар (презентация+объяснительная записка), воспитательное меропиятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсное задание "Методический семинар" (объяснительная записка) | 196.04 КБ |
metodicheskiy_seminar.ppt | 675 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пожарская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Пожарская СОШ»)
607520, Нижегородская область, Сергачский район, с. Пожарки, ул. Советская, д. 2.
Телефон 8(83191)42-5-54, pogarki-shkola@mail.ru
Тема работы
«Литературоведческий анализ текста как средство повышения уровня речевой компетентности обучающихся»
(на примере произведений о Великой Отечественной войне второй половины XX века)
Автор: Бармина Олеся Васильевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Пожарская СОШ»
Email: barmina.ole@yandex.ru
Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта
Тема моей работы «Литературоведческий анализ текста как средство повышения уровня речевой компетентности обучающихся». Работала я на материале произведений о Великой Отечественной войне второй половины XX века.
С 1 сентября 2015 основная школа перешла на реализацию нового федерального государственного образовательного стандарта. В основу Стандарта второго поколения положен системно - деятельностный подход.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей.
Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Термин коммуникативная компетентность достаточно широкий. Речевая компетентность входит в состав коммуникативной компетентности и обозначает - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения.
Успешная реализация человека в современной социальной среде требует речевой культуры особого характера - способности к эффективной коммуникации, интерактивному взаимодействию, познавательному и деловому общению. Речевая способность, то есть способность пользоваться выработанным обществом языком, современной коммуникационной стратегией, является необходимой предпосылкой любой деятельности.
Роль и значение художественного текста в работе по развитию речи очевидны. Текст, по определению М.М. Бахтина, - это «первичная данность» всех гуманитарных дисциплин и «вообще всего гуманитарно-филологического мышления… Текст является той непосредственной действительностью, действительностью мысли и переживания, из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [Бахтин, 1979: 257].
Одной из задач уроков русского языка и литературы, на мой взгляд, является необходимость научить школьников разбираться в сложнейшем творении человеческого мозга – тексте. Ведь именно в текстах авторы передают свои знания о мире, делятся опытом, поднимают различные проблемы, стремятся научить и т.д. Такие учёные, как И.Р. Гальперин, Ю.А. Сорокин, О.П. Брандес, М.В. Никитин, А.Ю. Домашнев, Л.В. Сахарный, А.С. Штерн, отмечали, что нужно уметь воспринимать текст не только на эмоциональном уровне (нравится – не нравится), но и на рациональном, то есть видеть все его составляющие и постигать глубинный смысл.
Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова и др.
Цели и задачи профессиональной деятельности.
Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые опирается автор.
Целью педагогической деятельности является формирование личности с высоким уровнем речевой компетенции, с развитой речью, способной выстраивать и формулировать свои мысли, посредством литературоведческого анализа текста.
Для осуществления поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Изучить опыт лингвистов и педагогов по теме;
- Разработать программу факультатива, направленную на формирование у учащихся навыков литературоведческого анализа художественного текста; разработать модели уроков;
- Повысить интерес к урокам литературы через определение круга художественных произведений для работы на факультативных занятиях;
- Обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Воспитать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
По мнению В. А. Сухомлинского, книга - нравственный опыт, брошенный в общее пользование. Тот, кто читает художественную литературу, знакомится с этим опытом, оценивает его, примеряет его на себя и обогащается нравственно. Но нравственный опыт не переходит автоматически из художественного произведения в сознание человека, в его душу. Помочь этому должна школа. Именно она дает ребенку нравственные опоры и образцы, с позиций которых он и будет оценивать окружающую действительность и собственное поведение.
В современной лингвистической и методической литературе существуют разные виды анализа художественного текста: лингвопоэтический, лингвистический, стилистический, филологический, литературоведческий и т. д. Между видами анализа текста наблюдается очень зыбкая грань, чаще всего последующий вид анализа дополняет предыдущий.
Например, лингвопоэтический анализ по своей сути направлен на то, чтобы путем анализа языка объяснить суть возникающего эстетического эффекта. Лингвопоэтический анализ устанавливает, как план выражения участвует в формировании его содержания. А содержание художественного текста это уже область литературоведческого анализа. Эти виды анализа соприкасаются, но не совпадают.
Целью лингвистического анализа является выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении, причем лишь постольку, поскольку они связаны с пониманием литературного произведения, как такового. Цель лингвистического анализа текста — «показ тех средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание произведения» (Л.В. Щерба).
Основная задача стилистического анализа – изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств.
Цель филологического анализа текста — показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл и культурологический статус. К особенностям филологического анализа текста относятся: историзм, антропоцентричность, культурологическая направленность, комплексный интегральный характер (внимание к форме и содержанию текста в их взаимной обусловленности), лексикоцентричность. Филологический анализ текста включает в себя лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ, а также освещение культурно-исторического контекста эпохи. Филолог рассматривает разные аспекты текста как сложного многопланового феномена в процессе лингвистического анализа, стилистического и литературоведческого, которые взаимно дополняют друг друга, расширяют и углубляют представление о содержательном плане текста и личности автора, стоящей за ним.
