Родителям

Герасимова Анна Сергеевна

Дорогие родители, здесь вы можете ознакомиться с полезной информацией и советами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rebenka_nauchit_samostoyatelnym.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Для родительского собрания

Родительское собрание « Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цели:

  • Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
  • Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Участники:

  • Родители учащихся, классный руководитель.

Подготовительный этап:

  • Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки;
  • Анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.

Оборудование:

  • Рабочие места для работы микрогрупп;
  • Записные книжки или блокноты, ручки, карандаши;
  • Бланки анкет;
  • Памятки.

Анкета №1 «Твой выходной день»

  1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?
  2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходные дня, перечисли все, чем занимался в эти дни.
  3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?

Анкета №2

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия?

  1. Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
  2. Провести анкетирование родителей.

Анкета для родителей

Продолжите предложения…

- У нашего ребенка есть специальное место, где он…

- Наш ребенок выполняет домашнее задание…

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …

- Мы думаем, что на воскресенье …

- Ребенок начинает приготовление домашнего задания с

- При приготовлении домашнего задания необходимо…

- При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем…

- Если ребенок включается в работу сразу, то…

- При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем…

- Если ребенок включается в работу медленно, то …

  1. Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования родителей.
  2. Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит задания для микрогрупп.

Ход собрания

  1. Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.
  2. Объявляется повестка собрания. Обращается внимание на книжечки в которые можно записывать возникшие по ходу собрания вопросы.

   В выступлении используются материалы из книги М.М.Безруких, С.П.Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?»

   Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой – рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родитель требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

   Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19ч, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

   Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статистическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 минут. Не менее двух раз письма следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

   Во время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.

   Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

   Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

   Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьника младших классов – 3.0-3,5 ч.

  1. Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа получает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и секциях, записывают свое мнение на альбомном листе  и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для данного класса.
  2. Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.
  3. Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей.
  4. Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.

Решение родителей собрания:

  1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
  2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.
  3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
  4. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?».

Памятки

«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
  5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не терять веры в себя.

«Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Сотри со стола пыль.
  5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
  6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
  9. Убери все лишнее со стола.
  10. Пришло время начать работу. Садись на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит на шею. Открой учебник …

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предмета, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

   Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся да другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

   О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

   Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или неточность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

   По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

   Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс – второй. Делайте все, как в первом.

«Как готовить домашнее задание по русскому языку».

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполните упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
  3. Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  4. Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
  5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  6. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

  1. Раздели стихотворения на четверостишия или смысловые отрывки.
  2. Выучи первый отрывок.
  3. Выучи второй отрывок.
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи третий отрывок.
  6. Расскажи наизусть все стихотворение.
  7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.
  8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Как решать задачи»

  1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

«Как нужно готовить задание по окружающему миру»

  1. Вспомни, не открывая учебника, о чем узнал на прошлом уроке:

- о чем рассказывал учитель?

- какие ставили опыты?

- какие рассматривали таблицы, картины, карты?

  1. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
  2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
  3. Прочитай текст учебника.
  4. Подготовься отвечать по теме урока:

     - продумай план ответа;

     - расскажи заданное по этому плану;

     - старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

     - сделай вывод;

     - открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

  1. Выполни задание учебника.

Приложение №2

Методика КОС (комплексная оценка ситуации)

Критерии:

  1. Цели воспитания. Оценка реальной ситуации по данному суждению высокая, необходимости изменения нет.
  2. Содержание образования. Оценка реальной ситуации по данному суждению средняя, необходимы незначительные изменения: в частности обеспечить мотивацию достижений учащихся через ситуацию успеха.
  3. Организационная структура. Оценка реальной ситуации по данному суждению средняя, необходимы незначительные изменения: в частности нужно составить с совместно с учащимися систему оценок и поощрений самоуправления в классе.
  4. Микроклимат. Оценка реальной ситуации по данному суждению высокая, необходимости изменения нет.

Примечание: опросник был адоптирован для оценки эффективности воспитательной системы класса I ступени образования.