Методическая копилка учителя физической культуры
Типы междисциплинарных связей в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_mezhdistsiplinarnyh_svyazey.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы междисциплинарных связей
Для формирования системного знания и разработки интегрированных курсов В. С. Кукушин выделяет следующие типы междисциплинарных связей:
1. Учебно-междисциплинарные прямые связи. Они возникают в случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой. При изучении определяется базисное ядро знаний по каждой дисциплине, ее тезаурус, структура связей дисциплин. Возможна разработка по каждой дисциплине пакета тестовых заданий входного контроля знаний; адаптивные программы автоматизированного обучения по восполнению пробелов базисных знаний обучающихся; пакет заданий итогового контроля по каждой дисциплине; методика сквозного контроля и восполнения пробелов знаний в течение всего курса обучения .
Например, гуманитарные дисциплины: история, литература, обществознание, культурология - тесно связаны между собой. Интегрированные занятия по истории и литературе позволяют изучать исторические события через произведения литературы, через судьбы литературных героев.
2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера . Возникают тогда, когда две (или более) дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматриваются с разных дисциплинарных подходов, в различных аспектах .
3. Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты, интеллектуальные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Здесь используют методы анализа, системного мышления, пространственного воображения, образно-интуитивного мышления, методы решения эвристических задач. Ментально-опосредованные связи возникают при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин. Они касаются процессуальной стороны преподавания, развивают профессионально-интеллектуальные умения.
4. Опосредованно-прикладные связи формируются тогда, когда понятия одной науки используются при изучении другой.
Как показывает практика работы, межпредметные связи осуществляются преподавателями:
· на отдельных занятиях (эпизодические) - первый уровень;
· в системе занятий (частно-системные) - второй уровень;
· постоянно (системные) - третий уровень.
Третий уровень наиболее оптимален и эффективен, так как очень важно, чтобы обучающиеся видели в работе преподавателя и в его деятельности определенную систему. Однако важно учитывать то, что применение межпредметных связей не должно создавать перегрузок обучающимся, а способствовало бы формированию у них естественнонаучного мировоззрения.
Уровни организации учебного процесса на основе междисциплинарных связей
Выделяются следующие уровни организации учебного процесса на основе междисциплинарных связей:
· урочный (обобщающие уроки, учебные темы);
· тематический - вся система занятий учебной темы подчиняется решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими дисциплинами, курсами);
· сквозной - система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;
· внутрицикловой (например, одна и та же тема в разных дисциплинах);
· межцикловой (разные дисциплины = общие темы = дополняют друг друга) - конкретизация учебного материала в ракурсе межпредметной системы .
Программа - основной документ, по которому организуется весь учебный процесс на занятии. Она раскрывает цели и задачи изучения дисциплины, логику ее построения, регулирует преемственность отдельных ее частей, указывает на тесную взаимосвязь с другими дисциплинами.
В содержание программы любой дисциплины входят:
· знания о природе, обществе, человеке и способах его деятельности;
· опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыки и умения личности;
· опыт творческой деятельности;
· опыт эмоционально-ценностных отношений к знаниям и действительности.
Все перечисленные элементы содержания образования присутствуют в дисциплинах теоретического и профессиональных циклов. Каждый из них выполняет свою функцию в подготовке специалиста.
Так, овладение знаниями обеспечивает формирование целостной картины мира, служит фундаментом мировоззрения, инструментом практической и познавательной деятельности человека. В содержание интегрированных программ должны войти основные виды знаний, среди которых:
· основные понятия и термины, раскрывающие сущность конкретных технических объектов и процессов;
· основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями действительности;
· факты повседневной действительности, науки и техники, без знания которых невозможны убеждения;
· теории, содержащие систему научных знаний определенной совокупности объектов о связях между законами;
· знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знаний;
· оценочные знания, знания о нормах отношений в обществе .
Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе. Так как общетехнические дисциплины являются общими для целых групп профессий, основными видами знаний в программе будут раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалов, знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации производства. Очень важно ознакомить обучающихся со знаниями о способах такой деятельности, как:
· анализ и проектирование технологических процессов;
· разбор и составление схем, выполнение расчетов, решение технических задач, работа с технической литературой и нормативной документацией.
Специфика общетехнических дисциплин заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть интегрированы в практическую деятельность обучающихся. Навыки и умения появляются у обучающихся только тогда, когда они делают опыт, накопленный человечеством, своим в процессе собственной деятельности.
Результативность обучения на основе междисциплинарных связей выявляется на основании:
· умений обучающихся осуществлять междисциплинарный перенос знаний при решении познавательных и профессиональных задач, самостоятельно решать крупные междисциплинарные проблемы (увидеть проблему, составить план ее решения, отобрать нужные знания из разных предметов, обобщить их, сделать выводы);
· мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе междисциплинарных связей;
· степени трудности междисциплинарных заданий для обучающихся разных курсов и разной подготовки к установлению связей;
· степени осознанности междисциплинарных связей в обучении разным дисциплинам.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) доводить приобретенные знания до практического воплощения.
б) сосредоточить внимание преподавателей и обучающихся на узловых аспектах учебных дисциплин, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы обучающихся средствами самых различных учебных дисциплин в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между преподавателями и обучающимися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных дисциплин и наук в связи с жизнью.
ж) устранять дублирование при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.