Таким образом, филологический анализ помогает постичь взаимосвязь идеи и слова посредством словесно-художественного образа, учит пониманию того, как в строе речи, в эпитетах, сравнениях, метафорах, в особенностях синтаксиса выявляется мировоззрение писателя, его стиль, идеи и мысли.
Цель литературоведческого анализа — выявление содержания художественного текста как произведения искусства в культурно-историческом контексте эпохи.
Цель и задачи литературоведческого анализа текста
С точки зрения литературоведения текст рассматривается как произведение искусства, формирующееся в широком литературном и культурно-историческом контексте эпохи, отражающее определенное закономерное развитие литературного процесса. В область литературоведческого анализа входит как текстовая, так и внетекстовая информация: изучение мировоззрения писателя, процесса формирования его творческой личности, принадлежности к определенному литературному направлению, жанровой специфики текста, особенностей композиции, образной системы, тематики и проблематики произведения, его основного пафоса и художественно-эстетического своеобразия.
Все это определяет круг задач, стоящих перед литературоведом. Стремясь подчеркнуть своеобразие литературоведческого анализа в сравнении с лингвистическим, В.В. Виноградов (1954) отмечал: «Лингвист отправляется от анализа словесной ткани произведения. Литературовед — от общественно-психологического понимания характера».
Анализ целого текста невозможен без учета взаимосвязи формы и содержания. Между тем содержательный план текста долгое время изучался лишь литературоведением и (отчасти) литературоведческой поэтикой, форма же художественного произведения была объектом внимания лингвистики, стилистики, лингвистической поэтики. Однако только в единстве рассмотрения формы и содержания текста можно познать его художественный смысл. Определение его, в конечном счете, и является общей целью разных видов анализа текста, которые, дополняя друг друга, углубляют представление о нем в сознании читателя. Каждый вид анализа художественного текста вносит определенный вклад в постижение его эстетического содержания.
Под содержанием художественного текста понимается фрагмент картины мира автора, коррелирующий с реальной или (вымышленной действительностью, воплощенный в художественной эазной) форме с позиций определенного эстетического идеала художника по законам искусства.
Целью литературоведческого анализа является рассмотрение художественного текста как произведения искусства, имеющего культурно-историческое значение, способного выполнять эстетическую функцию.
Практическая значимость заключается в создании программы факультатива, в разработке уроков, реализация которых помогает решать проблему речевой компетентности школьников. Данная работа ориентирует учителей на рассмотрение речевой компетентности, без которой невозможно решить ни одну из задач, поставленную перед современной школой.
В качестве текстов-образцов, использованных для иллюстрации литературоведческого анализа, мною избраны произведения русских писателей о Великой Отечественной войне. Целесообразность работы с такими текстами доказывается тем, что прочтение данной литературы, помимо основных задач по активизации умственной и речевой деятельности учащихся, формирует патриотическое настроение детей, оказывает на них нравственное и эстетическое воздействие.
Кроме того, тема Великой Отечественной войны занимает одно из ведущих мест в художественной культуре последних десятилетий. На занятиях факультатива я предлагаю ребятам посмотреть на события тех лет глазами писателей – участников Великой войны, они видели героизм, предательство, гибель однополчан, жестокость фашистов и потому их книги пронзительно правдивы. Объединяет эти произведения только тема – Великая Отечественная война. Во всем остальном – от выбора героя до изобразительной манеры – творчество писателей разнится. Надеюсь, что в соотнесении, сопоставлении этих произведений детям откроется объемная картина трагических событий войны.
Результаты работы по формированию речевой компетентности следующие:
Оценивая результаты работы, хочу сказать:
- Изменилась активность и работоспособность детей
(дети стали больше привлекать для работы и на других уроках дополнительный материал; больше задают вопросов).
- Повысился интерес ребят к урокам литературы.
- Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
- Уровень качества знаний повысился.
- Качество письменных работ изменилось в лучшую сторону.
Качество письменных работ, безусловно, изменилось. Дети научились глубже понимать художественное произведение, научились создавать собственные грамотные тексты. Не у всех они, конечно идеальны и написаны на отлично, но если сравнивать учеников относительно их самих, их тексты стали более стройными, логичными, убедительными. Сочинение писать не просто, это один из самых трудных видов деятельности учащихся. При написании сочинений приучаю школьников работать над черновиками сочинений, поскольку это развивает внимание к слову. Никогда не требую от детей сочинений сейчас же, без предварительной подготовки. Предварительно перед уроком, на котором будем писать сочинение, объявляю детям тему, даю рекомендации к ее раскрытию, рекомендую записывать все мысли, касающиеся сочинения, затем систематизировать.
Заключение. Ключевые выводы и обобщения, определение перспектив и дальнейших задач.
Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно. Речь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего, выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.
