Самообразование

Тысленко Оксана Александровна

 Проблемный подход в обучении математике.

Я - учитель математики. Что это значит? Это значит, что мне очень трудно заинтересовать учащихся своим предметом, потому что математика считается сложной, скучной,  неинтересной и не каждому ученику она понятна. Не понятна  учащимся и сама суть изучения математики. На своих уроках я задаю ученикам вопрос «как вы считаете, зачем вам нужно изучать математику?» и практически всегда слышу ответ: «чтобы уметь считать сдачу в магазине», т.е. получается, что сами ученики не понимают, зачем им нужна математика. Моя задача объяснить важность этого предмета. Если задача каждой школы воспитать всесторонне развитую личность, которая выйдя со школы с аттестатом в кармане, способна будет найти своё место в жизни, способна будет конкурировать на рынке труда, то задача математики научить эту личность мыслить, уметь найти рациональное решение различных жизненных задач.  Поэтому мотивация учащихся к изучению  математики является одной из важнейших моих задач. Каждый урок я тщательно планирую, каждый этап урока стараюсь сделать интересным не только тем учащимся, которые имеют математический склад ума, но тем, для которых математика является сложной наукой. На уроках использую различные технологии обучения. Для меня приоритетной стала технология проблемного обучения. Почему именно проблемный подход в обучении математики?  Изучая поведение учащихся на уроке, я сделала вывод, что если на уроке разыграна проблемная ситуация, то учащиеся с интересом пытаются найти из нее выход, раскрывают свои потенциал.

На своих уроках элементы проблемного обучения я использую практически на всех этапах урока, но придерживаюсь   правила: «все должно быть в меру», я согласна с Лаззат Дюсембаевой, которая в своей статье «Проблемный подход в обучении математики» написала, что  проблемный подход в обучении обладает и рядом недостатков. Постоянное его использование требует больших затрат времени на уроке и большой предварительной работы учителя при его подготовке. Управляемость процессом обучения при этом подходе ниже, чем при традиционном. Проблемный подход неэффективен при формировании умений и навыков. Следовательно, необходимо разумное сочетание этого подхода с готовым изложением материала и репродуктивным методом.

Работая с детьми, которые по-разному относятся к математике, я пришла к выводу, что проблемный подход в обучении, способствует развитию интереса к предмету у тех учащихся, которым математика дается нелегко. Каким образом  проявляется этот интерес?  При выполнении задания «найди ошибку»  все учащиеся с интересом работают, потому что они выполняют сравнение своей  домашней работы и то, что написано на доске. Многие хотят найти эту ошибку первыми.

Проблемный подход в обучении математики, способствует развитию мысли-тельной деятельности учащихся,  нужно научить учащихся получать знания не только от учителя, ну и самим их добывать.

Каждый урок построен на совокупности элементов нескольких технологий. Проблемный подход я совмещаю с групповым методом. Чаще всего учащиеся работают  над проблемой именно в группах. Это позволяет включить в работу каждого ученика. Каждый участник группы берет на себя ту часть решения, которая ему по силам.