интегрированный урок музыка + изобразительное искусство + литературное чтение
Урок для учащихся 1 - 4 классов по теме "Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов и художников". Дети анализируют стихи о зиме, подбирают музыку к стихам, выполняют зарисовки. В конце урока каждая группа представляет своё выступление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
литературного чтения,
музыки
и изобразительного искусства
«Образ зимы
в творчестве поэтов, композиторов и художников».
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Марьино – Лашмино»
Борисова Галина Анатольевна
2021 – 2022 уч. г.
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Цель урока:
- Научиться видеть и выделять художественные связи между литературой, музыкой и живописью;
Задачи урока:
- Закрепление и расширение знаний о композиторах-классиках, художниках-иллюстраторах и поэтов - классиков в творчестве о зиме;
- Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся, умение творчески работать в группах.
- Формирование чувства неразрывной связи человека с природой; развитие творческого воображения;
Краткое описание хода урока:
Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся выступают в роли экспертов и выполняют ряд творческих заданий.
Вид урока: урок-поиск.
Оборудование:
1. Музыкальные композиции А. Вивальди «Зима», П. И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает..».
2. Литературные произведения русских классиков Пушкина А.С., Некрасова Н.А., Тютчева Ф.И. идр., С. Есенина «Поет зима аукает».
3. Портреты поэтов, художников, композиторов; репродукции картин, рисунки учащихся на тему «Зима»
4. Фрагменты стихотворений по заданной теме.
5. Краски, карандаши, бумага.
6. Компьютер, экран, рисунки, музыкальный центр.
ХОД УРОКА
У. Здравствуйте, мои дорогие! Давайте скорей начнем урок. Улыбнитесь друг другу и подарите свою улыбку мне.
Д. Здравствуйте! (дети улыбаются и садятся за свои места)
У. Сегодня у нас будет очень интересная тема, а о чем мы будем говорить постарайтесь догадаться сами (Читает стихотворение)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей , вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки зимы.
У. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая же тема сегодняшнего урока?
Д. О зиме, об образе зимы
У. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, как ее видят не только поэты, но и композиторы, и художники. Тема нашего урока « Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов, художников и композиторов» Что мы с вами должны сделать на уроке? Какая у нас цель?
Д. Сегодня мы будем анализировать стихотворения, а так же музыкальные произведения о зиме. Цель нашего урока познакомится со стихотворениями и музыкальными произведениями о зиме.
У. Верно, а теперь давайте вновь вернемся к стихотворению, которое я прочла, и внимательно посмотрим на него. Какой поэтический образ зимы создал в этом стихотворении А. С. Пушкин?
Д. Зима – матушка, зима – волшебница.
У. Как вы думаете, почему он ее так величает?
Д. Природа – мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.
У. Ребята, а вам нравится зима?
У. Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Прослушайте стихотворение русского поэта XX века.
(Учитель литературы читает стихотворение С. Есенина «Пороша». В это время звучит «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова).
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
У. Узнали автора стихотворения?
Д. Да, это стихотворение С.А. Есенина «Пороша».
У. Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью каких художественных средств?
Д. Зима тихая, спокойная, волшебная. Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю.
(Дети находят эпитеты (белая косынка, бесконечная дорога); олицетворения (дремлет лес); сравнения (сосна - старушка)).
У. Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?
Д. Автор любит природу, понимает ее душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чем-то живом, близком, родном.
У. Да, природа для С. Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину…». Эту любовь автор сумел передать через стихи, посвященные русской природе.
У. Давайте обратим внимание на стихотворение «Поет зима – аукает» (учитель читает стихотворение)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
У. Образ какой зимы встает перед нами?
Д. Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «Вьюга с ревом бешеным» стучит по ставням и злится.
У. Есть ли музыкальность в этом стихотворении? Можно ли это произведение изобразить с помощью музыки? Давайте представим, себя в роли начинающих композиторов, и порассуждаем. Какая мелодия может передать характер стихотворения?
Д. Мелодия должна быть громкая. Характер музыки грозный, властный…
У. А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким бы голосам поручили петь эти строки: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.
Д. Эти строки мы бы поручили петь мужскому хору.
У. Как бы вы изобразили в музыке образ воробышек?
Д. Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные.
У. Каким бы голосам в хоре отдали предпочтение петь эти строки?
Д. О воробышках можно поручить спеть женскому хору.
У. А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалостливое звучание?
Д. Флейта (духовой инструмент)
У. Каким встает перед нами образ вьюги? Как можно ее изобразить в симфоническом оркестре?
Д. Вьюга суровая и страшная. Лучше ее характер передадут струнные инструменты – скрипки и виолончели, медные духовые – трубы и валторны.
У. Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки?
Д. Весна солнечная, теплая, радостная, ясная. Эти строки мог бы исполнить женский хор.
У. Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор. (Звучит фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»).
У. Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
Д. Да, похожа. Если бы мы были композиторами, мы бы сочинили что-то подобное.
У. Эту удивительную музыку написал наш современник Г. Свиридов. Эта кантата называется «Памяти С. Есенина». А что такое кантата?
(Словарная работа: кантата – это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов).
У. Мы с вами слушали только вторую часть кантаты, всего их 10. музыка этого произведения ярко и образно отражает литературный текст. Чувствуется единство музыки и слова.
У. А вдохновила на творчество композитора и поэта русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости она несет в наш дом. Вместе с ней приходят Новый год и долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.
У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку. Она учит нас терпению и выносливости.
У. А теперь, ребята, давайте объединим три вида искусства: литературу, поэзию и живопись. У нас три группы. Каждой группе будет дано стихотворение о зиме. Вы должны выполнить рисунки к стихотворению и музыку. А потом представите свой проект.
У.Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Д. О зиме и ее образе в стихотворениях и музыкальных произведениях
У. Какие новые музыкальные термины мы узнали?
Д. Узнали, что такое кантата, вспомнили что такое симфонический оркестр и какие инструменты в него входят
У. Мы с вами выполнили цель урока?
Д. Да
У. Вам понравился урок? Улыбнитесь все те, кому понравился урок, а кому не понравился урок надуйте щечки.