Несмотря на работу, которую я веду по повышению уровня речевой компетентности, анализ работ учащихся показывает следующие серьезные недостатки:
1) У учащихся не всегда получается аргументировано выражать личностную позицию;
2) Сила проявления эмоций, экспрессивная окраска текста незначительна;
3) Речь бедна образными средствами;
4) Частое использование общеязыковых штампов, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему, бедность кругозора;
5)Учащиеся испытывают затруднения в написании вступления и заключения;
6) Учащиеся продолжают допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
Перспективу дальнейшей работы вижу в обозначении для себя следующих направлений работы по развитию речи:
1) Воспитывать аргументированность в суждениях;
2)Учить выразительной, яркой, образной устной и письменной речи;
3) Вести словарно-фразеологическую работу с текстом художественного произведения;
4) Способствовать более глубокому пониманию содержания, структуры, основной мысли текста;
5) Формирование умения пользоваться литературой, посвященной различным областям.
Список литературы
- Ахметова Г.Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. – М.: Просвещение, 1997. – 285с.
- Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. –М., 2002.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
- Болотова Н.С. Филологический анализ текста. – Томск, 2001 -Ч 2. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия,2003.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.,1983.
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. : ИНФРА-М; Москва
- Гуковский Г.А. «Изучение литературного произведения в школе. (Методологические очерки о методике)». – М.; Л., 1996.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.,1988.
- Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1984.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта Тема моей работы «Литературоведческий анализ текста как средство повышения уровня речевой компетентности обучающихся». Работала я на материале произведений о Великой Отечественной войне второй половины XX века. С 1 сентября 2015 основная школа перешла на реализацию нового федерального государственного образовательного стандарта. В основу Стандарта второго поколения положен системно - деятельностный подход. Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей . Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности : математическая, коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения , информационная, автономизационная, социальная, продуктивная, нравственная компетентность. Термин коммуникативная компетентность достаточно широкий. Речевая компетентность входит в состав коммуникативной компетентности и обозначает - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения.
Цели и задачи профессиональной деятельности. Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые опирается автор Целью педагогической деятельности является формирование личности с высоким уровнем речевой компетенции, с развитой речью, способной выстраивать и формулировать свои мысли, посредством литературоведческого анализа текста. Для осуществления поставленной цели сформулированы следующие задачи: Изучить опыт лингвистов и педагогов по теме; Разработать программу факультатива, направленную на формирование у учащихся навыков литературоведческого анализа художественного текста; разработать модели уроков; Повысить интерес к урокам литературы через определение круга художественных произведений для работы на факультативных занятиях; Обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; Воспитать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Практическая значимость Практическая значимость заключается в создании программы факультатива, в разработке уроков, реализация которых помогает решать проблему речевой компетентности школьников. Данная работа ориентирует учителей на рассмотрение речевой компетентности, без которой невозможно решить ни одну из задач, поставленную перед современной школой. В качестве текстов-образцов, использованных для иллюстрации литературоведческого анализа, мною избраны произведения русских писателей о Великой Отечественной войне. Целесообразность работы с такими текстами доказывается тем, что прочтение данной литературы, помимо основных задач по активизации умственной и речевой деятельности учащихся, формирует патриотическое настроение детей, оказывает на них нравственное и эстетическое воздействие.
Результаты работы по формированию речевой компетентности Изменилась активность и работоспособность детей (дети стали больше привлекать для работы и на других уроках дополнительный материал; больше задают вопросов). Повысился интерес ребят к урокам литературы. Активизировалась творческая деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах. Уровень качества знаний повысился. Качество письменных работ изменилось в лучшую сторону.
Заключение. Ключевые выводы и обобщения Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно. Речь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего, выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.
Определение перспектив и дальнейших задач Несмотря на работу, которую я веду по повышению уровня речевой компетентности, анализ работ учащихся показывает следующие серьезные недостатки: 1) У учащихся не всегда получается аргументировано выражать личностную позицию; 2) Сила проявления эмоций, экспрессивная окраска текста незначительна; 3) Речь бедна образными средствами; 4) Частое использование общеязыковых штампов, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему, бедность кругозора; 5)Учащиеся испытывают затруднения в написании вступления и заключения; 6) Учащиеся продолжают допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. Перспективу дальнейшей работы вижу в обозначении для себя следующих направлений работы по развитию речи: 1) Воспитывать аргументированность в суждениях; 2)Учить выразительной, яркой, образной устной и письменной речи; 3) Вести словарно-фразеологическую работу с текстом художественного произведения; 4) Способствовать более глубокому пониманию содержания, структуры, основной мысли текста; 5) Формирование умения пользоваться литературой, посвященной различным областям.
Итогом моей работы «Литературоведческий анализ текста как средство повышения уровня речевой компетентности обучающихся» (на примере произведений о Великой Отечественной войне второй половины XX века) стала разработка рабочей программы факультативного курса «Литературоведческий анализ художественного текста». На данную рабочую программу выдано экспертное заключение в НИРО.