Родителям
Дорогие родители, здесь вы можете ознакомиться с полезной информацией и советами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rebenka_nauchit_samostoyatelnym.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Для родительского собрания
Родительское собрание « Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»
Цели:
- Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
- Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Участники:
- Родители учащихся, классный руководитель.
Подготовительный этап:
- Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки;
- Анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.
Оборудование:
- Рабочие места для работы микрогрупп;
- Записные книжки или блокноты, ручки, карандаши;
- Бланки анкет;
- Памятки.
Анкета №1 «Твой выходной день»
- В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?
- Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходные дня, перечисли все, чем занимался в эти дни.
- В котором часу ты в выходной день ложишься спать?
Анкета №2
1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
2. В чем заключается эта помощь?
3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия?
- Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
- Провести анкетирование родителей.
Анкета для родителей
Продолжите предложения…
- У нашего ребенка есть специальное место, где он…
- Наш ребенок выполняет домашнее задание…
- Самостоятельно справляется с …
- Готовит с трудом…
- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …
- Когда ребенок учит уроки, мы …
- Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …
- Мы думаем, что на воскресенье …
- Ребенок начинает приготовление домашнего задания с
- При приготовлении домашнего задания необходимо…
- При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем…
- Если ребенок включается в работу сразу, то…
- При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем…
- Если ребенок включается в работу медленно, то …
- Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования родителей.
- Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит задания для микрогрупп.
Ход собрания
- Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.
- Объявляется повестка собрания. Обращается внимание на книжечки в которые можно записывать возникшие по ходу собрания вопросы.
В выступлении используются материалы из книги М.М.Безруких, С.П.Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?»
Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой – рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родитель требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19ч, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.
Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статистическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 минут. Не менее двух раз письма следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.
Во время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.
Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.
Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.
Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьника младших классов – 3.0-3,5 ч.
- Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа получает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и секциях, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для данного класса.
- Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.
- Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей.
- Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.
Решение родителей собрания:
- Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
- Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.
- Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
- Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?».
Памятки
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
- Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
- Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не терять веры в себя.
«Садимся за уроки»
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри со стола пыль.
- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери все лишнее со стола.
- Пришло время начать работу. Садись на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит на шею. Открой учебник …
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предмета, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся да другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или неточность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс – второй. Делайте все, как в первом.
«Как готовить домашнее задание по русскому языку».
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполните упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитайте стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
- После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
- Перед сном еще раз повтори стихотворение.
- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
- Раздели стихотворения на четверостишия или смысловые отрывки.
- Выучи первый отрывок.
- Выучи второй отрывок.
- Повтори первый и второй отрывки вместе.
- Выучи третий отрывок.
- Расскажи наизусть все стихотворение.
- Повтори стихотворение еще раз перед сном.
- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи»
- Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
- Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
- Составь план решения.
- Выполни решение.
- Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
«Как нужно готовить задание по окружающему миру»
- Вспомни, не открывая учебника, о чем узнал на прошлом уроке:
- о чем рассказывал учитель?
- какие ставили опыты?
- какие рассматривали таблицы, картины, карты?
- Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
- Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
- Прочитай текст учебника.
- Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа;
- расскажи заданное по этому плану;
- старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
- сделай вывод;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
- Выполни задание учебника.
Приложение №2
Методика КОС (комплексная оценка ситуации)
Критерии:
- Цели воспитания. Оценка реальной ситуации по данному суждению высокая, необходимости изменения нет.
- Содержание образования. Оценка реальной ситуации по данному суждению средняя, необходимы незначительные изменения: в частности обеспечить мотивацию достижений учащихся через ситуацию успеха.
- Организационная структура. Оценка реальной ситуации по данному суждению средняя, необходимы незначительные изменения: в частности нужно составить с совместно с учащимися систему оценок и поощрений самоуправления в классе.
- Микроклимат. Оценка реальной ситуации по данному суждению высокая, необходимости изменения нет.
Примечание: опросник был адоптирован для оценки эффективности воспитательной системы класса I ступени образования.